?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Лица России. Талыши, таты и тиндалы
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
Цикл аудиолекций «Народы России» — Таты

Общие сведения

Т‘АТЫ, тат, тати, парси (самоназвание), 1) этническая общность в Иране. Численность 300 тыс. человек. Расселены дисперсно, отдельными деревнями в северо-западной части Иранского нагорья, между городами Тегеран и Казвин, в горном районе Таликан и равнинном районе Зохра.

Основные занятия - земледелие, садоводство. По языку и быту близки персам.

2) Народ, этнос в Азербайджане и России (в Дагестане, небольшие группы в других республиках Северного Кавказа). Численность в России 19,4 тыс. человек (в том числе в Дагестане 12,9 тыс.), в Азербайджане 10,2 тыс. человек. Численность в России по данным переписи 2010г. - 1 тыс. 585 человек, в Азербайджане точная численность татов неизвестна.

Говорят на татском языке иранской группы индоевропейской семьи, имеющем 2 диалекта - южный и северный. Северный диалект является одним из литературных языков Дагестана. Письменность на основе русского алфавита. Среди Татов распространён также азербайджанский язык. Верующие Таты - мусульмане-шииты, незначительное количество мусульман-суннитов, иудаисты и христиане-монофиситы. Близки по культуре азербайджанцам и народам Дагестана.

Традиционные занятия - земледелие, садоводство и виноградарство. Развиты художественные ремёсла (ковроткачество, изготовление медной посуды и др.).

Традиционная женская одежда - длинная рубаха, шаровары навыпуск (шовол), длинное приталенное платье, верхнее распашное платье, платок и сафьяновые чувяки, мужская одежда - черкеска с кинжалом на поясе, папаха. Многие Таты живут в городах, заняты в промышленности; сформировалась интеллигенция.

По данным Переписи населения 2002 года численность татов, проживающих на территории России, составляет 2 тысячи человек.

ТАЛЫШ‘И, толыш (самоназвание) (тал. толышон) — один из народов Южного Кавказа, имеющий иранское происхождение и сформировавшийся на значительном кавказском субстрате, народ на севере Ирана и на юго-востоке Азербайджана (в Ленкоранском, Лерикском, Астаринском, Масаллинском районах). Являются одним из народов Азербайджана и Ирана, исторически проживающим в горной и предгорной области Талыш, примыкающей к юго-западному побережью Каспия (юго-восток Азербайджана и северо-запад Ирана).

В Азербайджане численность в 1926 - 77,3 тыс. человек. Впоследствии переписями не выделялись. По переписи 1989 - 21,2 тыс. человек, однако реально, видимо, больше. Многие Талыши записаны азербайджанцами: испытывают сильное влияние азербайджанской культуры и языка. Численность в Иране 100 тыс. человек.

По данным Переписи населения 2002 года численность талышей, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 2 тыс. 529 человек. Общая численность — более 250 000 человек. Антропологически относятся ккаспийскому типу большой европеоидной расы.

Говорят на талышском языке иранской группы индоевропейской семьи. В 1928 на основе латинской графики была создана талышская письменность. В конце 1920-30-х годах в Ленкорани на талышском языке издавалось 19 печатных изданий. В конце 30-х годов издание периодики на талышском языке было прекращено. Периодическая печать и литература сейчас издаются только на азербайджанском языке, который является также языком школы и внесемейного общения. Талышский язык выполняет в основном функции языка семейного общения. По религии северные талыши — мусульмане-шииты, южные — мусульмане-сунниты (последователи суфийского ордена Накшбанди).

Талыши - потомки древнего коренного населения Кавказа. В начале 19 века Талышское ханство (основано в 17 веке) вошло в состав Российской империи.

Традиционные занятия - земледелие (пшеница, рис), животноводство (крупный рогатый скот), шелководство. Ремёсла - плетение (корзины, циновки), производство шёлковых и хлопчатобумажных тканей. В последние десятилетия распространились технические культуры, чай, цитрусовые, развилось овощеводство.

В Иране Талыши занимаются земледелием, садоводством и скотоводством.

Традиционные поселения небольшие, в низменно-предгорной зоне разбросанные, в горной - компактные. Жилище в разных природных зонах отличалось главным образом строительным материалом: в приморско-предгорной зоне использовали дерево, камыш, в горной - камень. Покрытием двух- или четырёхскатной крыши служили осока, дранка, тёс.

Наиболее распространённый традиционный тип жилища - срубный дом без фундамента (анджинака), стены которого внутри и снаружи обмазаны глиной. Отапливалось открытым очагом без дымохода (гара бухары) или камином (бухары); в 20 веке распространилась железная печь. Во дворе устраивали сезонное жилище, высоко поднятое на кирпичных или деревянных столбах (лям), - место отдыха и ночлега семьи с мая по октябрь.

Традиционная одежда сходна с азербайджанской. Мужчины носили рубаху, штаны, архалыг, папаху или войлочную шапку; женщины - рубаху, широкие длинные штаны, широкие сборчатые юбки, архалыг, головные платки, девушки надевали шапочку (арахчин), сходную с тюбетейкой. На ногах носили шерстяные носки, кожаную обувь.

Пища - молочно-растительная, вместо хлеба употребляли круто сваренный рис. Для традиционного быта характерны патриархальные институты (взаимопомощь, кровная месть, гостеприимство). Фольклор в основном азербайджанский, сохраняются талышские свадебные и трудовые песни.
Н.Г. Волкова

ТИНД‘АЛЫ, идери (самоназвание), народ в России, коренное население Северо-Западного Дагестана (Цумадинский, Кизилюртовский, Хасавюртовский районы). Говорят на тиндинском языке аваро-андо-цезской группы дагестанских языков, имеет диалекты. Письменность на аварском языке. Верующие - мусульмане-сунниты.

По данным Переписи населения 2002 года численность тиндалов, проживающих на территории России, составляет менее ста человек.

Основные традиционные занятия - богарное земледелие (ячмень, пшеница, просо, из овощных культур - тыква, морковь) и скотоводство. Из домашних промыслов были развиты кузнечество, столярничество, обработка шерсти и кожи (изготовление вязаной одежды, скорняжных изделий), охота, пчеловодство.

В материальной культуре Тиндалов много общего с аварской. Сёла Тиндалов расположены на непригодных для земледелия крутых склонах гор. Жилища (прямоугольные, двух- и трёхэтажные) располагаются плотно и образуют собой многоярусный оборонительный комплекс с башнями и сторожевыми сооружениями.

Одежда Тиндалов общекавказского типа.

Основу питания Тиндалов в весенне-летний период составляли мучные и молочные блюда, осенью и зимой - мясные блюда. Своеобразие в культуре питания Тиндалов прослеживается в использовании тех или иных блюд в качестве ритуальных, в некоторых деталях застольного этикета.

Органами управления Тиндалов являлись сходы вольного общества и отдельных селений - джамаатов. Собирались они только для решения важнейших вопросов общественно-политической и хозяйственной жизни. Судопроизводство осуществлялось в соответствии с адатом (писанными нормами обычного права) и шариатом. Социальную основу общества Тиндалов составляли малые семьи, объединённые в тухумы (патронимические группы) по единству происхождения от общего предка.

Сёла Тинди, Акнада известны как центры религиозно-светского образования в Нагорном Дагестане. Из Тиндалов вышло много известных в мусульманском мире учёных-богословов.

Тиндалы соблюдают практически все мусульманские праздники. Из доисламских обрядов известны обряды дождя, солнца. Большой популярностью пользуется народный праздник "Кьедоба", в основе которого шуточная импровизация свадьбы, где в роли "жениха" выступает кукольный персонаж. Устраивали его обычно в зимнее время. Торжественно отмечался также и праздник первой борозды ("Муса бешта").
М.М. Магомедханов

promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…