mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Настоящие истины во все времена прекрасны и вечны

Лилия Гениатулла Терегулов
90-летняя Райса Заятдинова вырастила сад в память о своих близких

Обитатели старого дома в Школьном переулке — в народе профессорского — не любит вставать рано. Научная элита на пенсии явно ленится и даже может немного поворчать, если с утра во дворе лязгнет лопата или загремит ведро, когда Райса Салаховна с первого этажа спешит в сад. ©
~~~~~~~~~~~


Среди кустов мелькает ее белая панамка, проворно снует красная лейка и бликует в солнечных лучах тяпка. Сад, а это один гектар бывшего пустыря рядом с домом, Райса Заятдинова посадила сама. Почти десять тысяч кустов шиповника, багульника, боярышника, сирени, жасмина, цветов, высаженных в три широких ряда по периметру дома.

– Сейчас здесь «пересменок», — рассказывает Райса Салаховна. — Почти отцвели тюльпаны и нарциссы, сирень и багульник.

На ухоженных газонах приготовились распуститься тугие бутоны пионов, снежно-царственных лилий, пурпурных роз. За ними идет цветочный народ попроще — тагетисы, календулы, гвоздики, петунии, маргаритки. И еще десятка два названий разных сортов. В свою полную красу они войдут как раз к юбилею хозяйки сада. Через две недели Райсе Салаховне исполнится 90 лет.

– Неужели вся эта красота — только вашими руками?

– Что поделать, — пожимает она плечами, набирая очередную объемистую лейку воды для полива. — Кто-то должен пример подавать. Я же врач. Началось с того, что вокруг дома много строить начали, место здесь престижное, самый центр Казани. Поднялись вокруг дома-«замки» с высокими заборами. А весь строительный мусор, горы земли к нашему дому свезли. Очень некрасиво, недостойно. Ну, я и взялась все исправлять. Увозила на тачке мусор, копала землю, высаживала кусты и цветы.

– Все одна?

– Одна. Соседи у нас все пожилые, больные. Трудно им с землей работать. И поехать за город многие не могут. Значит дома должно быть, как в парке — зелено, тихо и красиво, чтобы люди душой отдыхали и лечились.

В это время несколько пожилых домочадцев — раза в два моложе Райсы Салаховны вытащили в сад шезлонги и мирно задремали среди цветущих ветвей жасмина.

– Мы живем в райском саду доктора Раи! — говорят они. — У нас настоящий санаторий!

Но помочь не спешат. Но Райса Салаховна не привыкла обсуждать подобные ситуации. Это свойство врачей старой закалки. Медик обязан всем и в любую минуту. Ему же — никто и никогда, такие принципы профессии и человека этой профессии. Поэтому соседи не считают зазорным днем ли, ночью, приключись болезнь, стучаться в дверь старого доктора Заятдиновой, просить помощи или совета. Вот звонили ей ночью от очень известного в Казани человека: резко упало артериальное давление. Вызвали скорую, врачи не смогли помочь.

– Дома есть апельсины? — Спросила Райса Салаховна у родственников больного. — Нужно выжать сок из кожуры, смешать с валерианкой, дать выпить, давление повысится.

Через час больной спал мирным сном.

– Любые травы лечат не хуже лекарств. Я 70 лет врач, и в этом не раз убеждалась, — говорит Райса Салаховна. — Просто мы разучились понимать, что трава нам подсказывает. Вот посмотрите, косточка ягоды калины на что похожа? Правильно, на сердечко. Значит, его может калина лечить. Красный цвет плодов и цветов — растение целит кровь и сосуды. Желтый цветок — желчь и мочу. Синий — нервную систему. Трава нас лечит и прощает издевательства. А цветы способны исцелять своей красотой.


Райса Салаховна посвятила свой сад всем медикам: тем, кто воевал, кто не вернулся с войны. Поэтому почти у всех цветов есть свои личные имена. Она останавливается возле куртины белоснежных лилий. Они зацветут через неделю, но уже сейчас в воздухе чувствуется их сладкий аромат.

– Знаете, у нас в Татарстане с легкой руки писателя Абдурахмана Абсалямова медиков называют Ак Чачак — «белый цветок». Белые лилии — очень торжественные цветы, символ чистоты. Вот этот куст зовется Зина. Мы сдружились в мединституте, я тогда на первом курсе была, а она на третьем. Всех их осенью 41-го мобилизовали на фронт. Они ушли в полевые госпитали прямо со студенческой скамьи. Подруга ранена была, приезжала на побывку. Я поразилась: на вид ей, двадцатилетней, было лет сорок. И голова седая, глаза застывшие. Рассказывала: к ним в госпиталь бойцы на танке привезли командира. А отдельно в мешковине — его оторванную голову. Просили хирургов срочно пришить ее и вернуть командира в строй. Шли такие тяжелые бои на Курской дуге, такие страшные, что люди буквально теряли разум, не могли реально оценивать ситуации. И еще воспоминание: возле каждого полевого госпиталя — горы ампутированных рук и ног. Не всегда были силы и время похоронить их. Мы тогда с подругой поклялись: это последняя война на Земле, мы сделаем для этого все возможное. Зиночка не вернулась, сгорела живьем при артобстреле, у нее даже могилки нет. Вот эти белые цветы будут ей надгробием. Пусть не будет полей сражений, пусть будут поля цветов.

Наш курс не попал на самые тяжелые фронты. Но война и наши жизни обрушила. Кровь, страдания, искалеченные молодые солдаты… Я тогда в душе своей присягнула на верность медицине. Мы работали в госпиталях, выхаживали раненых, помогали при операциях, иногда не покидали работу сутками. Да и не считали мы это работой, это был долг. После войны уже доучивались в институте.

Вот этот розы в честь моего дорого супруга Мухамеда, — Райса Салаховна показывает нам зацветающий высокий куст с крупными пунцовыми бутонами. — Пришел он с войны весь больной, налаживал переправы и летом, и в ледяной воде. Болел потом так, что ничем вылечить было нельзя, умер.

А вот лилия зовется профессор Гениатулла Терегулов — мой учитель. Казанцы помнят его и чтут, о его врачебном таланте ходили легенды. Он учил нас лечить людей, понимать их, а не быть диспетчером, бесконечно отсылающим больного на обследования и к узким специалистам, как это делается сейчас. Я работала и рядовым врачом, и заведующей поликлиникой, и в Казанском горздраве. И всегда рядом был мой учитель профессор Терегулов и его заветы: берегите честь белого халата, будьте Ак Чачак! Врачи, подобные ему, были личностями огромного масштаба, великими гуманистами. Как звезды!

– А какая она, современная медицина? Кто ее люди?

– У каждого времени и каждого поколения — свои правила, свои герои. Мы прожили так, как понимали жизнь. Медики нашего времени отличаются от нас, и во многом. Но никто не скажет, хорошо это или плохо. Многое может меняться, но есть настоящие истины. Они во все времена прекрасные и вечные. Вот как эти цветы.
Юлия Хузина
Фото: Светлана Кулешова
«Русская планета», Казань
Tags: биографии и личности, воспоминания, врачи, женщины, жизнь и люди, льготы и соцзащита, нравы и мораль, общество и население, память, пенсии и пенсионеры, поволжье, поколения, природа и экология, регионы, сельское хозяйство, современность, старость
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • ОХ, ОПЯТЬ ЗИМА!

    Только подумала, что скоро уж тепло придёт, солнышко выглянет ... А тут снова хлопьями сыплет белый пух прямо на голову! Ох, опять…

  • ПРОГУЛКА В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ

    Сегодняшний день был особенным! Мы отправились на прогулку в лес, чтобы насладиться первыми признаками весны. Вокруг нас всё ещё лежал снег, но уже…

  • КОГДА ПРИРОДА ПОКАЗЫВАЕТ ХАРАКТЕР

    Сегодня город оказался во власти настоящей снежной бури! Ветер, словно взбешенный великан, гоняет снежные вихри по улицам, заставляя прохожих искать…

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 21
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments