?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Лица России. Езиды и курды
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
«Лица России». Езиды. «Дети Солнца», 2006

Общие сведения

Езиды, название части курдов, исповедующих особую религию. Живут главным образом в Ираке, Турции, а также (в небольшом количестве) в Иране, Сирии и Советском Закавказье. Численность в России по данным переписи 2011г. - 40 тыс. 586 человек. Общая численность - свыше 150 тыс. чел. (1969).

Основатель религии Е. - шейх Ади (около 1074-1164), которого Е. считают своим пророком. Религия Е. синкретична и содержит элементы язычества, древних индоиранских верований, иудаизма, христианства (несторианского толка) и ислама. Е. веруют в единого бога и его эманацию - верховного ангела Таус-Мелека, изображаемого в виде бронзовой или медной птицы на подставке.

Е. делятся на мирян (муриды) и духовенство [руани - высшее (эмир, шейхи, пиры) и низшее (каввали и кочаки)]. Доктрина езидства изложена в написанных тайным шрифтом «Книге откровения» и «Чёрной книге». Отправление религиозного культа у Е. своеобразно: у них нет храмов, единственное место паломничества - могила и храм шейха Ади (Лалеш, район Мосула).

К‘УРДЫ, курд, или курмандж (самоназвание), народ в Юго-Западной Азии, автохтонное население Курдистана - область в Западной Азии - на территории Ирана (5,5 млн.), Турции (6,5 млн.), Ирака (4 млн.), Сирии (720 тыс.). Всего, по ориентировочным данным, общая численность более 18 млн. человек (по некоторым данным - свыше 20 млн. человек). В бывшем СССР их численность 152,7 тыс., в том числе в Армении - 56,1 тыс. человек, в Грузии - 33,3 тыс., Казахстане - 25,4 тыс., Азербайджане - 12,2 тыс., Киргизии - 14,3 тыс., Узбекистане - 1,8 тыс. В Российской Федерации 4,7 тыс. человек, преимущественно в Краснодарском крае. Язык курдский иранской группы индоевропейской семьи. Диалекты: северные (курманджи, заза), южные (сорани) и др. Письменность на арабской графической основе, в Турции и Сирии на латинской графической основе, в странах СНГ на русской графической основе.


По данным Переписи населения 2002 года численность курдов, проживающих на территории России, составляет 20 тысяч человек.


Большинство Курдов - мусульмане-сунниты (есть шииты); имеются также приверженцы синкретических культов (езиды и др.).


До начала 20 века Курды объединялись в союзы племён, делившиеся на мелкие родо-племенные группы. В 14-18 веках находились в номинальной зависимости от Ирана и Османской империи. В Турции, Иране, Ираке, Сирии подвергались национальной дискриминации. Попытки властей лишить Курдов национально-культурных прав приводили к многочисленным восстаниям в Курдистане. К концу 19 века усилились миграционные процессы: из Турции и Ирана Курды переселялись в Закавказье. Курдский народ в 1937 из Армении и Азербайджана, в 1944 из Грузии был депортирован в Казахстан, Среднюю Азию. Особенно подверглись репрессиям семьи духовенства. В дальнейшем, после распада СССР, Курды Средней Азии, Казахстана, Закавказья мигрировали в отдельные районы Краснодарского и Ставропольского краёв, Ростовской области, Адыгеи. В 20 веке у Курдов развиваются процессы консолидации, особенно в Ираке, Иране, где они заняты в основном в нефтяной промышленности.


Преобладают традиционные занятия: полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот), земледелие (зерновые, садоводство, табак).


Летнее жилище кочевников - шатёр без конька из нескольких рядов жердей, покрытых шерстяной материей. Зимним жилищем в горных районах Курдистана (раньше также у закавказских Курдов) служат землянки или полуземлянки с земляным куполообразным или плоским перекрытием, имеющим светодымовое отверстие в центре. Балки перекрытия опираются на столбы. Жилища земледельцев в предгорных и равнинных районах и городах одно-, двухэтажные, глинобитные или каменные, прямоугольные в плане, с плоской крышей. Хозяйственные помещения примыкают к жилому, нередко имея общий вход. Очаг (тандур) в земляном полу служит для обогрева жилья по-чёрному, приготовления пищи, выпечки хлеба, соблюдения ритуальных обрядов. В домах состоятельной части населения - стенные камины. Вне жилища выпекают хлеб на круглом выпуклом железном листе (садж, сель).


Традиционная одежда мужчин имеет несколько вариантов. Общие элементы - широкие шерстяные шаровары, бязевая рубаха с разрезом на груди и длинными рукавами, к которым пришиты куски материи (факиана), пояс (пэштэн), шерстяной жилет, а в холодное время шерстяная куртка или длинная войлочная накидка, головной убор (колав), сверху обмотанный большим платком, обычно с кистями. Обувь (клаш) надевают на шерстяные вязаные носки. Костюм Курдов дополнял кинжал за поясом. Женская одежда - матерчатые шаровары, длинная рубаха, платье-рубаха с факиана, жилет, пэштэн. У Курдов Турции, Северо-Западного Ирана, Сирии и Закавказья известны юбки и передники, праздничный головной убор (кофи).


Преобладает мясо-молочная пища. В земледельческих районах распространены блюда из пшеницы, риса, острые приправы из овощей, в Ираке, Сирии - из бамии, в горах - из съедобных растений.


Фольклор - песни, танцы, в том числе хороводные с предводителем хоровода и др. Развиты ковроделие, производство шерстяных изделий, металлической посуды, чеканка по металлу, резьба по дереву.
Т.Ф. Аристова

promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…