«Искаженное восприятие реальности» как повод попасть в концлагерь или получить эвтаназию: 75 лет назад в Германии началась «чистка» художественной среды
75 лет назад около пяти тысяч художественных произведений, созданных немецкими авангардистами, по распоряжению Комиссии по дегенеративному искусству были сожжены во внутреннем дворе берлинской пожарной части. В борьбе нацистов с «искаженным восприятием мира» пострадало множество полотен всемирно признанных художников. ©
~~~~~~~~~~~
Адольф Гитлер и Йозеф Геббельс на выставке дегенеративного искусства. Фото: Национальный архив США
«Так больной разум видит природу»
Еще в программе Национал-социалистической немецкой рабочей партии «25 пунктов» одним из требований было введение «законодательной борьбы против литературных и культурных течений, оказывающих разлагающее влияние на наш народ». На партийном съезде НСДАП в 1935 году Гитлер выступил с программой оздоровления национальной культуры, объявив кубизм, дадаизм и футуризм причиной политического и экономического разложения Германии. Третий рейх, по словам фюрера, принципиально отторгал дух авангарда. В 1936 году нацисты начали конфисковывать из выставочных залов и запасников музеев картины, рисунки, литографии и скульптуры модернистов.
В число вредных художников попали Эрнст Барлах, Георг Гросс, Отто Дикс, Василий Кандинский, Оскар Кокошка, Эмиль Нольде, Алексей Явленский и еще около сотни представителей авангарда. В список включили не только классиков модернизма, но и авторов еврейского происхождения или коммунистических взглядов. Остракизму также подверглись полотна Винсента ван Гога, Поля Гогена, Марка Шагала, Анри Матисса, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Дегенеративной признавалась деятельность архитекторов и художников Баухауса — Высшей школы строительства и художественного конструирования, закрытой в 1933 году.
30 июня 1937 года рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии Йозеф Геббельс назначил президента Имперской палаты изобразительных искусств профессора Адольфа Циглера главой комиссии, в обязанности которой входило изъятие «образцов вырождающегося искусства» по всему рейху. Комиссия состояла из шести человек.
Экспозиция выставки дегенеративного искусства. Фото: Национальный архив США
18 июля 1937 года неподалеку от места, где на следующий день должна была открыться выставка дегенеративного искусства, почтенная публика получила возможность ознакомиться с одобренными властью художественными произведениями. Гитлер, открывая «Большую германскую художественную выставку», огласил культурную программу НСДАП: «Произведения искусства, которые невозможно понять и которые требуют целого ряда пояснений, чтобы доказать свое право на существование и найти свой путь к неврастеникам, воспринимающим такую глупую и наглую чушь, отныне не будут находиться в открытом доступе. И пусть ни у кого не остается иллюзий на этот счет! Национал-социализм преисполнен решимости очистить германский рейх и наш народ от всех этих влияний, угрожающих его существованию и духу... С открытием этой выставки безумию в искусстве положен конец, а вместе с ним и развращению таким искусством нашего народа...».
Местом проведения порученного ему мероприятия Циглер выбрал душное, плохо освещенное помещение Археологического института Мюнхенского университета. Задача экспозиции состояла в том, чтобы максимально подчеркнуть «дегенеративность» выставленных произведений. На входе висел предупреждающий плакат «Беременным и несовершеннолетним вход воспрещен». Посетители попадали в выставочный зал по узкой лестнице, и первое, что они видели, была огромная скульптура Иисуса Христа, выглядящая чересчур театрально. Картины в зале были подвешены на шнурках и в основном не имели рам.
В первом зале были собраны работы на религиозную тему, во втором — преимущественно произведения еврейских художников, картины в третьем зале, по задумке организаторов, оскорбляли немецких женщин, солдат и крестьян. Экспозиция в остальных залах не имела тематической направленности. Всего на выставке было представлено 650 картин, а также скульптуры, графические работы и книги, изъятые из 32 музеев. Из 112 художников только шесть были евреями, однако нацисты упорно пропагандировали идею о том, что авангард объединяет ненавидящих Германию еврейско-большевистских художников. Картины перемежались рисунками душевнобольных и фотографиями уродов. Для усиления впечатления стены были расписаны оскорбительными лозунгами, а картины сопровождались пояснительными надписями вроде «Так больной разум видит природу», «Идеал — кретин и шлюха» или «Немецкие крестьяне в еврейском стиле». Рядом с ними была указана сумма, которую музей потратил на приобретение данной картины. Купленные во время гиперинфляции начала 1920-х годов полотна казались сверхдорогими.
При отборе произведений для выставки нацисты руководствовались определенными критериями. Так, картины Эмиля Нольде и Пауля Клее попали в экспозицию за «издевательское отношение к религии». Георгу Гроссу вменялось «наличие большевистского и анархического подтекста», представителям художественной экспрессионистской группы «Мост» — «утрата национального сознания и увлечение экзотикой примитивных народов» и «утверждение человеческого идеала в виде идиотов, кретинов и паралитиков», Людвигу Майднеру и Отто Фрейндлиху — «стремление изображать только иудейскую натуру», а Отто Диксу и Эрнсту Людвигу Кирхнеру — «моральное разложение и увлечение темой проституции под видом социальной критики». Самым простым и не связанным с идеологией поводом для попадания в дегенеративные художники было «нарочитое искажение натуры», поскольку Гитлер считал неприемлемым изображение синей травы и зеленого неба, видя в этом расстройство зрения, риск наследственной болезни и нездоровое восприятие реальности.
Выставка вызвала небывалый ажиотаж: с 19 июля по 30 ноября 1937 года в Мюнхене ее посетило больше двух миллионов человек, после чего экспозицию отправили на гастроли по 12 городам Германии и Австрии, в том числе в Берлин, Лейпциг, Дюссельдорф, Гамбург, Франкфурт на Майне, Зальцбург и Вену, где «культурное разложение» дегенеративного искусства» смогли засвидетельствовать еще около миллиона зрителей.
Очередь на выстовку дегенеративного искусства
Через несколько недель после выставки Геббельс распорядился о продолжении конфискации произведений подрывного искусства. В результате их было изъято больше 16,5 тысячи картин.
К концу 1936 года из Германии эмигрировали сотни литераторов, художников, архитекторов и музыкантов. Не прекращался этот поток и на следующий год. Портретист Макс Бекман в день открытия выставки уехал в Амстердам, а затем перебрался в США. Марк Шагал в 1937 году принял французское гражданство. Дадаист Макс Эрнст переехал в Соединенные Штаты с помощью галеристки Пэгги Гугенхайм. Эмигрировавший в Швейцарию Эрнст Людвиг Кирхнер в 1938 году покончил с собой. Проживший в Швейцарии больше половины жизни Пауль Клее так и не получил гражданства из-за статуса дегенеративного художника.
Оставшимся в Германии «врагам» немецкой культуры запрещалось преподавать в университетах, выставляться в галереях или даже покупать кисти и краски. Эмиль Нольде продолжал тайно писать и перешел на акварель, чтобы запах масляных красок не мог его выдать. Отто Дикс переехал в деревню, где подробно вырисовывал пейзажи, чтобы нацистские власти не смогли обвинить его в искажении действительности. Многие еврейские художники погибли в концентрационных лагерях или, как Элфрида Лозе-Вехтлер, попали в программу насильственной эвтаназии.
Не можешь продать — сожги
Не участвовавшие в экспозиции картины хранились на складе Кепеникштрассе в Берлине. Часть из них была вывезена за город и продана иностранным коллекционерам в среднем по $20 за штуку.
20 марта 1939 года во дворе пожарной части в Берлине было предано огню 1004 картины и 3825 рисунков, акварелей и графических работ, в основном за авторством Нольде, Гросса, Дикса, Карла Шмидта-Ротлуфа, Кете Кольвица и Эриха Хеккеля. Они не имели ценности на международном рынке и не могли стать частью плана Германа Геринга по пополнению государственной казны.
Гитлер распорядился обменять некоторые полотна на произведения мастеров-классиков. Поскольку фюреру не удалось реализовать себя как художника, его интересовали исключительно старые шедевры — Микеланджело, Тициана, Леонардо да Винчи.
С трех аукционов в Люцерне на территории нейтральной и относительно платежеспособной Швейцарии через подставных лиц было продано несколько сотен различных художественных работ. Возглавляемая Герингом специальная комиссия по использованию работ дегенеративного искусства установила минимальные начальные цены для полотен. Первые торги, назначенные на 30 июня 1939 года, вызвали большой интерес иностранных коллекционеров, однако особого коммерческого успеха они не имели. Интерес к полотнам сильно угас после того, как до покупателей дошли слухи об истинной цели аукциона — финансировать нацистский режим. Торги повторно проводились 26 августа 1939-го и 28 июня 1941 года. Геббельс отчитался Гитлеру о продаже 300 картин и скульптур и трех тысячах графических работ.
Множество картин разошлось по частным коллекциям представителей власти Третьего рейха. Сам Геринг присвоил себе 14 ценных полотен, в том числе Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и Поля Сезанна.
Несмотря на категорический запрет на дегенеративное искусство в Германии, в оккупированной Франции все еще было возможно продавать и покупать шедевры авангарда. Нацисты заботились о моральном облике исключительно немецкого народа, а душевное здоровье французов их волновало мало. Однако французское правительство периодически устраивало показательные акции, чтобы угодить оккупантам. Так, в ночь на 27 июля 1942 года на террасе сада Тюильри у национальной галереи Же-де-Пом в Париже было сожжено больше 600 работ Пикассо, Дали, Клее, Леже и Миро. Галерея в 1940—1944 годах служила хранилищем изъятых у евреев произведений искусства.
Несмотря на безжалостную борьбу с художниками авангарда, нацистам за несколько лет удалось достичь совершенно противоположных целей. Кроме того, что они привлекли небывалый интерес к произведениям модернистов (в том числе выставив их бок-о-бок с одобренными Гитлером творениями, представляющими диаметрально противоположную эстетическую систему), они поменяли его политико-общественное содержание. Зарождавшийся в недрах коммунистической идеологии авангард, представленный нацистами как антифашистское и антитоталитарное искусство, после Второй Мировой войны стал восприниматься в СССР и странах соцлагеря как либеральное течение, и его приверженцы снова подверглись гонениям, но уже за антикоммунистическую направленность.
Ольга Кузьменко
«Русская планета»
«Русская планета»
Community Info