?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Лица России. Албанцы
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©


Другие лица России

Общие сведения

АЛБ‘АНЦЫ, шкиптар, шчиптар (самоназвание в единственном числе, от "шчип" - "говорить понятно"), в Италии - арбреши, в Греции - арванитес, народ, основное население Албании.

По данным Переписи населения 2002 года численность албанцев, проживающих на территории России, составляет 300 человек. На территории Российской империи первые албаноязычные группы появились в ходе массовой иммиграции православных народов из Османской Болгарии в российский Буджак (историческая область на юге Бессарабии) в 1811 г. В настоящее время компактно проживают в одном сeлe Одесской области (Жовтневое, Болградский район), а также трёх сёлах Запорожской области (Георгиевка, Девнинское и Гамовка недалеко от г. Мелитополь). Общая численность достигает 5 000 человек, разделённых примерно поровну между Одесской и Запорожской областями. Являются объектом повышенного интереса среди этнографов Восточной Европы с 30-х годов ХХ века.

Численность в Албании 3250 тыс. человек. Живут также в Югославии, главным образом в Косово (1985 тыс. человек), в Македонии (500 тыс. человек), в соседних с Албанией районах Греции (80 тыс. человек), в Италии (южные области и остров Сицилия, 130 тыс.), в Турции (15 тыс.), Болгарии, Румынии, Украине, США (115 тыс. человек). Общая численность 8 млн. человек.

Говорят на албанском языке (отдельная группа индоевропейской семьи). Выделяются гегийские (северные) говоры и тоскский диалект. Письменность на основе латинского алфавита.

Хозяйство и быт

Албанцы - потомки древнейшего населения Балканского полуострова. Некоторые учёные (в том числе албанские) считают основным этническим ядром Албанцев племена иллирийцев, другие - фракийцев. На культуру и язык Албанцев наложили отпечаток римское господство (2 век до нашей эры - 4 век нашей эры), славянская колонизация 6-7 веков, влияние Византии, включение части этнической территории в государства болгар и сербов, борьба за влияние между католической и православной церквами. С 11 века происходило постепенное слияние отдельных территориальных групп и образование более крупных общностей. Этноним "Албанцы" ("арберы") стал распространяться на всех обитателей Албании. В 15 веке начала складываться социально-экономическая и политическая общность.

Господство Османской империи (конец 15 века - 1912) вызвало интенсивную эмиграцию Албанцев (в различные области Османской империи, в Италию, Россию и др.). Нарушились хозяйственные связи между албанскими областями, консервировались примитивные традиции в быту и хозяйстве, углублялись диалектные различия. В 17-18 веках вследствие жестокой дискриминации христианского населения большинство Албанцев перешло в ислам. В горных районах, сохранявших относительную самостоятельность и элементы родо-племенных отношений, население продолжало придерживаться православия (на юге) и католицизма (на севере). Этноним "арберы" был постепенно заменён новым - "шкиптар" (или "шчиптар", "штиптар"), по которому отличались говорящие понятно ("шчип") от завоевателей, говорящих на турецком языке. Потомки эмигрантов в Италии сохранили вариант средневекового этнонима "арбреши". Во 2-й половине 18 - начале 19 века сформировались две главные группы Албанцев: тоски (область Тоскэрия на юге) и геги (область Гегэрия на севере).

С середине 19 века усиливались процессы этнической консолидации, росло национальное самосознание Албанцев. В конце 19 века сложился современный литературный язык (на основе тоскского диалекта). С конца 19 века происходила эмиграция Албанцев в Египет, Америку (главным образом в США и Аргентину), Австралию. Национально-освободительная борьба Албанцев против турецкого ига (независимость Албании провозглашена в 1912), затем против итальянских и германских оккупантов (1939-44) усиливала процесс национальной консолидации.

Традиционное хозяйство в низменных районах - земледелие (пшеница, рис, табак, оливы, на юго-западе цитрусовые), в горных - отгонное скотоводство (овцы, козы). Со временем развилось скотоводческо-земледельческое (с преобладанием кукурузы) хозяйство. В 1950-90-х годах сложилась аграрно-индустриальная экономика; промышленность лёгкая, горнорудная, нефтедобывающая, деревообрабатывающая. Возникли рабочие посёлки, городской (преобладающий) и сельский типы бытовой культуры. Около 1/3 Албанцев живёт в городах.

Основа традиционной пищи - кукурузный и пшеничный хлеб, у земледельцев преобладали овощные, у скотоводов - молочные блюда. Планировка сёл в горах - кучевая и разбросанная; в долинах и городах - кучевая. По мусульманской традиции городские дома были расположены в глубине закрытых дворов. С начала 20 века в больших городах, а с середины 20 века повсеместно преобладает квартальная планировка.

Традиционное жилище Албанцев в горах - средиземноморского типа: двухэтажные каменные дома (внизу - хлев, наверху - жилые помещения), под крутыми крышами (из-за обильных снегопадов) из драни; в долинах - небольшие хижины из камня, глинобитные, плетнёвые или дощатые; преобладали двухэтажные дома, каменные или рамной конструкции. Для Северной Албании в прошлом характерны укреплённые каменные дома-башни (кулы). В современном селе доминируют двухэтажные дома (оба этажа жилые) с лоджиями, кирпичные, штукатуренные, под 4-скатными черепичными или шиферными крышами. С 1980-х годов в городской архитектуре - многоэтажные дома (бетон и другие современные материалы). Для интерьера сельских и городских жилищ характерно обилие ковров, драпировок.

Традиционная одежда (ныне сохранилась в фольклорных вариантах) у скотоводов - из шерстяных тканей, земледельцев - из шерстяных, льняных, шёлковых, хлопчатобумажных. Преобладающие цвета - белый, чёрный, красный. Украшения - вышивка, аппликация, кружева, декоративный шнур. Исходные элементы мужского и женского традиционного костюма - белая рубаха прямого покроя с длинными рукавами и верхняя плечевая распашная одежда без застёжки. Мужская "фустанелла" (подол рубахи превратился в белую юбочку, наплечная одежда - в жилет) была почти повсеместно распространена в 18 веке, до 20 века сохранялась на юге. Тип "тирчи" (узкие белые штаны, короткая рубаха, жилет, куртка) распространился в 19 веке (кроме юга), частично сохраняется в горной зоне. Мужской головной убор - белая валяная (реже вязаная) шапочка, полусферическая или с плоским верхом.

В женском костюме обязательны фартук (шерстяной, ярких расцветок), обилие вышивок и серебряных украшений; головной убор полотенчатый. Обувь - из цельных кусков сыромятной кожи. Под влиянием турецкой культуры одежда Албанцев дополнилась шальварами, золотошвейными украшениями.

Традиционные виды прикладного искусства: обработка серебра (литьё, филигрань), резьба по камню и дереву, ковроткачество (полихромный геометрический орнамент). С 17-18 веков известна полихромная роспись интерьеров жилых и культовых зданий (преобладают растительные мотивы).

Сохраняются эпические сказания, песенный и танцевальный (хороводные танцы) фольклор, народные музыкальные инструменты - духовые (фюэл - род свирели, волынка), струнные (чифтели, ляхута), ударные (барабан). Древние верования (почитание явлений природы, особенно характерен культ солнца, растительности, воды, гор, перевалов и т.п.) отразились в современных календарных и семейных обрядах.
Ю.В. Иванова

Buy for 20 tokens
По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места. Даже, если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне. В cтиле забытого pетро Путешествие в обратно Я бы запретил, Я прошу тебя, как брата, Душу не мути.…