?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Лица России. Поляки
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
«Лица России». Поляки. «Под польским небом», 2010

Общие сведения

ПОЛ‘ЯКИ, поляци (самоназвание), народ, основное население Польши. Численность 38,459 млн. человек (1993). За пределами Польши живут в Белоруссии (417,7 тыс. человек), Литве (258 тыс. человек), на Украине (219,2 тыс. человек), Российской Федерации (94,6 тыс. человек), Казахстане (60 тыс. человек), Латвии (60 тыс. человек); США (5,6 млн. человек), Германии (1,5 млн. человек), Франции (1 млн. человек), Канаде (400 тыс. человек), Великобритании (140 тыс. человек), Бразилии (200 тыс. человек), Аргентине (100 тыс. человек), Чехии и Словакии (по 40 тыс. человек), Бельгии (60 тыс. человек) и в других странах. Общая численность свыше 49 млн. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность поляков, проживающих на территории России, составляет 73 тысячи человек.

Говорят на польском языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - в основном католики, есть протестанты.

Поляки как народ складывался с формированием и развитием древнепольского государства. Его основу составили объединения западно-славянских племён полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Процесс консолидации Поморья с остальными польскими землями был заторможен не только непрочностью политических связей его с древнепольским государством, но и своеобразием его социально-экономического и культурного развития (длительное господство язычества и др.). По говорам близки были поляне, слензане и висляне. В период политической раздробленности (11-13 века) отдельные польские земли обособились, но культурные и экономические связи между ними не прерывались. В ходе сопротивления немецкой экспансии и преодоления политической раздробленности (13-14 века) осуществлялось объединение польских земель, расширялись и укреплялись связи между их населением. В это же время шёл процесс германизации захваченных немцами западных и северных земель (Нижняя Силезия, Поморье, Мазурия, Западная Великопольша).

В 14-15 веках объединение земель польского государства способствовало процессу национальной консолидации Поляков, усилившемуся в 17 веке. В рамках многонационального государства - Речи Посполитой (образована в 1569 Люблинской унией с Великим княжеством Литовским) - происходил процесс консолидации польской нации. Этот процесс осложнился с конца 18 века в связи с тремя разделами Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795) между Россией, Австрией и Пруссией и утратой единой польской государственности. В конце 18-19 веке в сохранении и росте национального самосознания Поляков выдающуюся роль сыграли национально-освободительные движения (восстания 1794, 1830-31, 1846, 1848, 1863-64); польский народ сохранял приверженность родине, родному языку и обычаям.

Но политическая разобщённость Поляков сказывалась на их этнической истории. Ещё в 19 веке существовало несколько групп Поляков, различавшихся диалектами и некоторыми этнографическими особенностями: на западе - великополяне, ленчицане и серадзяне; на юге - малополяне; в Силезии - слензане (слензаки, силезцы); на северо-востоке - мазуры и вармяки; на побережье Балтийского моря - поморяне. В группу малополян входили гурали (население горных районов), краковяне и сандомирцы. Среди силезцев различались ляхи, силезские гурали и другие группы. К великополянам относились куявяне, а к мазурам - курпи. В Поморье особенно выделялись кашубы, сохранявшие специфику языка и культуры (иногда их считают особой народностью). С ростом промышленности и урбанизацией, особенно с конца 19 века, различия между этими группами стали стираться.

После 1-й мировой войны 1914-18 образовалось независимое польское государство, в которое не вошли многие северные и западные польские земли. Создание единого государства стало основой этнической реинтеграции групп населения, разобщённых в период разделов. Воссоединение Польшей её северных и западных земель наступило лишь после 2-й мировой войны 1939-45. В стране произошли значительные перемещения населения. В западных районах Великопольши, в части Силезии, Поморья и на Мазурии, откуда выехали немцы, среди местных Поляков поселились Поляки из других частей Польши, СССР, Югославии, Румынии, западно-европейских стран. Польша стала страной с почти однородным национальным составом населения.

Более половины Поляков живут в городах (наиболее крупные - Варшава, Лодзь, Краков, Вроцлав, Познань), заняты в многоотраслевой промышленности, торговле, бытовом обслуживании, в сфере здравоохранения, просвещения, науки, культуры.

Главные отрасли сельского хозяйства - земледелие и животноводство; основное направление - возделывание зерновых культур, значительная часть посевных площадей занимает картофель. Важное значение имеют овощеводство, садоводство. Кроме современной сельскохозяйственной техники применяются старые орудия: рамочные бороны, косы, грабли, вилы. Животноводство молочное и мясное (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). Для переездов, перевозок, отчасти сельскохозяйственных работ крестьяне традиционно используют ещё лошадей, в меньшей степени - волов.

Различия природных условий, исторические судьбы различных областей способствовали возникновению региональных особенностей хозяйства и традиционной культуры. Так, в хозяйстве гуралей - жителей горных районов Малопольши и Силезии сохраняются традиции отгонного скотоводства. Согласно обычаю, владельцы овец выбирают старшего пастуха (бацу), у него есть помощники (юхаси) и погоняльщик (хонельник).

В Западном и Восточном Поморье издревле развито морское рыболовство: им занимаются главным образом государственные промысловые организации и кооперативы современного типа, но кое-где на побережье сохранились старинные рыбацкие артели (машоперии), живы старинные обычаи коллективного лова рыбы. Рыболовство развито также в речных и озёрных районах страны (Мазурское Поозерье, районы течения Вислы и др.). Применяются как современная техника лова и транспортировки рыбы, так и старинные рыболовецкие орудия: остроги, верши, неводы, сети и др. Подсобные занятия - пчеловодство, сбор грибов и ягод.

Традиционные типы сельских поселений: уличные деревни, окольницы и овальницы с домами, расположенными вокруг центральной площади или пруда (радиальная планировка). В процессе социально-экономического и культурного развития меняются планировка и типы застройки польских деревень. Во многих деревнях возведены новые здания - школы, клубы, кафе и др., в архитектуре которых сочетаются современный стиль и местные традиции. В клубах (светлицах) и кафе можно увидеть старинную крестьянскую мебель, интерьер кафе нередко выдержан целиком в стиле старой корчмы, еще сохраняющейся в отдельных деревнях. Здесь подают польские национальные блюда и напитки.

В сельских поселениях многих районов преобладают срубные постройки. В Великопольше, Любушской земле, в Западном Поморье, Вармии, на Мазурах применяется каркасная конструкция стен из столбов и балок с заполнением пространства между ними глиной, кирпичом, обмазанными глиной связками соломы и др. Повсеместно растёт использование новых строительных материалов. Крыши построек четырёхскатные, двускатные или полувальмовые, с небольшим навесом. На западе и северо-западе сохранились дома с "подсенями" в виде арки, ниши, галереи. Традиционная планировка крестьянского жилища - трёхкамерная, с центральным или боковым расположением сеней. В Силезии, Великопольше, Мазовии, в южных районах Малопольши распространены сени с большим сводчатым камином, в него выходит устье хлебной печи, находящейся в избе. Современный сельский дом имеет несколько жилых и хозяйственных помещений.

Большинство Поляков носят современные костюмы. Традиционную народную одежду надевают в части деревень по праздникам. Разнообразны и красочны традиционные костюмы крестьян, приезжающих из различных районов на праздник урожая, другие общенародные торжества. Более чем в других районах традиционная одежда сохранилась в окрестностях города Лович и в горах, где крестьяне носят её повседневно. Для ловичского костюма характерны полосатые ткани; из них сшиты юбки, передники, женские накидки, мужские штаны.

Сохранилась верхняя мужская одежда - сукман. В горах мужчины носят короткую льняную рубаху с запонкой из серебра или иного металла, штаны из белого сукна, украшенные сердцевидным узором, широкий кожаный пояс, короткую куртку (цуху) из белой шерсти. Крестьянки носят юбку из узорной или однотонной ткани, рубаху, безрукавку. Зимняя одежда гуралей - кожухи. Своеобразен краковский костюм: женская юбка из ткани в цветочек, передник тюлевый или полотняный, поверх рубахи - суконный или бархатный корсаж, украшенный золотым или серебряным шитьём, металлическими пластинками и др.; мужской - рубаха с отложным воротником, штаны в полоску, синий кафтан с богатой вышивкой, из головных уборов (тёплые меховые шапки, шляпы и др.) интересна конфедератка, подобная головному убору польских военных.

Поляки сохранили немало традиционных способов приготовления пищи. В горных районах делают фигурные сыры, кислый освежающий напиток из молока. Распространены кислые похлёбки - жур (из муки, заквашенной на воде), квасница (из квашеной капусты), баршч (из квашеной свёклы) и др. Первые блюда приправляют салом, маслом, сметаной; баршч готовят с ушками - тесто с начинкой из мяса или грибов, жур - с колбасой. Распространённое блюдо - бигос из квашеной или свежей капусты, которую тушат с мясом или колбасой, луком, грибами, яблоками, лавровым листом. Большое место в питании Поляков занимают блюда из картофеля, молоко, творог, сыр и др. Польская кухня славится кондитерскими изделиями - свадебное и новогоднее печенье в виде птиц и животных, пряники, торты, пирожные и т.п. В некоторых деревнях пекут свадебный "каравай". Обычные напитки - чай, кофе из злаков и чёрный.

Семья преимущественно малая (простая), менее распространена расширенная (сложная) семья. В 19 веке встречались сложные "отцовские" семьи из супругов- родителей, их сыновей с жёнами и детьми и "братские", объединяющие несколько братьев с жёнами и детьми. Из старинных обычаев сохранились некоторые семейные (например, свадебные) и календарные.

Традиционный свадебный цикл включал в прошлом сватовство, сговор (на нём договаривались о приданом и др.), обручение, венчание, свадебное пиршество. На свадьбе противостояли две "дружины" - жениха и невесты, состоявшие из их родственников и друзей. В современной свадьбе многие старые обряды уже не выполняются, остальные носят главным образом игровой характер. Сохранился обычай иметь дружек, но дружины жениха и невесты стали немногочисленными. По традиции заботятся о том, чтобы свадебный пир был обильным, в некоторых сельских районах к нему пекут ещё обрядовый хлеб - "колач", "каравай", мелкое фигурное печенье.

Похоронная обрядность Поляков сократилась, но, как и ранее, носит двойственный характер - семейно-родственный и общественный. Во всей Польше ежегодно 2 ноября отмечают День поминовения: в костёлах служат панихиды, все стремятся посетить могилы своих родственников, даже если надо для этого приехать издалека. На могилах и перед памятниками на улицах и площадях зажигают свечи и лампады.

Из календарных зимних праздников особенно почитаемы рождественские - "Годы"; в их обрядности прослеживаются элементы аграрной и скотоводческой магии, культа предков. Канун Рождества - сочельник и первый его день считаются семейными праздниками. Принято в сочельник собираться в доме родителей или в кругу своей семьи. К этому дню наряжают елку. На ужин обязательно готовят рыбные блюда, вся остальная пища тоже постная. Перед едой сотрапезники разламывают облатни, одаривают ими друг друга, желая счастливого нового года, здоровья, удачи. Пища в первый день Рождества должна быть обильной и состоять преимущественно из мясных блюд. На Рождество дети получают подарки, якобы от Святого Миколая. В прошлом в рождественские праздники и на Новый год колядовали. Сейчас колядуют не повсеместно, колядниками бывают мальчики, а сам обряд превратился в игру, увеселенье. В том же значении бытуют святочные и новогодние гадания, выступления ряженых.

Славится общественными гуляниями польский "карнавал" - масленица. На Масленицу в последний четверг перед постом едят специально к этому дню выпеченные пончики, оладьи, пышки. Главный весенний праздник "Вельканоц" - Пасху Поляки отмечают очень торжественно, как и в старину: к Пасхе красят яйца, выпекают обрядовый хлеб, которые освящают в костёле, готовят разнообразную праздничную пищу. Сохранились отчасти ещё обычаи хождения ряженых по дворам и обливания водой в пасхальные понедельник (девушек) и вторник (юношей). Некоторые традиционные народные праздники имеют иное значение, чем прежде. Например, дожинки стали всенародным праздником урожая. Отмечают новые праздники - День моря, День шахтёра, День ребёнка и др.

В Польше живы традиции народного творчества: скульптура, резьба, живопись на стекле, вырезание выцинанок - узоров из бумаги, вышивка, керамика, ткачество и плетение. Народные мотивы используют в своём творчестве многие художники-профессионалы. Богато устное народное творчество (обрядовые, календарные, лирические, семейные, трудовые песни, легенды, баллады, басни, сказки, пословицы и др.). Польские народные танцы - полонез, краковяк, мазурка и др. в переработанном виде распространились во всей Европе. Народные танцы, песни и музыка вошли в репертуар современных профессиональных и самодеятельных коллективов. Народные танцевальные и песенные мелодии звучат в произведениях польских композиторов.
О.А. Ганцкая
Очерки

Поляки (Polacy, поля́цы) - самый многочисленный западнославянский народ. Составляет основное население Республики Польша (96%), всего в мире - от ЮАР до Исландии, в странах Южной Америки, США и Канаде - проживает около 60 миллионов этнических поляков. Численность в Российской Федерации, по данным переписи 2002 года, – 73001 человек, живут в центральных городах, Москве и Санкт-Петербурге, в Сибири, Алтайском крае и Карелии. Польская диаспора именуется Полония.Польский язык относится к лехитской группе славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Религия - основная католицизм (90%), есть православные и протестанты.

Ляхи от Леха

Когда в начале XII века монах Киево-Печерской лавры Нестор создавал летопись Древней Руси, то ее многовековая дохристианская история с пояснениями, какие народы от каких племен произошли, заняла в ней всего несколько строк. Там, в «Повести временных лет», сказано: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которые сели…Одни пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные – поморяне». Приблизительно такое же деление польского народа сохраняется до сих пор: в нем существует ряд субэтнических групп – гурали, кашубы, силезцы, мазуры, полабы и др.

Братья-славяне

Само же прозвище «ляхи», согласно легенде, возникло от Леха, брата Руса и Чеха, давших начало другим народам. В Великопольской хронике (1296г.) сказано, что «сыновья Пана - владыки Паннонии, матери и прародительницы всех славянских народов, из которых первенец имел имя Лех, второй - Рус, третий - Чех, множась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, в настоящее время владеют и в будущем владеть будут так долго, как это будет угодно божественной воле». Причем «из них наивысшей властью и господством во всей империи всегда обладали лехиты, как это явствует из хроник и из их территории».

Славяния, что больше Саксонии

Эта польская «империя» среди татар, турок и казаков еще в XVI-XVII столетиях именовалась то Ляхистаном, то Лехистаном. Но гораздо раньше (VIII-X вв.) через земли этих еще языческих племен проходили сухопутные торговые пути с Востока на Запад, а люди, сходившиеся для торга на побережье Балтийского моря, были самого разного этнического происхождения и вероисповедания. Об одном из таких центров международной торговли - Юмне (Волине) в устье Одера - рассказывает географ Адам Бременский (ок. 1066, «Деяния священников Гамбургской церкви»): «Это действительно величайший из всех городов, которыми располагает Европа: в нем живут славяне и другие племена, эллины и варвары. Также и пришельцы из саксов получили здесь равное право поселения, если только они во время своего пребывания не будут проявлять публично своего христианства. Так как город наполнен товарами всех народов Севера, нельзя не найти здесь чего бы то ни было желательного или нужного…» Всю территорию, на которой проживают родственные народы, автор именует «Славянией» и утверждает, что она «в десять раз больше Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от других жителей Славянии ни внешностью, ни языком».

Ретрийский оракул

И далее «есть ещё и другие славянские племена, которые живут между Лабой (Эльбой) и Одрой (Одером)…Их город - всемирно известная Ретра (Радигощ, Радигост) - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе - из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула…» Крещение Польши произошло в 966 году, на 22 года раньше, чем официальное принятие христианства Киевской Русью.

Да, сарматы мы!

К XVII столетию польское дворянство несколько подкорректировало свою родословную: теперь шляхта видела себя потомками сарматов – воинственного индоевропейского народа, кочевавшего до III века по территории Северного Причерноморья. «Явно и ясно, - подчеркивалось в «Хрониках» (1633г.), - что мы именно и есть сарматы». Здесь же приводились «неопровержимые» доказательства того, что Бог говорил с Адамом и Евой на польском языке, из чего следовало, что именно полякам, то есть их лучшей части – магнатам и шляхте, суждено восстановить «всемирное царство».

Сарматский портрет

В этот период, когда убежденность в превосходстве над другими народами рождала в них презрительное отношение ко всему иностранному и безграничное самодовольство, возрос интерес к генеалогии и геральдике. Ярким выражением классовой и родовой гордости стали стремительно создававшиеся в замках и поместьях галереи фамильных портретов, которые писались не приглашенными западноевропейскими, а местными цеховыми мастерами. Из сочетания требований, предъявляемых заказчиком-аристократом, и скромных возможностей «отечественного производителя» родился тип национальной живописи - «сарматский портрет», соединивший в себе возвышенную парадность стиля барокко с традиционной для провинциальных художников иконописной плоскостностью изображения.

Сарматские женщины: амазонки и модницы

И все же «сарматский» след явно прослеживается в польском народе, точнее, в его лучшей половине. Особенностью строя этого древнего племени являлась гинекократия, ведь само слово «сарматы» переводится как «женоподвластные». Их женщины были не только хозяйками и воспитательницами детей, а занимали в родовой иерархии высокое место. Так, «Путеводитель» Скилакса Кариандского сообщает, что они часто держали в своих руках бразды правления. Это подтверждает и Полиэн («Военные хитрости», кн.VIII), повествующий о сарматских царицах Тиргатао и Амаги, а также Страбон («География», кн. VII), утверждавший, что за мужчинами-сарматами давалось приданое, а дочери наследовали все имущество семьи и женили братьев по своему усмотрению. Эти амазонки охотились наравне с мужьями (а иногда и без них) и обожали наряды. В их погребениях археологи находят, кроме обязательного оружия, зеркал и иголок, изысканные ткани и ювелирные украшения из золота и драгоценных камней.

«Cherchez la femme», или Прекрасные панны в русской истории

Не от них ли у славян повелось: мужчина - голова, женщина - шея, куда повернёт, туда и будет. Не этот ли независимый нрав, строптивость, непокорность, способность поставить на место и мужа, и монарха, а также тонкий вкус, элегантность и умение подать себя во все времена отличали полячек? Живой пример – история России, которая как минимум трижды менялась под воздействием их чар.

Елена Глинская

Итак, княжна Елена Глинская (ок.1508-1538) из знатного литовского рода покорила сердце Великого князя Московского Василия III, который развелся с Саломеей Сабуровой и женился на ней «лепоты ради ея лица и благообразия возраста». Василию Ивановичу было 47 лет, его избраннице – 18. Государь был так очарован своей «Оленой», что не побоялся нарушить обычай старины, сменив царские одежды на польский кунтуш и сафьяновые сапоги и «возложив братву на браду», то есть сбрив бороду. Через четыре года после свадьбы, в грозовую ночь 25 августа 1530 года, у них родился сын, будущий царь всея Руси Иван IV, прозванный Грозным. (Впоследствии князь Курбский объяснял жестокость этого правителя тем, что тот появился на свет при помощи нечистой силы, так как его отец «Василий с законопреступною женою, юною сущею, сам стар будучи, искал чаровников презлых отовсюду, да помогут ему к плодотворению».)Тем не менее Елена, «женщина с умом и решительным характером», после смерти мужа пять лет весьма успешно руководила страной. В 1535 году была проведена денежная реформа: имевшие хождение по Руси резаные и поддельные серебряные монеты перелили в новые с изображением великого князя на коне и с копьем в руке. Эти деньги стали называться «копейками». В 1536г. было заключено перемирие с Литвой, а в 1537-м - выгодный договор со Швецией. Велось строительство новых пограничных крепостей, в Москве заложили Китай-город…

Марина Мнишек

Влияние другой панночки на русскую государственность было не столь благотворно: дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека Марина (ок.1588—1614), согласившись выйти замуж за чужестранца, именовавшего себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, сознательно стала активной участницей основных событий Смутного времени. Еще при помолвке с самозванцем ей были обещаны, кроме русского престола, денег и бриллиантов, Новгород и Псков.Оставленное Мариной Мнишек обширное эпистолярное наследие – дневник и письма – позволяют почти в деталях восстановить события четырехсотлетней давности. Так, в начале мая 1606 года она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву, где ее ждали жених, венчание и царская корона. Лжедмитрий I подарил невесте «шкатулку с драгоценностями ценой до 500 000 рублей, а пану воеводе - 100 000 злотых и приказал сразу отвезти их в город Самбор для уплаты долгов». (Живший на широкую ногу магнат был на грани разорения.) Свадебные торжества еще продолжались, когда в ночь на 17 мая бояре-заговорщики ударили в набат и сообщили сбежавшемуся к Кремлю народу, что «ляхи бьют царя». Направив гнев горожан на гостей, сами убили Лжедмитрия I, его тело выставили на поругание на Красной площади, затем сожгли, а прахом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши, «откуда пришел». Чудом уцелевшая московская царица на свою родину так и не вернулась: осенью 1608 года ее привезли в подмосковное село Тушино, где в новом самозванце Лжедмитрии II, вошедшем в историю как Тушинский вор», она признала своего «чудом спасшегося» мужа. Потом – короткая жизнь, достойная приключенческого романа, рождение сына Ивана, прозванного в народе «воренком», его казнь в четырехлетнем возрасте, после которой, по донесению русских послов польскому королю, она «умерла с тоски по своей воле», правда, перед смертью прокляв на века род Романовых…

Княгиня Лович

У очаровательной княгини Жаннетты (Иоанны) Антоновны Лович, урожденной графини Грудзинской (1795-1831), наоборот, честолюбивых планов в отношении российского престола не было. Современники отмечали ее образованность и удивительную привлекательность: «ни одна женщина, ни одна девушка не умела так нравиться, ведь при замечательной простоте, изящество отражалось у нее во всем, и в движениях, и в походке, и в нарядах». Князь П. А. Вяземский отзывался еще восторженнее: «Она не была красавица, но была красивее всякой красавицы. Белокурые, струистые и густые кудри ее, голубые выразительные глаза, улыбка умная и приветливая, голос мягкий и звучный, стан гибкий и какая-то облекающая ее нравственная свежесть и чистота. Она была Ундина. Все соединилось в ней и придавало ей совершенно отдельную и привлекающую внимание физиономию в кругу подруг и сверстниц». Наместник Царства Польского цесаревич Константин Павлович (1779-1831) страстно влюбился в графиню и, преодолев все препятствия, женился на ней 12 мая 1820 года. Она получила титул светлейшей княгини Лович, а он супругу – «ангела по характеру» и «глубокое спокойствие и счастье у себя дома».Но этот морганатический брак вынудил его отречься от прав на престол, и Александр I подписал 16 августа 1823 года Манифест о назначении наследником своего другого брата - великого князя Николая Павловича. Документ сохранялся в величайшей тайне, и после внезапной смерти императора вся Россия присягнула Константину I. Запоздавшее формальное отречение цесаревича дало повод к восстанию гвардейских полков на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года.

Колесо истории

Дальше - по Ленину: «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию…» Но если на минуту представить, что Константин Павлович не встретил прекрасную польку и колесо российской истории повернулось бы как-то иначе, то теперь мы могли жить совсем в другом государстве. Наверно, правы французы, утверждающие, что для того, чтобы понять причину всего происходящего на свете, следует «искать женщину», особенно если в жилах ее течет кровь древних сарматских амазонок.

promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…