?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Лица России. Дунгане
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России

ДУНГ‘АНЕ, дунган (тюркское), лохуэй, лохуэйхуэй, хуэй (самоназвание), народ в Казахстане (30,2 тыс. человек), Киргизии (36,9 тыс.), небольшая часть в Узбекистане (1106 человек). В России, в Ингушетии, 635 человек. Общая численность свыше 69,3 тыс. человек. Говорят на дунганском языке сино-тибетской семьи. Распространены также русский, киргизский, казахский и другие языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты.

По данным Переписи населения 2002 года численность дунган, проживающих на территории России, составляет 1 тысячу человек. Численность в России по данным переписи 2010г. - 1 тыс. 651 человек.

Дунгане - потомки хуэй, переселившихся в Казахстан и Среднюю Азию в конце 70-х - начале 80-х годов 19 века из китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзян, спасаясь от преследований маньчжуро-китайских властей после подавления освободительного восстания 1862-77. На новых землях Дунгане поселились компактными группами по земляческому принципу: в Казахстане в сёлах Каракануз и Шортюбе - шэньсийцы (выходцы из провинции Шэньси), в Киргизии в селе Ырдык - ганьсуйцы (провинция Ганьсу), в селе Александровка на реке Сокулук - синьцзянцы. Первоначально общения между ними почти не было, долго сохранялись региональные различия в культуре и эндогамия. К 30-м годам 20 века сформировался литературный язык.

Основные занятия - земледелие (поливное рисоводство, овощи), животноводство (преимущественно крупный рогатый скот), птицеводство, часть Дунган занята в торговле и промышленности. Дунгане оказали благотворное влияние на развитие земледелия у соседних тюркских народов.

Семья малая, однако сильны традиции большой семьи, родственных и земляческих связей. В прошлом существовало многожёнство.

Поселения регулярной планировки. Традиционное жилище каркасно-столбовой конструкции (стены из сырцового кирпича или камня) или глинобитное, многокамерное, с выходом из комнат на крытую наружную галерею. Характерной особенностью была отапливаемая лежанка (кан) в спальной комнате. На ней спали, ели, сидя за низким столом.

Традиционная мужская и женская одежда близка по покрою: распашная куртка, застёгивающаяся на правом боку, и широкие штаны. Женская одежда украшена вышивкой. Обувь матерчатая.

Пища - преимущественно мучная (длинная мучная и крахмальная лапша, рисовая каша и др.) и овощная с приправами из мяса (говядина, баранина, куриное). Для поджаривания употребляют чаще всего растительные масла. Многочисленны закуски и сладкие блюда. Многие виды пищи готовят на пару, отдают предпочтение варёному. Приём пищи начинают с чая, обед заканчивают супом. Едят палочками. Употребляют много перца, чеснока, лука, уксуса и т.д.

Сохранились народная медицина, богатый фольклор (предания, сказки).

В 20 веке значительно выросли связи с другими народами. Получили значительное распространение формы современной культуры, что нашло отражение в трансформации жилища, одежды, пищи, семейной организации. Сформировались национальная литература, интеллигенция.
А.М. Решетов
Очерки

Под большим деревом всегда есть хворост

Можно ли начать знакомство с целым народом не с песен, сказок, мифов и легенд, а с чего-то другого? Например, с кухни, то есть с искусства приготовления пищи.

Можно, конечно. Ведь не случайно кто-то сказал: покажи мне, как ты готовишь еду, и я скажу тебе, кто ты.

Итак, дунгане готовят еду в отдельном помещении под названием «Жуэфон»

(в переводе с дунганского: огонь-комната). Посуда, утварь, каждый предмет имеют свое определенное место. Приступая к приготовлению пищи, хозяйка должна надеть передник, платок на голову, тщательно помыть руки.

Мыть руки до локтей

Из этого действия, часто повторяемого, по-видимому, и родилась дунганская пословица: «Щи шу щидо жу», что в переводе означает — «Мыть руки до локтей».

На кухне постоянно поддерживается чистота и порядок. Для дунганской женщины это оскорбление, если её назовут неопрятной и неумелой в приготовлении пищи.

Раньше при выборе невесты для сына мать в первую очередь узнавала о способности девушки готовить. Только удостоверившись в том, что будущая невестка умеет хорошо готовить, к ней засылали сватов.

Дунгане никогда не оставляют на ночь немытую посуду. Они сравнивают её с покойником, лежащим дома не захороненным.

Чтобы избавиться от насекомых, дунгане не прибегают к обычным химикатам. Для этого они используют различные пряности и ароматические вещества. Например, запах свежего сельдерея отпугивает мух. Они также не садятся на мясо в том случае, если помазать его хлопковым маслом.

Пищу в дунганских семьях принимают за низким квадратным столом, вокруг которого могут разместиться восемь человек. Обязательными предметами сервировки стола являются палочки — куэзы (вместо ложек и вилок), чайная пиала, а также приборы для приправ. После окончания трапезы стол ставится на ребро лицевой стороной к стене. Приготовление пищи обычно начинается с заготовки и первичной обработки продуктов.

В первичную обработку входят: отбор, чистка, мытье и нарезка. Продукты нарезаются тонкой соломкой, дольками, кубиками, квадратиками, пластиками, мелкими кусочками. По мнению дунганских кулинаров, неравномерно нарезанные по толщине и длине продукты при тепловой обработке либо пережарятся, либо не будут доведены до готовности. Такое блюдо, разумеется, не будет вкусным и питательным.

Некоторые виды продуктов требуют дополнительной обработки. Например, чтобы удалить горечь, стебли сельдерея обдают кипятком, охлаждают, нарезают, а только потом жарят. При нарезке продуктов должно оставаться как можно меньше отходов. Опытная хозяйка всегда точно определит нужное количество продуктов для приготовления облюбованного ею блюда.

Пища у дунган преимущественно мучная (длинная мучная и крахмальная лапша, рисовая каша) и овощная с приправами из мяса (говядина, баранина, кура). Для поджаривания употребляют чаще всего растительные масла. Многочисленны закуски и сладкие блюда. Многие виды пищи готовят на пару. Дунгане отдают предпочтение варёному. Приём пищи начинают с чая, обед заканчивают супом. Едят палочками. Лепёшки преломляют руками.

С этнографической точки зрения изучение традиционного питания, являющегося наиболее устойчивым элементом материальной культуры, открывает возможность дать более полную характеристику народа и восстановить многие картины культуры прошлого, в том числе традиционные занятия, религиозные воззрения, межэтнические связи и многое другое.

Дунгане являются исконными земледельцами и известны как замечательные огородники, рисоводы и зерноводы. Традиция разведения огородных культур у дунган продолжается и в наши дни.

Дунгане сажают традиционные овощи, пряности и специи, горький и сладкий перец, баклажаны, редьку, морковь, лук, чеснок, помидоры, крупную красную редиску (сохраняющую свои вкусовые качества до одной недели), кольраби, сельдерей, различные сорта бобовых и фасоли, капусту, помидоры и многое другое. К овощам можно отнести и проращенные соевые бобы – ду-ляуз.

Современной медициной доказано, что проращенные бобы, как и пшеница, способствуют омоложению организма, продлевают молодость, жизнь. Выращивают дунгане также и тыкву, арбузы, дыни, в том числе небольшие по размеру дунганские дыни – лигуазы. Список специй тоже внушительный: кунжут, укроп, тмин, кориандр, гвоздика.

Интересно, каким образом в сказках или преданиях нашла свое отражение тема еды, добывания пищи? Или, даже шире, тема зарабатывания денег на жизнь. Оказывается, что и такая не сказочная тема подробно исследуется в сказке «Драгоценный камень».

Все знали мальчика-дровосека

Жила когда-то на свете одна бедная женщина с единственным сыном. Мальчику было пятнадцать лет. Каждый день он ходил в лес за дровами. Нарубит, взвалит на спину, сколько может унести, и отправляется на базар. Продаст дрова, на вырученные деньги купит съестное и всякую мелочь и возвращается домой. Так они с матерью и жили. Все знали мальчика-дровосека.

Однажды мальчик, как обычно, пошел в лес рубить дрова. Вдруг видит, что на земле лежит какой-то диковинный камень. Мальчик такого никогда и не видел. Он поднял камень и положил его в карман. Потом нарубил большую вязанку дров, отнес на базар, продал, купил немного съестного и вернулся домой. Вытащил из кармана камень и бросил в ларь, где держали муку. Муки там было совсем мало — на донышке. Мальчик поужинал и лег спать.

Утром мать собралась месить тесто. Открыла ларь и ахнула. Ларь был до краев наполнен мукой, а сверху лежал какой-то диковинный камень. Мать говорит:

— Эй, сынок, когда это ты успел принести столько муки?

Сын ответил: — Я принес совсем немного, только на один раз хватит поесть.

Мать опять говорит: — Как же на один раз, если ящик доверху наполнен мукой?

Мальчик очень удивился, подошел к ящику, смотрит — ящик и в самом деле полон муки. А на муке лежит диковинный камень, который он нашел в лесу.

Мальчик стал думать: «Откуда взялось столько муки? Ведь я купил совсем немного на те деньги, которые выручил от продажи дров. Может быть, камень этот — волшебный? Ну-ка, испытаю я его еще разок!»

Мальчик ни слова не сказал матери, взял камень и положил в кошелек. На следующий день открыл кошелек, смотрит — в нем полно денег. Тут мальчик понял, что камень, который он нашел, не простой, а творящий чудеса.

Мальчик побежал к матери и обо всем ей рассказал. Бедная женщина сначала не хотела верить, но когда увидела кошелек, то больше не сомневалась. Взяла она камень и положила его в ларец, где хранилась единственная драгоценность — золотой браслет. На другой день женщина открыла ларец и снова ахнула — ларец был наполнен золотыми браслетами.

С того дня мать с сыном больше не знали нужды и жили в достатке. Они построили высокий просторный дом, завели лошадей, коров, овец, кур и уток.

Вскоре слух о том, что мальчик-дровосек разбогател, дошел до уездного начальника, и тот потерял покой. Он думал: «Может быть, этот мальчишка нашел где-то волшебный камень или ограбил кого-нибудь? Нет, грабить он еще мал, в нынешнем году ему исполнилось только пятнадцать. Он каждый день ходил в лес, там, верно, нашел волшебный камень и с его помощью разбогател. Но с какой стати этот нищий будет владеть волшебным камнем? Камень должен принадлежать мне!»

Решив так, начальник взял с собой стражников и пришел в дом к мальчику-дровосеку. Там он стал всячески поносить его, грозил смертью, если мальчик не отдаст волшебный камень. Но мальчик не испугался и не отдал начальнику камень. Начальник решил отобрать камень силой, тогда мальчик быстро сунул его в рот. Начальник попробовал вытащить камень у него изо рта, а мальчик ненароком проглотил его.

Начальник пришел в ярость и приказал стражникам бить упрямца. Но сколько стражники ни били мальчика, он не чувствовал боли, его только мучила жажда. Стражники так долго били мальчика, что устали. Тогда сам начальник стал его бить. Мать бросилась к нему, чтобы защитить сына, но стражник одним ударом свалил ее на землю. Поняв, что волшебного камня ему не получить, начальник со стражниками вернулись в свою резиденцию (ямын).

Между тем мальчика все сильнее и сильнее мучила жажда, и он все время просил у матери пить. Выпил чашку воды — не напился. Осушил ведро — опять не напился. Тогда он выбежал на улицу, побежал к реке, лег на край берега и стал пить. Выпил половину реки и вдруг почувствовал, что тело его удлиняется.

Постепенно мальчик превратился в дракона. Мать все видела, с плачем бросилась к сыну и обеими руками обхватила его ногу. Эта нога так и осталась человечьей.

Вдруг потемнело, грянул гром, засверкала молния и хлынул ливень. Мальчик-дракон в последний раз посмотрел на свою мать, взмыл в небо и полетел прямо туда, где в это время отдыхал уездный начальник, окруженный стражниками. Дракон молнией сразил их всех насмерть.

Так простой мальчик-дровосек превратился в дракона и отомстил уездному начальнику, который принес много горя и страданий бедным людям.

Серьёзная сказка, что и говорить. Мораль её понятна: не зарься на чужое, а то всё равно хуже будет. Жалко только, что дракон после того как расквитался с обидчиками, не превратился снова в мальчика-дровосека. Будем считать, что так и произойдет лет через триста или пятьсот. А мы пока поиграем или понаблюдаем за играми, в которые играют дунгане.

Играем в куклы, но по правилам

О национальных особенностях дунган можно узнать, наблюдая за тем, в какие игры они играют. У дунган имеется много различных народных игр, как для детей, так и для взрослых. Многие из них не только служат развлечением, но и имеют важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей. Некоторые игры носят характер спортивных состязаний.

Маленькие дети, особенно девочки, часто играют куклами (фагунер, бэ жяжяр). Кукол делают из ткани, набивают ватой. Интересно, что летом кукол с косами делают из кукурузного початка. Игра с куклами сопровождается расставлением осколков разбитой посуды. Таким образом, дети изображают приём и угощение гостей. Разумеется, дети в таких играх подражают взрослым. По сути, копируют то, как взрослые встречают гостей, какими словами приглашают к столу, с чего начинают угощение, как провожают гостей.

«Гэ бынбын» – игра в развязывание (составление) фигур из ниток. Этой игрой увлекаются и дети, и взрослые. Что надо для игры? Берется нитка – для детей длиной приблизительно до 90-100 см, а для взрослых – 150-160 см. Её концы соединяются. В игре могут участвовать несколько человек, но обычно в ней заняты только двое. Проигравшим считается тот, кто не сумел сделать нужную фигуру.

Игра начинается так. Связанную нить обматывают на ладонях правой и левой рук по одному разу, а потом средними пальцами рук оттягивают обмот и получают фигуру под названием «ма цо» – лошадиная кормушка.
Второй играющий делает из нитки фигуру «куэзы» – палочки для еды. Затем из куэзы получается «дынио» – подвесная кормушка. Из «дынио» делается «ню нянщин» – глаза коровы. И так далее.

В этой игре бывает и ничейный результат. Играющие могут по нескольку раз повторять одни и те же фигуры. Но имейте в виду, что при образовании фигуры «щузы», что значит «пила», игра приостанавливается, потому что эта фигура является признаком ничейного результата. Игра в развязывание фигур – любимое развлечение дунганских девушек. Но в ней могут принимать участие и мальчики.

Популярной игрой у дунганских девушек является также игра в камешки «щуазыр» (схватывать камешки). Для игры требуется пять круглых камешков величиной не больше голубиного яйца. В игре применяют несколько приемов, например: двойное схватывание, тройное, схватывание «три-один», полусхватывание, а также схватывание разбросанных камешков. И это далеко не полный перечень всех вариантов игры.

«Ножной волан» – самая любимая игра дунганских мальчиков и юношей. Волан изготовливали обычно из китайской монеты с отверстием для насадки шерсти. Имеется несколько приемов в этой игре. Например, поддавание волана одной ногой – «дан», игра двумя ногами – «фон», подбрасывание волана с подпрыгиванием – «лё». Есть и более сложные приёмы: «та», «ти» и «жян».

У дунган мастером этой игры считается тот, кто, не давая волану упасть на землю, выполнит все приемы. Во время игры надо громко считать количество подбросов (подкидываний).

Запускаем в небо змея

Весною дунгане обычно запускают в небо змея (фон фынзы). В дунганских поселениях были большие мастера по изготовлению различных по форме бумажных змеев. Так, в селении Милянфан Кантского района (Киргизия) жил почтенный старик Насыр Лохан (умер а 1970 году в возрасте 101 года). Он был известен как большой мастер-умелец. Он великолепно делал сложных змеев «вукун» (сороконожка).

Спешка при создании змей не приветствовалась, ибо настоящие мастера уже осенью делали заготовки для своих воздушных игрушек. Женщины тоже участвовали в этом процессе: они готовили специальные нити из конопли.
По рассказам дунганских стариков, многие мастера определяли при помощи специально изготовленных бамбуковых трубок время запуска бумажного змея.

Делалось это так: бамбуковую трубку длиною не более 25 см на одну четверть вкапывают в землю в каком-нибудь нежилом помещении. Затем берут пух птицы, кладут его внутрь трубки и следят, когда же пушинка вылетит из трубки.

Когда она вылетает, считается, что земельный пар одолел зимнюю тягу и «вышел из ее объятий». Тогда дунганские мастера громогласно оповещают всех, что наступила пора запуска змея.

В прошлом в дунганских селениях и городских слободках были специалисты – мастера по изготовлению бумажных змеев для продажи, поэтому ранней весною можно было приобрести их. В некоторых местах эта традиция сохраняется и до сегодняшних дней.

У дунган были в ходу десятки форм бумажных змеев, например: мынлыр, что значит «дверные портьеры», сыкуар – «квадратный», малар – «стрекоза», багар – «попугай», хутер – «бабочка», Ба вон – «князь Ба со знаменем на спине», вукун – «сороконожка», лун – «дракон».

«Фон фынзы» (запуск змея) был для дунганских крестьян настоящим праздником, развлечением и массовой игрой накануне весенних полевых работ, накануне трудового года.

Но не только змеев запускают дунгане в небо. На земле многие дунгане занимаются спортом. До революции у дунган была популярной национальная борьба, которую устраивали по случаю какого-нибудь праздника. В отличие от современного спортивного «прикида», верхней частью одежды, по словам пожилых дунган, борцам служила прочная короткая куртка, повязанная поясом. Нижней частью – шаровары со свободными широкими короткими штанинами. Простенько, но со вкусом!

Во время состязания борцы имеют право браться за верхнюю часть одежды и пояс, а также обхватывать конечности и туловище противника. Могут также применять подсечки и подножку. В этом отношении дунганская борьба очень похожа на вольную, но отличается от неё тем, что бороться разрешается только стоя.

Если тело прикоснётся к земле тремя точками и любой точкой тела выше колена, то защитывается поражение.

Кроме этого вида борьбы в дунганских поселениях устраивались показательные выступления мастеров по овладению различными боевыми приемами (щян гунку, вушы дэчуан). Эти приёмы подразделялись на пять групп: 1) владения головой, 2) пальцами рук, 3) кулаками, 4) туловищем, 5) ногами. По рассказам дунган, раньше были даже специальные люди, которые обучали детей и юношей различным приемам самозащиты и нападения. Некоторые из этих приемов держались в большом секрете.

Завершая краткий рассказ о дунганском народе, хочется добавить ещё несколько важных штрихов к «коллективному портрету». Среди дунган никогда не встретишь алкоголиков, очень мало курящих. У них силён авторитет рода. Все всё знают друг о друге. Семейный клан может насчитывать у дунган до 30 тысяч человек!

У дунган большое будущее. Семьи здоровые, все мужчины – спортсмены, многие имеют высшее образование. В третьем тысячелетии мы ещё не раз услышим о дунганах. Об их победах и достижениях. Сейчас дунган в мире около 25 миллионов человек, здоровых душой, разумом и телом.

promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…