Екабпилс - небольшой латышский городок, расположенный на обоих берегах Даугавы, в 1962-м объединивший в себе левосторонний, собственно, Екабпилс (в свою очередь, унаследованный от Якобштадта) и правосторонний Крустпилс, особенно для меня привлекательный из-за... ну конечно, из-за наличия в нем замка.
Крустпилс является одним из немногих замков Латвии, дошедших до современности не в виде руин. Это одновременно является и огромным плюсом (не нужно напрягать воображение для того, чтобы представить сооружение целиком), и чудовищным минусом (текущая постройка имеет мало общего с оригиналом, возведенным рижским архиепископом в XIII веке.)
Во всех путеводителях сказано, что основано укрепление еще в 1237-м году, но большинство исторических фактов говорит говорят в пользу несколько более позднего срока. Наиболее вероятным периодом строительства Крустпилса (или, как он тогда назывался, на немецкий манер, Крейцбурга) считается промежуток между 1257-м и 1297-м годами.
В исторических хрониках наименование Крустпилс часто встречается рядом с такими словами как «захват» и «разорение». Каждый раз он восставал из руин, и каждый раз это было уже немножко другое сооружение.
Здесь хозяйничали: рижский архиепископ, Ливонский орден, поляки, шведы, русские, немцы и, теперь, Исторический музей города Екабпилса.
По злой иронии именно сегодня музей оказался закрыт, что предотвратило изучение сохранившихся средневековых подвалов и остатков декора XVIII-XIX вв., когда замок окончательно превратился в дворец.
Неподалеку обнаружился храм в стиле ампир 1818-го года выпуска, построенный на месте более древней кирхи - ровесницы замка. Утверждается, что башня нынешней церкви досталась ей от предшественницы. Так ли это, проверить не удалось, поскольку церковь тоже оказалась закрытой; они что, сговорились?
Сам Екабпилс также не лишен достопримечательностей.
В первую очередь это православный Свято-Духов мужской монастырь, основанный где-то в конце XVII века выходцами из Витебска или Полоцка.
Его главной святыней была Якобштадтская икона Божией Матери, вроде бы чудотворная. Ее обнаружили немцы по время русско-шведской войны 1656-1658 гг. плывущей по Даугаве. Один из вояк просто ткнул в нее копьем и, таким образом, на острие, вытащил на берег. Увидев на своей руке кровь, он было сначала стал искать на себе раны, но затем обнаружил, что кровоточит как раз добытый из реки образ. Далее предание и вовсе рассказывает небылицы, мол, Яков (так именовали военного солдата) тут же обратился в православие и остался жить в этом мухосранскерусской Гельмгофской слободе, после приобретения прав города названной Якобштадт.
Во время совсем напрасного нашествия Наполеона на Москву монастырь был буквально разорен, а после ответного похода отечественных войск в Париж его решили закрыть, преобразовав в обычный городской приход. В конце XIX века наметились положительные сдвиги в истории обители, но началась Первая Мировая, и чудодейственная икона была эвакуирована в Россию, где потерялась в годы революции и последовавшей гражданской войны. Новый подъем последовал после 1920-го года, но прибывшая в конце Второй Мировой советская власть нанесла новый урон, от которого монастырь только сейчас начинает медленно приходить в себя. Так что это скорее будущая достопримечательность, чем настоящая.
Наконец, город страшно гордится своей центральной площадью Вецпилсетас, посвящая ей целые страницы путеводителей, хотя, казалось бы, двух слов достаточно.
На самой площади никогда не было ничего интересного и ничего особенного не происходило, но если достопримечательности нет, то ее нужно выдумать, правда? Вот и здесь понаделали кичливых памятников, и каждый снабдили собственной легендой. Например, это ведь рыночная площадь раньше была? Наверняка взвешивали чего-нибудь постоянно? Ну, так построим памятник... весам!
А еще тут ну сто процентов люди воду пили. Ну, пили же, как не пить? Так построим памятник колодцу!
И деньгами, несомненно, тут пользовались. Это же рыночная площадь, туда-сюда, вы понимаете? Поэтому построим памятник кошельку!
Между прочим, этот кошель очень напоминает рижский подарок петрозаводской набережной. Кто про что, а латыши, в первую очередь, про деньги.
И только крадущаяся рысь, эта бедная кошка, которая, небось, шла домой к детишкам и, возможно даже, была вегетарианкой, но застреленная на переправе герцогом Екабом, удостоилась более-менее осмысленной скульптуры. Рысь изображена на гербе города, поэтому наличие здесь этой фигуры вполне объяснимо.
Возможно, в Екабпилсе можно обнаружить и еще чего-нибудь относительно любопытное, но дальнейшие поиски проводить не хотелось, и потому здесь я ставлю в отчете жирную, похожую на кляксу точку.
Прочитано у lic0001 с подачи vgil
Community Info