?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Лица России. Казахи и киргизы
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©


Другие лица России

Общие сведения

КАЗ‘АХИ, казах (самоназвание), устаревшее - киргизы, киргиз-казаки, киргиз-кайсаки, народ, коренное население Казахстана. Общая численность Казахов более 9,4 млн. человек, в том числе в Казахстане 6540 тыс. человек. Живут также в Узбекистане (807 тыс. человек), в Российской Федерации (636 тыс. человек), в Туркмении, Киргизии, на Украине и в Таджикистане, в Китае 1150 тыс. человек, в Монголии 125 тыс. человек, в Афганистане 40 тыс. человек, в Турции 25 тыс. человек и т.д. Говорят на казахском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане- сунниты.

По данным Переписи населения 2002 года численность казахов, проживающих на территории России, составляет 655 тысяч человек.

Этногенез Казахов происходил в условиях длительного взаимодействия разнородных кочевых племён. В этногенезе важную роль сыграли прежде всего субстратные индо-иранские племена эпохи бронзы. В 1-м тысячелетии до нашей эры Казахстан - зона обитания ираноязычных сакских племён. В 1-й половине 1-го тысячелетия нашей эры происходили сложные процессы тюркизации, связанные с миграцией хунну и других тюркоязычных племён на территорию Казахстана. Завершающая стадия тюркизации была связана с включением Казахстана в зону влияния разнородных тюркоязычных племён с середины 1-го тысячелетия (жуань-жуаней, тюрков-тюцзюе, теле, тюргешей, карлуков и др.). В 9-11 веках политическая гегемония в Казахстане принадлежала огузам, кимакам и карлукам. В 11-13 веках территория Казахстана входит в зону формирования кыпчакской этнокультурной общности. В середине 12 века в Семиречье проникают кидани (каракитаи), а в начале 13 века - найманы и кереиты. Этот период по антропологическим материалам Казахстана является ранним этапом становления характерного фенооблика для казахов. Последовавшее затем монгольское завоевание и вхождение территории Казахстана в состав монголо-татарских государств (Кок-Орда, улус Сибана, Моголистан и др.) оказали значительное воздействие на этнические процессы, вызвав перемещение, дробление и объединение различных племён и народностей, в ходе которых монголы полностью ассимилировались местным тюркским населением. В конце 14 - начале 15 века большинство тюркоязычных племён Казахстана (кыпчаков, аргынов, найманов, карлуков, канглы, кереитов) вошли в состав Узбекского и Ногайского ханств.

С возникновением Казахского ханства во 2-й половине 15 века произошло завершение этногенетического процесса, оформилась казахская этническая общность. В её составе сложились три хозяйственно-культурных объединения - жуза, каждый из которых включал группу племён и занимал обособленный район: Семиречье - Старший жуз (улы жуз), Центральный Казахстан - Средний жуз (орта жуз) и Западный Казахстан - Младший жуз (киши жуз).

В 1731 добровольно вошли в состав России Казахи Младшего жуза, в 1740 - Казахи Среднего и части Старшего жуза; присоединение Казахстана к России завершилось в 60-е годы 19 века. В составе РСФСР в 1920 была образована Киргизская АССР, переименована в 1925 в Казахскую АССР, которая в 1936 преобразована в Казахскую ССР. С 1991 - Республика Казахстан.

Традиционное занятие - полукочевое и кочевое скотоводство (овцеводство, в основном грубошёрстных курдючных пород, крупный рогатый скот, козы), в том числе коневодство и верблюдоводство, базировавшееся на круглогодичном пастбищном содержании скота. Радиус перекочёвок достигал 1000-1200 км. Каждая кочевая группа имела строго определённые пастбища и кочевые пути. Пастбищные угодья разделялись по сезону: зимой располагались в основном на юге - при меридиональном кочевании, в речных долинах и предгорной полосе - при вертикальном кочевании; летом - соответственно в степной и лесостепной зонах и в горах. Земледелие (поливное) носило вспомогательный характер.

Присоединение Казахстана к России вызвало значительные изменения в хозяйстве Казахов, в частности способствовало развитию земледелия. Сеяли главным образом просо и пшеницу. Интенсификация скотоводства, а также сокращение пастбищных территорий (в результате российской колонизации) и развитие земледелия приводили к оседанию части кочевников.

Традиционные ремёсла у женщин - прядение овечьей и верблюжьей шерсти, изготовление ковров и войлоков, вышивание, шитьё золотом и бисером, плетение циновок; у мужчин - ювелирное, обработка металла, резьба по дереву и кости, тиснение кожи.

Коренные изменения в экономической и социальной жизни Казахов произошли в годы советской власти. Казахи перешли к оседлости, главным образом в принудительном порядке. Животноводство стало отгонно-пастбищным. Широкое развитие получило механизированное земледелие (зерновые, технические и другие культуры). Создана развитая многоотраслевая промышленность.

Традиционное поселение - аул. Основной вид традиционного жилища - юрта (сохраняет подсобную роль). При перекочёвках она перевозилась во вьюке в разобранном виде. Были широко распространены зимние постоянные жилища: каменные шошала, или тошала, и юртообразные постройки из дерева, плетня, дёрна и камыша, а также землянки (жертоле, или казба уй).

Традиционная мужская одежда состоит из рубахи, штанов и бешмета - узкой наплечной одежды до колен со стоячим воротником. Верхняя одежда - халат (шапан); у богатых Казахов халат был из бархата и расшит золотом или галуном; иногда оторочен мехом. Непременная часть мужской одежды - кожаный пояс. Головной убор мужчин - тюбетейка, поверх неё надевали или войлочную шляпу с разрезными отгибающимися полями, или башлык, или шапку в виде колпака мехом внутрь с отгибающимися наружу полями, или тымак - зимнюю шапку, подбитую мехом, с широкими полями, спускающимися на шею и плечи.

Традиционная женская одежда - рубаха-платье, штаны, хлопчатобумажное платье - тёмное или белое у пожилых и цветное у молодых, безрукавка. У молодых женщин - нагрудник из сукна и других тканей, расшитый нитками, галуном и разнообразными украшениями. Женские головные уборы различались в зависимости от племенной принадлежности, возраста и семейного положения. Характерен свадебный убор (саукеле) - высокий колпак из красного сукна или бархата, часто богато украшенный подвесками, бусами и цепочками, у замужних женщин кимешек - род капюшона из белой хлопчатобумажной, реже шёлковой ткани, закрывающий голову, плечи, грудь и спину, с вырезом для лица; поверх капюшона надевался белый тюрбан. Женщины носили серебряные, медные и стеклянные украшения: серьги, бусы, браслеты, кольца и др.

Основу традиционного питания с весны и до осени составляло молоко, в основном в сквашенном виде (катык или айран - из овечьего и коровьего молока, кумыс - из кобыльего), сыр; с ноября - мясные и растительные продукты.

Основа традиционной социальной организации - кочевая община, главной ячейкой которой была малая семья с патриархальными устоями. Брак патрилокальный. Были распространены обычаи левирата и сорората. Заключению брака предшествовало сватовство, неоднократное посещение женихом невесты, взаимные одаривания между сватами и выплата калыма.

У Казахов сохраняется богатый фольклор (песни, эпические сказания, исполняемые сказителями-жыршы, творчество поэтов-импровизаторов - акынов). Большую роль в духовной культуре играют генеалогические предания, эпос ("Кобланды", "Козы-Корпеш" и "Баян-Слу" и др.) и сказания.
Х. Аргынбаев, О. Исмагулов
Очерки

Бери только один урок, а повторяй его тысячу раз

Человека узнают по делам, народ – по обычаям.

У казахов много интересных обычаев, которые складывались столетиями. О некоторых из них стоит рассказать подробно. Например, о гостеприимстве.

Допустим, кто-то приходит в чужой дом. И не знает, что делать. Обычай предписывает следующее действие. По-казахски оно называется так: «тизе бугу» – преклонить колено, присесть. Это знак почета всему дому. После того как эта часть ритуала соблюдена, гость встаёт и, стоя, излагает цель своего визита, своего прихода.
У казахов существует даже классификация гостей, которая не устарела до сих пор. Гости подразделяются на три вида. «Арнайы конак» – специально приглашенный гость, «кудайы конак» – случайный путник, «кыдырма конак» – нежданный гость.

Как следует встречать гостя? Согласно обычаю, который называется «Конакасы». По-казахски «конак» – гость, «ас» – угощение. А это значит, что гостя встречают с почётом и угощают от души. Всё самое вкусное казахи всегда хранили и хранят для гостей.

А если кто-то вдруг нарушает этот обычай? Человека, не давшего гостю «конакасы», штрафовали. Штраф, между прочим, серьёзный – лошадь или даже верблюд.

А если встречаются люди, которые давно не виделись? В таком случае они дарят друг другу подарки: драгоценности, сувениры, угощение. И, кстати говоря, не обязательно, чтобы даримая вещь была дорогой. Она важна как память. Этот обычай носит название «Сэлемде», в переводе – знак приветствия и уважения.

А что должен делать гость? Сам он не напрашивается сделать что-либо. Но по обычаю хозяин дома имеет право попросить своего гостя выполнить «конаккаде», то есть спеть, например, песню или сыграть на каком-либо инструменте.

И это не странная просьба, которая может смутить гостя. Дело в том, что казахи с ранних лет учат своих детей красноречию, игре на музыкальных инструментах, пению и умению слагать стихи. Так что ничего из ряда вон выходящего в этом обычае нет. «Конаккаде» – это испытание гостя в искусстве, а также залог веселого застолья.

Ослушание наказывается штрафом

Что же касается подарков, то и в этой сфере существовали свои ограничения или запреты. По-казахски запрет – тыйым. Например, нельзя дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Нельзя свистеть в доме. Если нарушить этот запрет, то счастье может уйти из жилища. А если вы находитесь на улице, то нельзя перебегать дорогу человеку, который старше вас.

Один из самых интересных казахских обычаев называется «Араша» (возглас). Он применяется тогда, когда надо остановить тех, кто слишком рьяно спорит или уже дерётся. Если те люди, которые решают свой спор кулаками, услышат возглас «Араша!», «Араша!», они должны немедленно прекратить драку. Ослушание наказывалось штрафом.

И ещё об одном красивом казахском обычае хочется упомянуть: это «Суйынши» – сообщение радостной вести. Когда произносят «Суйынши», все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А того, кто приносит добрую весть или хорошую новость, надо обязательно одарить.

Если вы решили переехать жить в казахское село, то помните, что есть такой обычай «Ерулик». Это угощение вновь прибывшим соседям (новоселам). Новосёлов приглашают к себе в гости, чтобы они быстро привыкли к новой среде. Эта традиция имеет как социальную, так и общественную значимость. У новосёлов первое время не бывает, к примеру, дров или питьевой воды. В это время им и приходят на выручку соседи.

Многие полезные советы, касающиеся гостеприимства, со временем стали пословицами. А из них, как мы знаем, можно извлечь что-то очень полезное. И это полезное можно намотать на ус. Нужны примеры? Вот они…

Гость стыдится до прихода, а хозяин – после ухода.

Гость хоть и мало сидит, да много наблюдает.

Очень много полезного можно узнать о казахском характере, читая и перечитывая пословицы. Никто не будет возражать, если мы скажем, что каждый народ любит свою страну. Это общеизвестно. Но в пословицах можно найти особые, более запоминающиеся характеристики такой любви. Видимо, это и имел в виду тот казах, который сочинил (придумал) вот эту пословицу, заслуженно ставшую народной:

Даже если и не буду на pодине ханом, буду в овраге камнем.

Такое высказывание не нуждается в пространных комментариях.

Вот ещё несколько запоминающих признаний в любви к своей родине.

Кто ездит по странам – будет критиком, кто ходит по лесу – будет строителем.

И лук сладок, как мед, если на родине растет.

А вот эта пословица – всем пословицам пословица. Три дела человеку делают честь: колодец, вырытый в пустыне; мост, проложенный через реку; дерево, посаженное у дороги.

Не менее интересны и казахские загадки. По ним можно судить, как работает фантазия казахов и насколько у них развито воображение, а также умение проводить аналогии между вещами и явлениями, очень далеко отстоящими друг от друга. Попробуйте угадать простенькую казахскую загадку, сочиненную задолго до изобретения телефона и до открытия Интернета. Итак, внимание…

Тысячу баранов одной хворостиной погнал. Что это такое? Или кто это такой? Услышав такую загадку, мы сразу же начинаем представлять себе какого-то великана-пастуха. В его руках огромная хворостина. В ней-то всё и дело.

Ан, нет, не угадали. И главное, с самого начала мы совершили ошибку, пошли неправильным путём. Мы попытались разделить и пастуха, и хворостину. А они в загадке составляют единое целое. Так что правильный ответ на эту загадку будет таким: бритва. Да, бритва. Именно она гонит, состригает тысячу баранов (волосинок) одной своею режущей хворостинкой. Для того чтобы сочинить подобную загадку, надо иметь сильное воображение.

Следующая загадка будет чуть проще. Но она интересна тем, что тот человек, который её сочинил, умудрился обыграть в загадке два рода деятельности человека.

Белый теленок на привязи толстеет. Что это такое?

Естественно, мы начинаем сначала думать о каких-то животноводческих делах. Но это тоже неправильный путь. Чтобы дать правильный ответ, надо переключиться с животноводства на другой род деятельности. Например, на выращивание фруктов, ягод и овощей… Ага, это уже почти подсказка.

А правильный ответ будет таким: арбуз. И опять-таки, чтобы в маленьком, ещё белом арбузе увидеть «телёнка», надо, вне всякого сомнения, обладать поэтическим воображением.

И ещё несколько казахских загадок, в которых много поэзии.

Носят бабушки снежные шапки, каменные бока закутаны в облака. Что это такое? Догадаться не трудно. Это горы. И одна деталь обращает на себя внимание в этой загадке: горы названы ласковым словом «бабушки»!

А ещё у казахов есть загадка про пульс земли. Если поднапрячься, то угадать можно.

Пульс земли нашей чистый-пречистый, Он спешит в своем вечном пути, Чтобы землю от жажды спасти.

Итак, кто спасает землю от жажды? Родник!

Отгадывая загадки, мы разогрелись. А теперь приступаем к игре. Будем играть в популярные казахские игры на открытом воздухе.

Нужна сила и ловкость

Игра под названием «Ауэ-таяк». Число участников: от двух до двенадцати человек. Место игры: большая площадка, двор, поляна. Пособие для игры: две гладкие палки не более 80 сантиметров в длину, 2-3 см в диаметре. Участники игры делятся на пары. Руководитель вызывает первую пару игроков и вручает им палки. Затем один из игроков, вызванных руководителем, отходит на три-четыре метра и бросает свою палку вперед и вверх, а следом за ним бросает свою палку второй игрок. Ему надо суметь попасть в палку, летящую в воздухе.

Можно установить и другой порядок бросков — по жребию. Если играют две группы участников, то победившей считается та команда, у которой больше попаданий.

«Кепешь-алу» – довольно забавная игра, в которой очень много смешных моментов. Один из участников игры встает на колени и опирается кистями рук на пол (землю). Между его рук кладут шапку или чистый платок. Второй игрок должен сесть на спину первого и, не касаясь пола (земли), достать шапку или платок ртом, а затем принять первоначальное положение.

«Алтыбакан». В лунную ночь за аулом устанавливают качели (алтыбакан). Это место, где к вечеру собирается молодежь, чтобы петь песни и веселиться. На алтыбакане катаются поочередно парами – парень и девушка. Присутствующие поют популярные песни, но при этом они подшучивают над теми молодыми людьми, которые находятся на качелях. Стороннему наблюдателю может показаться, что качали уже кем-то установлены. Каким-то добрым дядюшкой. Нет, поработать пришлось самим молодым людям. Они взяли в руки пилы, топоры и занялись установкой качелей. Для это, между прочим, необходимо шесть бревен трёх-четырёх метров высотой, широкая перекладина и три аркана.

«Интериспек» (вытолкни из круга). Кто еще хочет испытать силу? Приглашаем сыграть в эту игру. Надо начертить круг. Задача заключается в том, чтобы вытолкнуть всех участников игры из круга и стать победителем. Ну, кто кого? Игра будет идти гораздо быстрее, если её участники станут прыгать на одной ноге. Такой вариант игры вполне допустим. Коснулся второй ногой земли – засчитывается поражение.

И ещё одна занимательная игра «Догони!» (Кыз куу). Правда, уже не детская. Юноша, догнавший в скачках девушку, должен её поцеловать. Об этой игре известный казахский поэт Олжас Сулейменов написал очень эмоциональное стихотворение (как бы от лица девушки, которую вот-вот догоняит джигит):

Догони меня, джигит,
Не жалей коня, джигит.
Если ты влюблен и ловок,
Конь догонит, добежит.
Я люблю тебя, джигит.
Догони же,
Поцелуй,
Голос от стыда дрожит

Среди этих звонких струй.
Меня ветер обгоняет.
На груди моей лежит,
Обнимает, обнимает,
Ой, опять отстал джигит!
Издевается луна,
Я одна.
Опять одна,
Мои руки побелели,
Кровь по крупу скакуна,

Злые люди,
Злые люди,
Вы обидели меня.
Дали смелому джигиту,
И красивому джигиту
Ишака,
А не коня!..

Видите, что даже в такой серьёзной игре могут быть вполне юмористические ситуации.

Жил когда-то Знаменитый человек

А теперь послушаем сказку. Не простую, а волшебную под названием «Награда мудрости». Кстати сказать, эта сказка учит не только мудрости, но и воображение она тоже развивает.

Жил когда-то Знаменитый человек, имени которого теперь уже никто не помнит. Славился он своей красавицей дочерью. Многие хотели взять ее в жены, но старик ни за что не желал расставаться с ней.

Однажды девушку похитили. Знаменитого человека охватило отчаяние. Не зная, что предпринять, чтобы найти дочь, он созвал всех своих соседей и сказал:

— Горе мне! Дочь мою похитили. Не найдется ли среди вас смельчак, который бы отыскал и вернул мне дочь?

Но все молчали. И вдруг из толпы раздался голос:

— Мы, здесь сидящие, не в силах помочь тебе. Но я знаю того, кто может это сделать. Недалеко отсюда живет Учитель восьми братьев. Обратись к нему.

Обрадовался Знаменитый человек и тотчас же отправился к Учителю восьми братьев. Тот принял его хорошо и, узнав о его несчастии, молвил:

— Только мои ученики могут тебе помочь.

И он позвал своих учеников. Когда юноши явились, Знаменитый человек обратился к ним с вопросом:

— Что вы умеете делать? Старший брат сказал:

— Я могу и днем и в самую темную ночь идти по следам любого живого существа.

Второй юноша сказал:

— Я умею видеть любые предметы на самом далеком расстоянии.

Третий юноша сказал:

— Я умею переправляться через моря и реки на своей шапке.

Четвертый юноша сказал:

— Я умею вырывать добычу из когтей хищной птицы так, что она это не сразу заметит.

Пятый юноша сказал:

— Я умею выстрелом из ружья разделять обнявшихся в полете птиц, не причинив им вреда.

Шестой юноша сказал:

— Я умею на лету ловить падающие сверху предметы. Рассказали о своем умении и последние два брата. Выслушав юношей, Знаменитый человек сказал:

— Найдите мне мою дочь. Тому из вас, кто это сделает, я отдам ее в жены.

Братья охотно отправились на поиски. Старший брат быстро нашел след девушки в лесу, где она гуляла. Все дружно пошли по следу. Но вот след кончился. Вдали раскинулась бескрайняя степь.

Тут проявил свои способности второй юноша. Он быстро оглядел местность на десятки тысяч шагов вокруг. Невдалеке он увидел реку с нависшими над нею скалистыми берегами. По ту сторону реки на скале сидел огромный двуглавый орел, держа в своих когтистых лапах девушку. Братья поспешили к реке. Посредством шапки третьего юноши они переправились на другой берег. Четвертый юноша, незаметно подкравшись к хищнику, высвободил девушку из его страшных когтей и поспешил назад к ожидавшим его братьям.

Но едва он спустился со скалы и присоединился к братьям, как орел понял, что его провели. Он взмахнул могучими крыльями, закрыв ими полнеба. Покружив над растерявшимися юношами, он выхватил из их рук девушку и снова взвился высоко-высоко.

Первым опомнился пятый брат. Он вскинул ружье — раздался выстрел. Девушка отделилась от орла и камнем полетела вниз. Но не дремал шестой юноша. Он поймал девушку налету, не дав ей разбиться об острые скалы.

Орел не желал расставаться со своей добычей. Он снова погнался за братьями. Но седьмой юноша мгновенно выстроил огромную железную крепость. Братья и девушка укрылись за толстыми неприступными стенами. Теперь погоня их не страшила. Но как добраться до аула, где живет Знаменитый человек? Стоит им покинуть крепость, как враг снова настигнет их. Тут выступил вперед самый младший брат и сказал:

— Сейчас мы будем у юрты Знаменитого человека! И он трижды ударил ногой о землю. В ту же минуту они оказались перед Знаменитым человеком. Горячо обнимая дочь, он спросил у юношей, кто из них спас девушку.

Юноши сказали, что они все спасали его дочь, что ни один из них без помощи остальных не возвратил бы дочь отцу.

Задумался Знаменитый человек. Ведь он обещал выдать девушку замуж за того, кто ее вернет ему. Кому же отдать предпочтение? Поразмыслив, он сказал:

— Ваши таланты одинаково достойны награды, но ее еще больше достоин Учитель, давший вам мудрость. Поэтому я отдам свою дочь в жены вашему Учителю.

Вот такая волшебная, мудрая и красивая сказка. По ней можно сделать завлекательный и поучительный мультфильм как минимум на полчаса. И этот фильм будет радовать и взрослых, и детей.

А очень короткий мультик (секунд на тридцать) можно сделать с помощью какой-нибудь компьютерной программы (например, macromedia flash или adobe flash). А в качестве сюжета можно взять одну замечательную казахскую загадку.

На волю рвется, свободно льется, преград не знает – веселый малый.

Что за весёлый малый?

Оказывается, это смех.

Двух мнений быть не может, это действительно очень весёлый малый!

КИРГ‘ИЗЫ, кыргыз (самоназвание), (кирг. кыргыздар; ед. кыргыз) — центральноазиатский народ, основное население Киргизии (2229,7 тыс. человек). Живут также в Узбекистане, Таджикистане (памирские киргизы), Казахстане, Российской Федерации (около 41,7 тыс.), Синьцзяне (КНР), Монголии (небольшие группы в западных районах), на северо-востоке Афганистана и Пакистана. Общая численность более 2,5 млн. человек. Говорят на киргизском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

По данным Переписи населения 2002 года численность киргизов, проживающих на территории России, составляет 32 тысячи человек. Численность в России по данным переписи 2010г.- 103 тыс. 422 человека.

Автоэтнонимом, т.е. самоназванием этого народа является термин "кыргыз". В русском языке обычно используется вариант "киргиз". Вопрос с названием запутан ещё и тем фактом, что русские и другие европейские народы до 20-х годов XX века киргизами называли казахов, а кара-киргизами (чёрными киргизами) - киргизов. Это недоразумение сложилось при следующих обстоятельствах: в 1734 во время посольства казахов о принятии покровительства России, императрица Анна Иоанновна потребовала подготовить сведения о казахах. Однако вследствие ошибки вместо сведений о казахах ей были представлены сведения о енисейских киргизах. С тех пор в российских документах казахи назывались «киргизами».

Киргизский этнос формировался на основе двух этнических массивов: центрально-азиатско-южносибирского и среднеазиатского. Согласно письменным источникам, на территории Центрального Тянь-Шаня и Семиречья с древнейших времён до 16 века упоминаются этнические названия: саки, усуни, юечжи, хунны, эфталиты, дулу, нушиби, тюргеши-тухси и азы, карлуки, согдийцы, чигили, аргу, туркмены, кыпчаки, канглы, кара-китай, найманы, монголы и тюрко-могульские племена Могулистана. Процесс сложения Киргизов шёл с начала 2-го тысячелетия и завершился на рубеже 15-16 веков. Енисейские Киргизы, переселившиеся в 9-10 веках (отчасти позднее - в 13-14 веках) на Тянь-Шань, составляли основное ядро в формировании Киргизов.

Согласно географическим сведениям о древних Киргизах, их прародиной считается Северо-Западная Монголия с центром в окрестностях озера Хиргис-нур. В середине 1 века до нашей эры Киргизы населяли в основном Минусинскую котловину, уход Киргизов из Северо-Западной Монголии к северу от Саян связывается с передвижением на северо-запад гуннов. До прихода Киргизов Минусинскую котловину населяли динлины, которые были ассимилированы пришельцами из района озера Хиргис-нур. Результатом этого явилось возникновение таштыкской культуры (1-5 века). На основании археологического материала (в том числе портретных погребальных масок) и китайских источников можно считать таштыкскую культуру, прежде всего её тепсейский этап (3-5 века), древнекиргизской или протокиргизской культурой.

В 6-8 веках енисейские Киргизы входили в Тюркский каганат, сохраняя известную политическую самостоятельность. В середине 8 века Киргизы становятся данниками уйгурских ханов (сменивших тюркских каганов), вступают в борьбу с уйгурами, которая оканчивается в 1-й половине 9 века победой Киргизов и установлением их господства в Центральной Азии (Киргизский каганат). Киргизы в 40-х годах 9 века завоевали племена Алтая, верхнего Енисея и Монголии. Глава каганата, носивший титул ажо, вступает в сношения с китайским императорским двором и распространяет свою власть на запад до степей современного Казахстана, на юг - до Тибета. Власть енисейских Киргизов в 9-10 веках распространяется на территории от Маньчжурии на востоке до реки Иртыш на западе, от Красноярска на севере до Восточного Туркестана на юге. Часть енисейских Киргизов, преследуя уйгуров на юго-западе, проникла в Восточный Тянь-Шань, где они составили впоследствии основное ядро киргизского народа.

Однако в 1-й четверти 10 века под давлением киданей енисейские Киргизы оставили Монголию и удерживали только Саяно-Алтай и Джунгарию. Сведения о енисейских Киргизах 11-12 веков немногочисленны. Накануне монгольского завоевания они образовывали два княжества: Кыргыз (в Минусинской котловине) и Кем-Кемджиут (на Верхнем Енисее). В 1209 они были захвачены Чингисханом. К началу 17 века, когда на Енисее появились русские, енисейские Киргизы были численно небольшой группой. Во 2-й половине 17 века границы кочевий Киргизов сместились по Енисею на юг, вплоть до Саянского хребта. Остатки енисейских Киргизов вошли в состав хакасского народа.

В 1-й половине 2-го тысячелетия, особенно после нашествия татаро-монголов в Казахстан и Среднюю Азию, часть тюркоязычных племён передвинулась в Центральный и Западный Тянь-Шань, а затем и южнее - до Памира. Они послужили основой складывавшейся в Притяньшанье киргизской народности, которая объединила также местные тюркоязычные племена Семиречья и Мавераннахра, в том числе карлуков и др., позднее - монгольские племена, а в 16-17 веках - и часть племён казахского и ногайского происхождения. В 16 веке Киргизы представляли на Тянь-Шане обособленную общность, имевшую, однако, сложный этнический состав. Формирование киргизской народности и её расселение в пределах современного обитания завершилось в основном во 2-й половине 18 века. С середины 19 века Киргизы начали переходить в русское подданство, в 60-70-х годах вошли в состав России. По национально-государственному размежеванию Средней Азии образована в 1924 Кара-Киргизская АО (с 1925 - Киргизская; в 1926 преобразована в Киргизскую АССР, в 1936 - в Киргизскую ССР); с 1991 - Республика Кыргызстан.

Традиционное занятие Киргизов - кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного типа. Скотоводы совершали установившийся веками круглогодичный цикл кочёвки, переходя со скотом с одного сезонного пастбища на другое (зимой в долинах, летом в горах). До присоединения к России разводили главным образом лошадей, в меньшем количестве - овец и верблюдов. Затем первое место заняло овцеводство, всё большее значение стало приобретать разведение крупного рогатого скота, особенно в бедняцких хозяйствах. На Восточном Памире и в южной части Ошской области разводили яков. Подсобной отраслью было земледелие, чаще - поливное. Система орошения позволяла кочевникам после посева откочёвывать на пастбища и возвращаться к уборке урожая. Охота, в том числе с помощью ловчих птиц, - одно из древнейших занятий Киргизов. Из домашних промыслов были развиты изготовление шерстяных тканей, выделка ковров и войлоков, изготовление циновок, кожаной посуды, тиснение по коже. Были распространены кузнечное и ювелирное ремёсла, вышивка, резьба по дереву. На Памире добывали горный хрусталь, яшму, золото. Южные Киргизы жгли уголь и продавали его в городах Ферганы.

В бывшем СССР Киргизы перешли к оседлости. Животноводство стало отгонно-пастбищным. Широкое развитие получило механизированое земледелие (зерновые, технические и другие культуры), созданы различные отрасли тяжёлой и лёгкой промышленности, в которую вовлечена значительная часть киргизских рабочих и интеллигенции.

Кочевое скотоводство и патриархально-родовой быт наложили отпечаток на традиционную материальную культуру Киргизов. До 50-60-х годов 19 века Киргизы жили кочевыми общинами-аилами (айыл) по 100-200 юрт и более, объединяемыми главным образом по генеалогическому признаку. После возникновения оседлых поселений (кыштаков) основная масса Киргизов продолжала жить в селениях кочевого и полукочевого типа. Преобладающим типом жилища была юрта, которая делилась на мужскую и женскую половины. За годы советской власти условия быта Киргизов в корне изменились. Юрта сохраняется в быту лишь части Киргизов как летнее жилище, а также у табунщиков и пастухов на отгонных пастбищах.

Киргизы жили большими патриархальными семьями. Многожёнство было обычным явлением. За невесту выплачивали калым скотом. Иногда он достигал очень больших (до тысячи голов) размеров.

Традиционная одежда разнообразна. На севере женский костюм включает длинное широкое платье-рубаху со стоячим воротником, безрукавку и однобортный камзол до колен со стоячим воротником. В южных районах платье без воротника, с разрезом на груди, скреплённым брошью. Костюм пожилой женщины дополняют шальвары с широким шагом. Женские национальные головные уборы (кеп-такыя, высокий тюрбан - элечек) носят сейчас очень редко; исчезла из быта и распашная юбка (бельдемчи). Мужской костюм на севере - туникообразная рубаха со стоячим воротником, тёмный камзол до колен со стоячим воротником, стёганый чапан с широкими клиньями внизу; на юге - длинная распашная рубаха с завязками, чапан узкий, со скошенной передней полой, как у узбеков и таджиков. Штаны общего среднеазиатского покроя, с широким шагом. Зимняя одежда - нагольные тулупы и овчинные шубы, крытые тёмной тканью. Распространённый головной убор - белая войлочная шляпа (несколько вариантов), зимой - шапки, отороченные мехом (тебетей). Обувь - мягкие сапоги с калошами. Национальные особенности одежды сохраняются главным образом в сельской местности среди людей старшего поколения, а также среди пастухов на сезонных пастбищах (войлочные плащи, длиннополый халат и т.д.).

Одежду богатых шили из привозных шёлковых тканей, а также из собольих и рысьих мехов, беднота носила одежду из овчин. Знать имела высокие войлочные белые колпаки с загнутыми вверх полями. Эта древняя этнографическая особенность сохранилась у Киргизов на Тянь-Шане до сих пор в головных уборах мужчин (отсюда иносказательное самоназвание кыргызов в эпосе "Манас" - "ак-калпак").

Религия Являются мусульманами-суннитами. Киргизы также сохраняют и языческие представления, в том числе праздник Нооруз, почитание Тенгри и Умай и т. д. Наряду с традиционными верованиями, судя по енисейским руническим текстам, часть Киргизов исповедовала христианство и буддизм. Археологические находки буддийских статуэток позволяют высказать предположение, что Киргизы были знакомы и с буддизмом.

Традиционная пища в основном молочная (в тёплое время года) и мясная (поздней осенью и зимой). Молочные блюда - кумыс, айран, курут (вид кислого сыра, заготавливаемого на зиму и употребляемого в сухом виде или растёртым и разбавленным водой), топлёное масло, кипячёные сливки (каймак) и др. Из муки, кроме традиционных лепёшек, готовят боорсок - кусочки теста, жаренные в казане на бараньем сале, печённые в золе хлебцы и др. Характерно употребление конины. Излюбленный напиток - чай (на юге главным образом зелёный, на севере чёрный, в некоторых местах - с молоком).

Популярные виды спортивных развлечений - скачки на лошадях (ат чабыш), скачки (кёк бёрю), цель которых - поднять, не слезая с лошади, козла и доставить его к условленному месту, уходя от противников, старающихся отнять козла. Распространена борьба на лошадях (эниш).

Сохраняется богатый фольклор (героический эпос "Манас", исполняемый сказителями-манасчи, и др., творчество поэтов-импровизаторов - акынов). Сформировалась профессиональная культура. Богат песенный и инструментальный музыкальный фольклор.
О.К. Караев

promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…