mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Я стараюсь «поставить им голову»

Свечки и печки
«Русская планета» пообщалась с православным катехизатором

Понятия об институте катехизации, несмотря на постепенное развитие этой стороны духовной жизни, все еще остаются довольно размытыми. Курсы «мирских проповедников» или, как их часто называют, «педагогов веры», функционируют в городе уже несколько лет, однако деятельность их выпускников вызывает вопросы уже на уровне определений. Чтобы разобраться в работе современного православного просветителя и услышать «светско-духовное» мнение о процессе формирования религиозных взглядов в среде нижегородцев, корреспондент «Русской планеты» побеседовал с одним из первых катехизаторов Нижнего Новгорода, ассистентом кафедры журналистики ННГУ Анной Ермолиной. ©
~~~~~~~~~~~


Работа катехизатора действительно «на первый взгляд как будто не видна». Вопреки представлениям о типичном православном проповеднике, Анна Ермолина — современная женщина, преподаватель, бывший обозреватель пресс-службы Нижегородской епархии. В течение беседы она неоднократно повторяет:

− Катехизатор не ходит по улице с крестом и не призывает низким голосом людей молиться. Не проповедует каждый день, безотлагательно и на большую аудиторию.

С Анной Ермолиной мы встречаемся на кафедре журналистики ННГУ, где у нее намечена беседа со своими студентами по вопросам дипломных и курсовых работ. Людей немного, поэтому удается попросить катехизатора-педагога рассказать о своей деятельности подробнее:

− О катехизаторе постоянно говорят «в общем», но кто это все-таки такой? Есть ли отличия от более привычного понятия — «миссионер»?

− Я бы не сказала, что миссионер — это более привычное понятие. Оно западное и от этого более разрекламированное. Отличия же между ними очень серьезные. В подавляющем большинстве случаев миссионер — это священник или человек, привлеченный священником, чтобы служить делу церкви. Но катехизатор — это не священник, а просто человек самой разнообразной основной профессии, разделяющий точку зрения того вероучения, которому он принадлежит, и уже в основе его религиозной деятельности лежит духовное просвещение людей.

− Каким образом происходит это просвещение?

− Всегда по-разному. Катехизаторами становятся люди самых разных возрастов: насколько я знаю, от 17 до 87 лет, и разных профессий: юристы, врачи, педагоги, экономисты. Даже токари, пекари, дворники, охранники. На курсах катехизаторов при соборе Александра Невского, которые я заканчивала, было несколько человек вовсе без образования и, например, четверо журналистов. Так вот, журналисты занимаются подобным духовным просвещением непосредственно через СМИ или работу в пресс-службах. Перед началом курсов я несколько месяцев отработала в просветительском центре «Глагол» — это управление СМИ Нижегородской епархии (сейчас уже митрополии), тогда у нас было довольно много новичков и чтобы «погрузиться в тему», мы отправились на эти курсы. В случае, когда профессия далека от общения с большими группами людей, процесс просвещения происходит несколько иначе. Как? Точно я сказать не могу, здесь у каждого индивидуальный подход, все зависит от круга общения катехизатора. В данном случае у журналистов охват очень широкий, и здесь вопрос стоит даже не в духовном просвещении аудитории, а в более профессиональном подходе к работе с представителями основных конфессий. Что касается рабочих специальностей, то там человек может вести просветительскую деятельность среди коллег или друзей. Точной инструкции, «что, как и среди кого делать», у катехизаторов нет. Благо, вера у всех нас одна и понимание этой веры примерно одинаковое.

− То есть в повседневное общение на работе и с друзьями человек вносит определенный просветительский акцент?

− За два года курсов катехизации я поняла, что подходы могут быть диаметральными. По большому счету все отдается на откуп человеку, который этим занимается. Журналисты в любом случае иногда пишут материалы религиозной направленности. Врачи (а катехизаторами бывают и кандидаты медицинских наук) ведут просветительскую деятельность среди другого медицинского персонала или больных. Преподаватели, как я, помогают студентам разбираться в вопросах богословия, организуют экскурсии. У нас нет западного подхода тех самых миссионеров — продвигать «в лоб», человек просто немного перестраивает свою жизнь и свою манеру общения в параллель с теми знаниями, которые были получены на курсах. Это очень тонкая работа. Что касается меня, то я никогда не разговариваю с человеком на тему религии, если он сам не проявляет к этому интерес. Можем поговорить о колготках, можем поговорить о бижутерии — о чем угодно. Никогда не спекулирую катехизаторством, а желание быть услышанной у меня и так реализовано в педагогической деятельности.

− Что представляют собой курсы катехизаторов?

− Курсы при соборе Александра Невского — это два года учебы по выходным, причем довольно долго: как правило, с 10 до 17–18 часов. В целом, все как в университете: пары, лекции, экзамены. Много внимания уделяется истории религии, вопросам богословия и так далее. Несмотря на два высших образования, там я действительно узнала много нового и интересного, даже в том, что касается общей истории России. К тому же курсы бесплатные, нас бесплатно кормили, да и атмосфера обучения была замечательная.

− Чем, с точки зрения катехизаторства, вы занимаетесь в рамках вашей профессии?

− Сейчас я не могу сказать, что моя журналистская деятельность как-то связана с православным катехизисом, так как я работаю в издательстве «ОБЛСОВПРОФа». Зато в педагогике это проявляется ярко, потому что на кафедре журналистики в ННГУ я читаю свой авторский спецкурс — «Пиар в сфере этно-конфессиональных отношений». Там я рассматриваю не только православие, а вообще все религии, распространенные в Нижегородской области. Это спецкурс по выбору, но без ложной скромности скажу, что у меня много студентов, некоторые просто приходят послушать, не для «галочки» в зачетке. Предмет в целом светский, но я стараюсь «поставить им голову» с точки зрения основ веры просто как гуманитарного знания. Дело в том, что хорошим журналистам это все необходимо знать, и неважно, к какой конфессии они относятся и верят ли в Бога вообще. Например, в центре «Глагол» работают люди разных вероисповеданий, но при этом они пишут потрясающие материалы о православии, знают его основы, замечательно общаются между собой. Это профессионалы, профессионализму я и учу своих студентов. Конечно, мы много говорим о толерантности и веротерпимости, потому что если взять ту же самую пресс-службу областного духовного управления мусульман — кто там работает, кроме самих мусульман: русский, еврей, украинец-католик. Люди выдают качественные информационные продукты, несмотря на подобное религиозное многообразие. Слово журналиста — это весомая доля в катехизаторстве, ведь читают материалы тысячи, а иногда и миллионы людей.

− Может, тогда есть смысл говорить о многоконфессиональном катехизаторстве?

− Я думаю, что это вопрос будущего. Ведь многим пока тяжело разобраться в основах и одной религии, у студентов в голове «ералаш», но и преподавательский катехизис не исключительно христианский. Естественно, студенты заведомо не все православные: есть мусульмане, есть неверующие, есть крещенные, которые категорически не хотят посещать храм, есть иудеи. Я даю базовые знания по всем конфессиям и стараюсь организовать экскурсии в православный храм, в мечеть, в синагогу. В кабинете мы сидим редко.

− Студентам это интересно? Ведь молодежь сейчас в основном далека от религии и у многих к ней возникает чувство отрицания и неприязни.

− Многие изначально встречают подобный процесс обучения обескураженно, но никакого навязывания нет — это необходимая процедура для того, чтобы получение знаний проходило эффективно. Я не воспитываю в них верующих людей, я предлагаю им «радугу» — целый спектр подходов к вопросам религии. В то же время постоянный разговор о воспитании духовности и азах православной веры, который муссируется в СМИ, оказывает на молодежь и негативное воздействие. Сейчас, грубо говоря, открыто все, но такой напор отвращает 17–18-летних студентов, работает в минус. Несмотря на интереснейшие проекты патриотического и духовного воспитания, необходимый посыл молодежью улавливается редко. Знаете, в школьные годы я очень любила песни Владимира Высоцкого, играла на гитаре и в конце девятого класса написала сочинение о Высоцком как о поэте. За него мне поставили «кол» с формулировкой, что это даже не поэт, а человек с сомнительной биографией, и творчество его сомнительно, но мое сочинение выкрали из учительской и читали всей школой. Вы можете представить, что сейчас томик Высоцкого выкрадут откуда-то? Зачем?! В интернете можно найти все что угодно. В советские годы его концерты запрещали, но народ буквально ломился — крушил двери и окна; тогда кто-то из умных КГБ-шников сказал очень важную фразу: «Разрешите, всех пустите, откройте двери и окна, пусть все слушают, и тогда через несколько лет они ни одной его книги не откроют!». То же самое сейчас происходит и с Катехизисом, и с основами веры. В 90-е годы все было в новинку, это было необычно. А когда дорога к Христу открыта, половина не хочет к нему идти, им это не интересно.

− Можно что-то изменить?

− Я никого никогда не агитирую, процесс прихода к вере очень интимный. Влезать туда я как педагог, прежде всего, не имею права. Можно только показать, познакомить. Когда мы в рамках занятия идем в храм, сразу на непонятливые взгляды отвечаю: «Я не собираюсь вас крестить». Если человек не хочет, то это последнее дело — что-то там в нем менять. Я уверена, что насильно в рай привести нельзя, но есть определенный элемент катехизаторства в том, чтобы просто заинтересовать студента и привести его на экскурсию. Порой в глазах тех, кто кричал: «Ноги моей не будет в православном храме», после посещения я вижу толику заинтересованности.

Под конец беседы, отойдя от вопросов катехизиса, удается узнать мнение Анны Ермолиной о процессе недавней реорганизации Нижегородской епархии, превращения ее в митрополию, и о проекте строительства православных церквей в шаговой доступности для жителей каждого района города. Помимо этого, задаю катехизатору и очень личный вопрос:

− А вы сами воцерковленный человек?

− По классическому пониманию нет. Часто у меня не получается раз в неделю посещать храм, а исповедоваться всуе не хочется. Я больше внимания уделяю качеству, чем «букве закона». Бог смотрит на наше сердце, а не на календарные даты. Отбывать повинность в храме не нужно, лучше сделать другое дело — то, что, например, ждут от вас близкие люди. Но если брать более современное понятие воцерковленности, то может быть. Я вообще не задумываюсь над этим, просто живу. Живу верой, и вера мне очень помогает, а обряд ради обряда — это не ко мне.

Что касается инициатив руководств города и области о существенном увеличении православных приходов, то, по словам Анны Ермолиной, мнение на этот счет складывается двоякое:

− С одной стороны, каждый молящийся имеет право на церковь рядом со своим домом, но с другой стороны — где взять столько верующих, чтобы все храмы были заполнены, чтобы у батюшек были сборы, хватало денег на свечки и печки? Ведь каждый храм должен содержать сам себя, а у нас народ идет туда только на Пасху и на Рождество, в остальное время — пусто. Давайте будем честны с собой.

По мнению православного катехизатора, храм с воскресной школой и детской площадкой — это все-таки намного лучше, чем помойка или пустырь. А вот создание митрополии на духовной жизни нижегородцев никак не отразилось, по факту это просто структурное изменение, касающееся только жизни духовенства.

− Вообще дробление целой области и объединение частей в митрополию говорит прежде всего о том, что к региону есть интерес, а значит, будем развиваться, — подытожила Анна Ермолина. — Владыку Георгия очень хвалят за строительство храмов, за качество службы, за охват территории, за работу в отдаленных районах. Но простым батюшкам тяжело. В этом отношении, на мой взгляд, создание митрополии — минус. У каждого священника по шесть храмов на огромном расстоянии друг от друга, а времени на людей не остается совсем.

Катехиза́ция (греч. Κατήχησις — поучение, наставление) , также Катехуменат или Оглашение — изучение основ христианской веры и вероучения церкви человеком, готовящимся принять крещение и стать членом Церкви. Эти знания как правило собраны в «катехизисы», «огласительные слова», «Символы веры» и сборники церковных канонов. Термином «Катехизация» в широком смысле обозначается весь процесс изучения основ христианского вероучения. В то время как термины Оглашение (Катехуменат), используются как правило в узком смысле, только применительно к христианам, готовящимся принять крещение. / Вики
Сергей Жульев
«Русская планета», Нижний Новгород
Фото: Андрей Копий
Tags: высшая школа, города и сёла, духовность, женщины, интервью и репортаж, нравы и мораль, образование и воспитание, общество и население, поволжье, православие, регионы, религии, современность, христианство
Subscribe

  • О ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ПОДНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Сегодня в честь празднования Дня государственного флага Российской Федерации в городском парке Победы состоялась торжественная церемония поднятия…

  • РАДУЖНЫЙ. ГОД ЗА ГОДОМ

    Привет всем! Сегодня на календаре 15 августа. Как же быстро летит время. 39 лет тому назад наш населённый пункт получил статус города окружного…

  • ***

    Всем привет! «Цветы — стихи природы» – Жюль Верн Цветы — это маленькие чудеса природы, которые приносят радость и счастье в нашу жизнь. Они…

promo yarodom september 20, 2012 20:29 21
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments