?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Лица России. Китайцы и корейцы
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©


Другие лица России

Общие сведения

КИТ‘АЙЦЫ (самоназвание - ханьцзу, ханьжэнь, также чжунго жэнь,- буквально "человек Срединного государства", т.е. китаец) - народ, составляющий преобладающую часть населения КНР, крупнейший по численности народ мира.

Общая численность 1125 млн. человек, в том числе 1094 млн. человек в КНР и около 20 млн. человек на Тайване. Начиная со средневековья, Китайцы стали широко расселяться по всему миру, но прежде всего в соседние государства. Широкий размах китайская эмиграция приобрела во 2-й половине 19 - 1-й половине 20 века. За рубежом проживают значительные группы Китайцев (самоназвание хуажэнь, танжэнь, также хуацяо - буквально "китайский гость" или "китаец, живущий за рубежом", так их называют и сами Китайцы). В Сингапуре Китайцы составляют около 80% населения страны (1,96 млн. человек), в Малайзии они второй по численности этнос (5,12 млн. человек). Крупные китайские общины расселены дисперсно в других странах Юго-Восточной Азии (в Таиланде 6,3 млн. человек, Индонезии 5,2 млн. человек, Мьянме 350 тыс., на Филиппинах 500 тыс., во Вьетнаме 950 тыс. человек, в Камбодже, в Брунее) и Восточной Азии [в Сянгане, Аомыне (Макао), Японии и Корее], также в различных странах Америки (в том числе в США - 820 тыс. человек, в Канаде - 290 тыс. человек), Европы, Африки, Австралии и Океании.

В России насчитывается около 6 тыс. человек (без учёта временной значительной части Китайцев, незаконно проникших в Россию). По данным Переписи населения 2002 года численность китайцев, проживающих на территории России, составляет 35 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 28 тыс. 943 человека.

Говорят на различных диалектах китайского языка. Многочисленные диалекты зачастую взаимонепонимаемы. Наиболее распространённой, особенно на севере, в центре и на юго-западе страны, является группа северных диалектов, так называемых "гуань хуа" - буквально "чиновничий язык". Особенно сложна языковая ситуация на юге. На диалектах кэцзя (местное произношение - хакка, буквально "семья гостей") говорят потомки Китайцев, переселявшихся с севера преимущественно в 4-6 веках. До сих пор сильны позиции шанхайского (у), фуцзяньских (минь), гуандунского (юэ) диалектов, на которых неоднократно предпринимались попытки создания своей литературы. Различия между диалектами поддерживались исторически сложившимися регионализмом, неразвитостью рыночных связей, господством натурального хозяйства, часто политической разобщённостью и т.д. Сильные диалектные отличия до сих пор не дают возможности перейти на любую буквенную письменность, в том числе латинизированную, проект которой был одобрен в КНР ещё в 1958. Основополагающая роль в поддержании единства китайского языка в многовековой сложной истории страны всегда принадлежала китайской иероглифической письменности, начало которой восходит ко 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры, и непрерывности существования китайской государственности. Государство всегда придавало значение распространению нормативного языка, важную роль здесь играли чиновничьи экзамены, отсюда название столичной нормы "гуань хуа". В 20 веке он стал называться "го юй" (национальный язык), на Тайване он так называется и сейчас, в КНР он получил наименование "путун хуа" (общеупотребительный язык), развивающийся на основе пекинского говора северного диалекта. Важную роль в его распространении и внедрении играют средства массовой информации (радио, телевидение, кино и др.).

В религиозном отношении Китайцы придерживаются своей шкалы духовных ценностей, построенной на принципах глубокого синкретизма. Они признают "три учения" ("сань цзяо"): конфуцианство (жуцзяо), даосизм (даоцзяо), буддизм (фоцзяо) северного толка (секта махаяна).

Ислам стал распространяться в Китае среди хань, начиная с 7-8 веков на северо-западе через персидских, тюркских и арабских торговцев, на юго-востоке - через арабских купцов, прибывавших морем. Значительное распространение ислама среди ханьцев в 13-14 веках привело к формированию особой этноконфессиональной группы, которая в КНР рассматривается как самостоятельная народность хуйцзу.

В более позднее время получили определённое распространение христианские вероучения (католичество, протестантство, православие и др.). На Тайване сформировалась новая синкретическая религия "игуаньгао".

Однако независимо от принадлежности к той или иной конфессии каждый Китаец осознаёт себя прежде всего конфуцианцем, культ предков до сих пор занимает в этой шкале господствующие позиции. Влияние конфуцианства испытали и другие учения, в большей мере буддизм, в меньшей - даосизм.

Этническая история древних предков Китайцев представляет сложный, весьма длительный процесс, в котором принимали участие многочисленные племена, принадлежавшие к различным типам монголоидной большой расы, говорившие на тибетских, индонезийских, тайских, алтайских и других языках, преимущественно земледельческие по роду занятий и весьма отличные друг от друга по культуре. Одним из основных компонентов, позднее вошедших в состав предков древних Китайцев, очевидно, следует считать племена носителей неолитической земледельческой культуры яншао, живших в 4-м тысячелетии до нашей эры в бассейне реки Хуанхэ. В результате произошедшего смешения с племенами южного, возможно, тайско-индонезийского происхождения во 2-й половине 3-го тысячелетия до нашей эры, как можно предполагать, стали формироваться племена ся, историю которых, во многом пока ещё легендарную, некоторые современные китайские историки склонны рассматривать уже как начало сложения "чжунхуа миньцзу" - общности народов страны, которая, таким образом, насчитывает пять тысяч лет существования.

В 18 веке до нашей эры на территории современной провинций Шэньси, Шаньси, Хэнань сформировалась иньская (шанская) общность, генетически связанная с предыдущими насельниками. В начале 11 века до нашей эры иньцы были покорены родственными им племенами чжоусцев - потомков западной ветви яншаоских племён, у которых ещё были сильны скотоводческие традиции. Вдоль реки Хуанхэ продолжались миграции различных племён - предков древних Китайцев на восток, вплоть до морского побережья полуострова Шаньдун, где они встретились, по всей вероятности, с северной ветвью юэ, принадлежавших к протоиндонезийцам, а также племенами - предками тунгусо-маньчжуров. Между иньцами и чжоусцами происходило довольно интенсивное взаимодействие, что в конечном итоге привело к формированию в 7-6 веках до нашей эры новой этнической общности хуася - прямых предков древних Китайцев. На их духовную культуру, формирование их самосознания значительное влияние постепенно начало оказывать конфуцианство.

К 1-й половине 1-го тысячелетия до нашей эры относится формирование на основе разговорного языка древнего литературного языка вэньянь, который постепенно утрачивал связи с народным языком, диалектами, выполнявшими функции средства устного общения; став непонятным для восприятия на слух, он начиная с 1-го тысячелетия нашей эры вплоть до 20 века, претерпевая определённые изменения, играл важную роль средства письменного общения.

Политическая история всегда оказывала немалое влияние на развитие китайского этноса на всех этапах его развития: по названию династии они получили своё название Хань, были периоды, когда нарушалась единая государственность и преобладали тенденции дезинтеграции. Консолидации ханьского этноса способствовала борьба с иноземными завоевателями и правителями, например борьба с господством монгольской династии Юань (13-14 века), а в дальнейшем ещё в большей степени - маньчжурской династии Цин (17 - начало 20 века), равно как и установление после длительного чужеземного правления национальной династии Мин (14-17 века). В 14 веке сложились основные черты современного китайского этноса, хотя и в дальнейшем сохранились наряду с пекинским и некоторые другие мощные экономические культурные центры, являвшиеся очагами региональной консолидации. В Минскую эпоху произошло значительное организованное переселение Китайцев из северных и восточных районов на юго-запад (особенно на территории современных провинций Гуйчжоу и Юньнань). Во время династии Цин сформировались в основном современные государственные границы страны. В последней четверти 18 века было покорено Чжунгарское ханство, на северо-западе была организована провинция Синьцзян ("Новая граница"), однако ханьцы неохотно переселялись в район с непривычными для них экологическими условиями. Зато значительные массы их двинулись на северо-восток в Маньчжурию в конце 19 - начале 20 века.

Ханьцы и их предки на протяжении многовековой истории расширяли ареал своего расселения, но они не только ассимилировали самые разные народы и их отдельные группы на севере, востоке и особенно на юге, но и многое перенимали из их хозяйственно-культурных традиций, что оказывало определённое влияние на усиление их регионального самосознания. В частности, на развитие китайской культуры оказали влияние маньчжуры во время своего правления страной.

В 1912, после свержения маньчжурской династии, образовалась Китайская Республика. Национальной консолидации ханьцев способствовала антияпонская борьба в 30-40-е годы 20 века. 1 октября 1949 было провозглашено создание Китайской Народной Республики. В 20 веке при покровительстве государства усилился целенаправленный процесс консолидации ханьского этноса, сопровождаемый смешением разных групп собственно ханьцев, ассимиляцией различных неханьских групп и миграцией ханьцев в северо-западные, северные, северо-восточные, юго-западные и даже западные районы страны.

80% населения страны живёт в деревне, занимаясь сельским хозяйством. Ханьцы - опытные пашенные земледельцы как на богаре, так и на поливных полях. На севере основные зерновые культуры - пшеница, просо, гаолян, кукуруза, основные животные - волы и коровы, на юге соответственно - рис и буйвол. Повсеместно разводят свиней, птицу, занимаются огородничеством. Основные технические культуры - конопля, хлопок, рами, разводят тутового шелкопряда. Из садовых на севере преобладают яблони, груши, персики, хурма, сливы, на юге - цитрусовые, бананы, ананасы, личжи, папайя, развито чаеводство. В сельской местности всё большее развитие получает промышленность, возрождается ремесленное производство. Горожане заняты преимущественно в промышленности, сфере обслуживания, искусны в самых разнообразных ремёслах.

Традиционное жилище Китайцев - дом каркасно- столбовой конструкции. Стенные проёмы между несущими кровлю столбами на севере заполняют сырцовым или обожжённым кирпичом, на юге - досками или расщеплённым бамбуком. Интерьер китайского жилища исключительно прост. На севере обязательной является тёплая лежанка, связанная с печкой (кан).

Одежда Китайцев состоит из левополой с запахом на правую сторону хлопчатобумажной куртки и широких штанов, летом обувь матерчатая. Женская и мужская одежда практически почти не отличаются как по покрою, так и по составу. Праздничной женской городской одеждой является цельнокроеное узкое платье с глубокими разрезами по бокам (ципао), заимствованное у маньчжуров. На севере зимняя одежда аналогична летней, изготовляется на ватной подкладке, шапка ватная или меховая. Длительное время для официальных работников одежда состояла из кителя с отложным воротником и накладными карманами и брюк (форма Сунь Ятсена). В последние годы одежда, особенно в городе, отличается значительным разнообразием.

Традиционная пища Китайцев исключительно богата и разнообразна, в зависимости от района проживания. Широко известны несколько региональных комплексов пищи, в которых преобладают горькие, сладкие, кислые или иные компоненты. Основная пища (чжуши) готовится из крупы или теста преимущественно на пару, второстепенная, сопроводительная (фруши) - блюда из мяса, овощей или морских продуктов готовят на растительном масле в котле на сильном огне. Любимое мясо - свинина. Для вкуса в пищу добавляют кунжутное масло. На праздник весны - традиционный китайский Новый год обязательно делают пельмени, на день рождения - длинную лапшу и т.д. Рис подают в пиалах, пищу берут и едят палочками. Пищевых запретов у Китайцев мало. Вплоть до самого последнего времени почти не употребляли молочные продукты, в том числе сливочное масло, творог, сыр, не любят солёную рыбу, сало. Китайские напитки обычно крепкие, с сильным, острым запахом, пьют мелкими мерками. Перед едой обычно подаётся чай, сортовое разнообразие которого весьма велико. Суп по традиции едят в конце.

Среди Китайцев сильны традиции земляческих и особенно родственных отношений. До сих пор (особенно в деревне) сохраняется представление о принадлежности к определённой патронимии "цзунцзу" - группе родственных семей, ведущих происхождение от одного предка. Внутри цзунцзу особенно поддерживались традиции взаимопомощи, координации хозяйственной, социальной и культурной жизни её членов. Связи по патронимии находили отражение и в антропонимии. Китайская антропонимическая модель состоит из одно- и редко двусложной фамилии (Ли, Ван, Чжан, Чжоу, Сыма и др.) и дву- и редко односложного личного имени (Яохуа, Тяньмин, Дэ и др.), которое всегда ставится после фамилии. В личное имя прежде всегда включался строго определённо в качестве первого или второго слога общий иероглиф для лиц одного поколения конкретной патронимии, что давало возможность определить место человека в возрастной структуре цзунцзу. Помимо основного, официального имени (мин), которое он получал по достижении совершеннолетия, Китаец в течение жизни мог иметь "молочное имя" (жумин) в детстве, в дальнейшем второе основное имя (цзы). Все китайские имена имеют благопожелательную этимологию.

Начиная со 2-й половины 20 века в китайском обществе происходят новые процессы, связанные как с техническим и культурным прогрессом в жизни страны, так и с всё усиливающимися отношениями с внешним миром.
А.М. Решетов

КОР‘ЕЙЦЫ, чосон сарам ("люди страны Чосон"), хангук сарам ("люди страны Хангук"), корё сарам ("люди страны Корё"), народ, основное население Республики Корея (44 млн. человек) и КНДР (22,5 млн. человек). Общая численность 70,2 млн. человек, в том числе в Китае 2 млн. человек, в Японии 660 тыс. человек, в США 500 тыс. человек, в Узбекистане 183,1 тыс., в Российской Федерации 107,1 тыс., в Казахстане 104 тыс., Киргизии 19 тыс., Таджикистане 14 тыс.

По данным Переписи населения 2002 года численность корейцев, проживающих на территории России, составляет 148 тысяч человек.

Говорят на изолированном корейском языке. Диалекты: северо-восточный, северо-западный, юго-восточный, юго-западный, центральный, чеджудо. Письменность (корейское фонетическое письмо) с середины 15 века.

Корейцы - один из древнейших народов Восточной Азии. Очевидно, в формировании Корейцев принимали участие 3 группы племён: палеоазиатская, протоалтайская и австронезийская; ведущая роль принадлежала протоалтайским племенам. В середине 1-го тысячелетия до нашей эры на территории Южной Маньчжурии и Северной Кореи сформировалось государственное образование Чосон (к названию которого восходит одно из самоназваний Корейцев, в наши дни наиболее распространённое в КНДР). В первых веках нашей эры на юге Корейского полуострова жили племена хан (самхан), их этноним сохранился в одном из самоназваний Корейцев (он наиболее широко используется в Республике Корея). К 10-14 векам относится сложение Корейцев в единый этнос. К названию государства Корё (918-1392) восходит ещё один из этнонимов Корейцев.

Традиционное занятие Корейцев - пашенное земледелие. Главная культура - рис. В горных районах сеют также кукурузу, повсеместно - просяные (чумиза, сорго) и бобовые культуры. Важнейшие технические культуры - хлопок, конопля, табак, женьшень (на специальных плантациях), кунжут и др. Выращивают овощи (тыква, баклажаны, лук, картофель, батат на юге, огурцы, помидоры), дыни, арбузы и плодовые культуры. Животноводство - подсобное занятие (тягловый скот, свиньи, в меньшей степени - овцы и птица). Одна из древнейших отраслей сельского хозяйства - шелководство (кроме листьев тутовых деревьев на корм гусеницам используют листья дуба и клещевины). На побережье развиты рыболовство, добыча морских животных (каракатицы, крабы, креветки, трепанги, моллюски) и сбор водорослей. Традиционные ремёсла - производство керамики, лаковых изделий с перламутровой инкрустацией, плетение из соломки и др. Современные КНДР и Республика Корея высокоразвитые страны с современной промышленностью и передовыми технологиями.

Для современной культуры Корейцев характерно сочетание древних национальных традиций с новыми элементами. Традиционные элементы особенно стойко сохраняются в жилище, пище, одежде, семейных и календарных народных праздниках. Деревни на равнинах часто имеют линейную планировку и насчитывают по несколько сотен домов, в горных районах - по 5-6. Жилой дом ставится в глубине усадьбы, огороженной забором. Наиболее типичное жилище - каркасно-столбовой дом (чип), обмазанный глиной и поставленный на земляную площадку высотой около 50 см. Обычно состоит из нескольких комнат, каждая из которых имеет наружную дверь, выходящую на галерею (покто). Характерна система отопления жилища - ондоль (дымоход кухонного очага прокладывается под полом; на тёплом полу спят). Система ондоль выделяет жилище Корейцев в самостоятельный "корейский тип". Модернизированные формы системы ондоль сохраняются в многоэтажных городских постройках.

Традиционная одежда мужчин - запашная куртка и штаны, обычно белые (зимой - на вате). Штаны заправляются в белые матерчатые носки (посон). Женская одежда состоит из короткой кофты (чогори) с узкими длинными рукавами, широких штанов и широкой юбки (чхима), подвязываемой на груди широким поясом. Зимой старики носили жилет на меху или длинный халат (турумаги). Крестьянская обувь - плетённые из верёвок или соломы сандалии, в дождливую погоду носят долблёную деревянную обувь на высоких подставках. Дома ходят без обуви. Широко распространена одежда европейского покроя.

Основная пища - рис, сваренный на пару без соли, едят с острыми приправами; употребляют мясо (главным образом свинину, иногда - собак), рыбу (в том числе сырую, заправленную уксусом, перцем, солью и чесноком), квашеные овощи. Пищу готовят на растительном масле. Распространены палочки для еды, для жидкой пищи - плоские ложки. Из спиртных напитков известна рисовая водка, которую пьют подогретой.

До недавнего времени у Корейцев были сильны пережитки родовых отношений. Все, носящие одну фамилию, считались родственниками. Помимо фамилии и личного имени каждый Кореец имеет родовое имя - пон ("корень"). Корейцы с одинаковым пон составляли экзогамную группу.

Для современной культуры Корейцев характерно сочетание древних национальных традиций с новыми элементами. Традиционные элементы особенно стойко сохраняются в жилище, пище, одежде, семейных и календарных народных праздниках.

В семье господствовали патриархальные отношения, освященные конфуцианством. Огромную роль играл культ предков. Главные семейные праздники - первая годовщина ребёнка, свадьба и юбилей (60-летие). Другие народные праздники связаны большей частью с сельскохозяйственным календарём. Празднование Нового года длится несколько дней и сопровождается угощениями, танцами в масках, песнями, играми. Для Корейцев характерен религиозный синкретизм.

Традиционные верования - анимизм, шаманство, культ мифологических первопредков, "основателей" государств. Особо почитается культ Тангуна, который в 2333 до нашей эры основал Древний Чосон. В Республике Корея - День рождения Тангуна (3 октября) - государственный праздник. В 4-6 веках в Корею проник буддизм, в период Трёх государств (1 век до нашей эры - 7 век нашей эры) - также конфуцианство и даосизм. Буддизм оказал значительное влияние на развитие многих сторон культуры Корейцев (книгопечатание, архитектура, скульптура, живопись и пр.). В позднем средневековье решающее влияние имело конфуцианство. В 17-18 веках стало проникать христианство; в 19 веке стали возникать "новые религии".

В КНДР в основном отошли от религии, хотя существует буддийская община, восстанавливаются храмы; имеют распространение "новые религии", шаманство и христианство. В Республике Корея отмечен религиозный синкретизм, а также усиление роли христианских церквей разных направлений и "новых религий". Среди верующих в Республике Корея (число их - 54% от общего населения) - к буддистам относят себя 51,2%, к протестантам - 34,4%, к католикам - 10,6%, к конфуцианцам - 1,8%; существует более 240 "новых религий", наиболее влиятельная - Чхондогё ("Религия Небесного Пути"), её последователи есть и в КНДР. С 20-х годов 20 века появились мусульмане, в современной Республике Корея их 20 тыс. человек.

В основе национальной музыки лежит пятизвуковая гамма. Народные песни включают трудовые, застольные, плясовые, обрядовые и др. На основе древних традиций развивается профессиональная культура. С древности существует кукольный театр. Богато и разнообразно мифологическое и фольклорное наследие Корейцев.
Р.Ш. Джарылгасинова

promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…