?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Лица России. Багулалы, бежтинцы, ботлихцы
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©


Другие лица России

Общие сведения

БАГУЛ‘АЛЫ, багвалалы, багвалинцы, багулал, гантляло (самоназвание, "бедные люди, едящие сырое мясо", "богатыри", "соски"), народ в России (5 тыс. человек). Относятся к андийским народам, коренное население Западного Дагестана. Язык багулальский, имеет говоры: хуштадинский, тлондодинский, тлибишинский. Распространены аварский, русский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты.

По данным Переписи населения 2002 года численность багулал, проживающих на территории России, составляет 100 человек.

С конца 1-го тысячелетия до нашей эры племенное объединение Багулал входило в союз Дидури (Дидо). С его распадом с 15 века Багулалы объединились в союз сельских общин Багулал с центром в селении Хуштада. В 14 веке были исламизированы. С 1921 в составе Дагестанской АССР (с 1991 - Республика Дагестан).

Традиционные занятия - пашенное земледелие (зерновые, бобовые, огородные, бахчевые, технич. культуры), садоводство, виноградарство, пчеловодство, а также отгонное овцеводство. Ремёсла: производство сукна, войлока, обработка дерева, металла, кожи, камня, гончарство.

Традиционные поселения кучевые, террасообразные из тесно расположенных домов, иногда с внутренними ходами между ними, по краям селений сторожевые башни, к главной оборонительной башне в центре селения подведены подземные ходы из всех кварталов. Расселение территориториально-соседское, в прошлом родственное (тухумное). Традиционное жилище каменное двух- и трёхэтажное, квадратное, иногда с лоджиями, галереями (ныне застеклёнными). Пол земляной, крыша плоская, глинобитная. Современные дома двух- и полутораэтажные, с четырёхскатными и двухскатными крышами, крытыми шифером, деревянными полами.

Традиционный костюм: у мужчин - туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска с газырями, нагольная овчинная шуба с ложными рукавами, овчинная папаха; у женщин - туникообразное чёрное платье-рубаха, штаны до пят, тёмное покрывало, чёрный кожаный чепец-накосник чухто, красный кушак, овчинная шуба и куртка, кожаные, войлочные и вязаные сапожки. Обильны серебряные и медные украшения. Мужчины до 40 лет брили голову, оставляя усы и бороду.

Пища: пресный хлеб (лепёшки), варёные бобы, каши из муки, хинкал с мясом или молоком, пироги, молоко, масло, творог, мясо (жареное, варёное, вяленое).

Багулалы были организованы в общины-джамааты. Преобладает малая двухпоколенная (иногда трёхпоколенная) семья, в начале 20 века встречались неразделённые семьи. Прочны родственные тухумные связи. Предпочтительны кузенные браки.

Богат песенный (преимущественно на аварском, а также багулальском языках) и танцевальный фольклор, сохраняются пословицы, поговорки, предания, сказки. Из календарных особо характерен праздник первой борозды. Сохранились остатки традиционных верований - вера в духов природных объектов, культы святых, предков, светил, элементы магии. Основные мифологические персонажи - джинны, дракон-аждаха и другие.
Г.А. Гаджиев

БЕЖТ‘ИНЦЫ, бежтины (самоназвание), хьванал (аварское, "лошадники"), капуча (грузинское), народ в России (8 тыс. человек). Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. человек). Общая численность 9 тыс. человек. Говорят на бежтинском языке. Распространены аварский, русский, грузинский, цезский, гунзибский, гинухский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты.

По данным Переписи населения 2002 года численность бежтинцев, проживающих на территории России, составляет 6 тысяч человек.

На своей этнической территории живут со 2-й половины 1-го тысячелетия до нашей эры. Капучинцы ("земля Кафучи") упоминаются в арабских географических сочинениях 10 века. Входили в состав военно-политического союза Дидо, с 15 века - в Анцухо-Капучинский союз конфедерации Антль- Ратль. С 18 века союз распался на Анцухский и Капучинский союзы сельских общин, в последнем были объединены Бежтинцы и гунзибцы. Поддерживали тесные экономические и военно-политические связи с Грузией, с 16-17 веков в Грузии живёт часть Бежтинцев.

После присоединения Дагестана к России (1813) приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. В советское время часть Бежтинцев переселилась на Кумыкскую плоскость, между Тереком и Сулаком.

Основные традиционные занятия - отгонное животноводство (главным образом овцеводство, также крупный рогатый скот, козы, лошади) и пашенное земледелие (ячмень, рожь, пшеница, полба, овёс, бобовые, чеснок, табак). В советский период увеличились площади под зерновыми, получили развитие садоводство, овощеводство (главным образом на Кумыкской плоскости).

Семья преимущественно малая, до 30-40-х годов 20 века бытовали формы неразделённой семьи. Сохраняется определенное значение патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. Бежтинцы были организованы в общины-джамааты. Сохраняются традиции семейной, похоронно-поминальной обрядности, обычаи почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимства, куначества.

Поселения двух типов - селение и хутор (до 40-50-х годов 20 века). Планировка ступенчато-кучевая и разбросанная, подступы охранялись многоярусными болевыми башнями. Традиционное жилище - прямоугольное, каменное 2-3-этажное, многокамерное, крыши плоские, у отдельно стоящих построек двускатные. Традиционные открытые лоджии вытеснены крытыми галереями.

Мужская традиционная одежда: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, куртка, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные шерстяные сапоги, кожаная, войлочная обувь на деревянной подошве. До 2-й половины 19 века носили на поясе кинжал и нож. Голову брили, оставляя усы и бороду. Женская одежда: различные платья-рубахи, платья, длинные штаны, матерчатый пояс-повязка, чепец-накосник чухту, платки, шали, разнообразные серебряные украшения. Обувь такая же, как у мужчин.

Традиционная пища мучная и мясо-молочная: различные хинкалы, лепёшки, пресный и кислый хлеб, тесто из толокна, каши, похлёбки, варёное мясо, сыр, пироги.

Отмечаются мусульманские и календарные праздники, характерны увеселительные собрания, проводившиеся по половозрастному принципу. Пословицы, поговорки, песни, баллады, сказки, плачи, колыбельные и т.д. передаются на аварском и бежтинском языках. Разработан народный сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина. Сохранились обряды вызывания дождя, солнца и т.п., элементы поклонения небу, светилам, вершинам, водоёмам, рощам и т.д., вера в джиннов, духов-покровителей, злых духов и т.д.
С.А. Лугуев, Д.М. Магомедов

БОТЛ‘ИХЦЫ, буйхади (самоназвание), народ в России, коренное население Западного Дагестана, в Российской Федерации. Численность около 6 тыс. человек (в 1926 - 3,35 тыс., в переписи 1939 и всех последующих Ботлихцы включались в состав аварцев). Относятся к андийским народам. Говорят на ботлихском языке. Распространены аварский, чеченский, русский языки. Письменность на основе русской графики. В прошлом пользовались аджамской (арабской) письменностью. Верующие - мусульмане-сунниты.

По данным Переписи населения 2002 года численность ботлихцев, проживающих на территории России, составляет менее ста человек.

Предположительно, с 1-го тысячелетия нашей эры Ботлихцы входили в состав политического объединения Дидо в Западном Дагестане (распалось в 14-15 веках), куда входили этносы андо-цезской (дидойской) языковой группы. Исламизированы Ботлихцы в 16 веке. К 14-15 векам относят образование союза сельских общин Технуцал на территории нынешнего Ботлихского района. С 16 века Ботлихцы попадают под влияние Аварского ханства. В 20-50-х годах 19 века Ботлихцы активно участвовали в национально-освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан.

Традиционные занятия Ботлихцев - садоводство с искусственным орошением (абрикосы, персики, сливы, груши, яблоки, грецкий орех), виноградарство, незначительное террасное пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо; из технических культур - конопля, лён) и игравшее вспомогательную роль животноводство - мелкий рогатый (овцы, козы) и крупный рогатый скот, в небольшом числе лошади, ослы. Сады имели искусственное орошение. Были распространены шерстяное прядение и ткачество, валяние шерсти, обработка кожи, шитьё папах и обуви. Ботлихцы вели оживлённую торговлю с Закавказьем и Северным Кавказом, в основном фруктами.

Селения компактные, тесно застроенные, с кривыми улицами, встречаются улицы, проходящие под домами. Селения разделены на кварталы по территориальному принципу. Жители делились на 7-8 тухумов (родственные группы). На самых высоких местах ставились сторожевые башни "шеба" (в количестве 6-8). Жилища - четырёхугольной, прямоугольной и Г-образной формы. Наиболее распространены типы - двухэтажные одно-, двух-, трёхкамерные каменные, с плоской земляной крышей, с жилыми комнатами на втором этаже и помещением для скота и хозяйственного инвентаря (внизу). Часто второй этаж имеет по фасаду галерею на столбиках. Деревянные конструкции украшали резьбой. В кладке стен встречаются плоские камни с геометрическим орнаментом, с изображением животных, крестами.

Национальная одежда общедагестанского типа. Характерен женский головной убор - "рогатая чухта". В комплект мужского костюма входили рубаха туникообразного покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы, бурка, папаха. Обувь из сыромятной кожи, войлока, деревянная, кожаная. Женщины носили нательную рубаху, штаны, платье в талию, головной убор (кIаштIа), платки с кистями и без них.

Традиционная пища - блюда из продуктов земледелия и животноводства, фрукты, орехи, овощи, дикорастущие травы. Популярные блюда - хинкал, пироги с творожной начинкой.

Жанры традиционного фольклора разнообразны: сказки, легенды, исторические и этногенетические предания, мифы, волшебные сказки, бытовые рассказы, короткие сказки-шутки, песни, пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор, музыкальный фольклор. Фольклор Ботлихцев двуязычен (на ботлихском и на аварском языках).
Б.М. Алимова, Д.М. Магомедов

Buy for 20 tokens
По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места. Даже, если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне. В cтиле забытого pетро Путешествие в обратно Я бы запретил, Я прошу тебя, как брата, Душу не мути.…