?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Flag Next Entry
Если жизнь порвана в лоскуты, сшей из них одеяло
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
«Вокруг столько разных энергий»
Как ремесло подняло жительницу Казани Нину Кузнецову из инвалидного кресла

Каждый, кто впервые входит в квартиру Нины Кузнецовой, непременно сравнивает ее с музеем или художественной мастерской. Вся необходимая для этого атрибутика — вот она: произведения мастера на стенах, рабочие и подсобные инструменты и даже необходимый для всякого творчества художественный беспорядок. Нина привыкла к восторженной первой реакции дилетантов. Как им объяснить, что лоскутное шитье, которым она занимается — прежде всего ремесло, древнее, четко соблюдающее рамки традиций? Что это — кропотливый, часто изматывающий труд. И только когда мастер врастет в ремесло телом и душой — как награда за преданность снизойдет на него творчество и художество. Их нужно выстрадать, заслужить, «вымолить». Для Нины это не просто слова. ©
~~~~~~~~~~~

Фото: Юлия Хузина

Зимним вечером она возвращалась со своей работы, из оборонного НИИ, переходила дорогу. Откуда вылетел КАМАЗ, Нина так и не поняла. Очнулась в реанимации. Врачи озадаченно рассматривали рентгеновские снимки, качали головами. Какие тут прогнозы? Перелом позвоночника. Пожизненная инвалидная коляска — это в лучшем случае.

Полгода в больнице, потом дома, прикованная к постели. Обездвиженность, депрессия, нужда. 12-летний сынишка ухаживал как мог. Пришел водитель КАМАЗа, ему никак нельзя было садиться тюрьму: на руках двое маленьких детей. И Нина отозвала свое заявление из суда. Год тянулся за годом, руки и ноги не желали слушаться, жить не хотелось. Массажистка подсказала: нужно приучать руки работать с каким-то мелким предметом, например, со швейной иголкой. Вначале иголка в пальцах никак не удерживалась. Но женщина не сдавалась.

– Потом я поняла, — рассказывает Нина. — Жизнь человека буквально в его руках, на кончиках пальцев. Когда они работают, напряжение в мозгу рассасывается, болезни уходят.

«Если жизнь порвана в лоскуты, сшей из них одеяло, согрей того, кому холодно!» — сегодня это ее девиз.


Старинное ремесло лоскутного шитья зародилось как бытовая необходимость. Наши прабабушки шили и простегивали для детей и внучков теплые одеяла, мягкие подушки, рубахи и поддевки. Домашний ткацкий станок позволял получать ткань не шире 40 см, вот и приходилось предкам выкраивать нужную вещь, сшивать лоскуты до необходимого размера. А для красоты — выкладывать из разноцветной ткани узоры. Традиция лоскутного шитья есть у всех народов, даже у современников египетских пирамид. Это самый простой и универсальный способ разнообразить одежду и предметы домашнего обихода.

Сегодня древнее ремесло переживает настоящий бум. В Европе, Америке и теперь в России лоскутное шитье возведено в ранг высокого искусства и называется пэчворком и квилтингом. Это уже не только одеяла-покрывала, а настоящие картины, собранные из тысяч разноцветных лоскутков. В руках художниц — не кисти, а ножницы и иголки, не краски, а ткани, которые нужно научиться подбирать, сочетать не только по цвету, но и фактуре. В европейских столицах устраиваются масштабные выставки пэчворка. А офисы солидных фирм непременно украшаются тканевыми квилтами, получается по-домашнему уютно.

– Я смотрела изделия европейских мастеров лоскутного шитья, — рассказывает Нина. — У них сейчас много абстракционизма, стремления к инсталляциям, эпатажности. Особняком держатся японские мастерицы, не отходят от национальных традиций и орнаментов, они работают только вручную. Это миллионы стежков, одно покрывало изготавливается 3-4 года!

Россия работает в основном в традиционных техниках, но сейчас появляется много тканей, сделанных по современным технологиям, новых выразительных методов пэчворка.

– Вот, смотрите, — Нина демонстрирует мастер-класс , накладывает друг на друга несколько слоев разной ткани, верхний — тонкая дымчатая тафта, и быстро все сшивает. Потом специальными ножницами по-особому разрезает все слои и слегка их взлохмачивает. — Эта техника называется «синель». Превосходно имитирует листву, растительные элементы, грунт. Скоро я еду в Суздаль на всероссийский фестиваль, задумала для него картину: сплетенные кронами и корнями березы, а между ними колокол — символ России.

И действительно, фрагмент только что изготовленной «синели», приложенной к холсту, вдруг обернулся шумящей березовой листвой — чудо оживления.


– Нина, каково будущее пэчворка и вообще прикладного искусства? Сейчас в продаже есть все, что угодно: любая одежда и домашняя утварь.

– Да, у многих женщин сейчас в доме нет ни швейной иголки, ни вязальных спиц. Но вещи, созданные руками хозяйки дома, супруги, мамы, бабушки — это особая аура, оберег жилища, семьи. Это не купишь ни за какие деньги. Представляете, чтобы смастерить только одно покрывало, нужно подобрать, выкроить и сшить друг с другом 4 тысячи мелких кусочков ткани! Да еще потом простегать их. Когда начинаешь заниматься пэчворком, видение мира утончается. Вокруг — столько разных энергий! У каждой свой цвет, ощущения, вибрации. Ткань на квилте передает эмоции так же глубоко, как краски и кисть художника. А иногда ткань превосходит краски по силе и точности выражения. Вот смотрите, сколько оттенков у белого снега? Голубоватый — свежевыпавший. Сероватый — в оттепель, сиреневый — в мороз. Но фактура ткани и способы стежки могут передать и состояние цвета. Морозный снег— это шелк, мартовский ноздреватый — хлопок или лен, сугробы в похолодании и при солнце – атлас. Столько раз прикинешь, пока нужное решение найдешь. Долго мучилась над квилтом «А кони все скачут, а избы горят». Ясно, что фигуры коней должны по идее произведения быть багряными. Взяла хлопчатобумажные ткани — нет, не то. А вот шерсть — другое дело! Это блеск, движение, драйв, ярость! Или березовые листья: при штиле это ситец. А вот ветерок играет — тут к каждому листику словно серебряное зеркальце приклеено. Этот эффект передаст только зеленый атлас.

– Заниматься лоскутным шитьем рентабельно?

– Ручная эксклюзивная работа всегда стоила и стоит дорого. Чтобы изготовить один квилт, мастерице требуется 3–4 месяца кропотливой работы, плюс немалые расходы на ткани, нитки, инструментарий. Поэтому те мастера, кого я знаю, и я сама в основном работают не для продажи, а чтобы участвовать в выставках и фестивалях пэчворка, которые проходят не только в России, но и за рубежом. Мы хотим пропагандировать искусство российского лоскутного шитья. Правда, бывают для нас и «хлебные» дни. На выставке ремесел первый президент Татарстана Шаймиев остановился около покрывала знакомой мастерицы и сказал «Как красиво! Как в детстве!» Куплю, говорит, внукам на подарок. И выложил нужную сумму. А затем свита по его примеру тоже вывернула карманы. Раскупили все!

Жаль, главы республики ходят на выставки не каждый день, заключает Нина.
Текст и фото: Юлия Хузина
«Русская планета», Казань

promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…

  • 1
Очень добрая история. Спасибо... :)

Да, рад за героиню. На здоровье!

  • 1