?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Лица России. Украинцы
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
Цикл аудиолекций «Народы России» — Украинцы

Общие сведения

УКРА‘ИНЦЫ (самоназвание), народ, основное население Украины (37,4 млн. человек). Живут также в России (4,36 млн. человек), Казахстане (896 тыс. человек), Молдавии (600 тыс. человек), Белоруссии (свыше 290 тыс. человек), Киргизии (109 тыс. человек), Узбекистане (153 тыс. человек) и других государствах на территории бывшего СССР. Общая численность 46 млн. человек, в том числе в Польше (350 тыс. человек), в Канаде (550 тыс. человек), США (535 тыс. человек), Аргентине (120 тыс. человек) и других странах.

По данным Переписи населения 2002 года численность украинцев, проживающих на территории России, составляет 2 миллиона 943 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 1 млн. 927 тыс. 988 человек.

Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи. Различаются следующие наречия: северное (левобережно-полесские, правобережно-полесские, волынско-полесские говоры), юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские, поднестровские говоры) и юго-восточное (поднепровские и восточно-полтавские говоры). Письменность с 14 века на основе кириллицы. Распространены также русский (преимущественно на Юге и Левобережье, особенно среди горожан), а на Западной Украине среди пожилых людей - польский языки. Верующие Украинцы - в основном православные, принадлежащие к Украинской православной церкви (Московского патриархата), в меньшей мере - к Украинской православной церкви - Киевский патриархат и Украинской автокефальной православной церкви. На Западной Украине имеются также католики. 90% их - католики византийского обряда (греко-католики, униаты), остальные - католики латинского обряда. Известен также протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма и др.

Украинцы вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Украинцы имеют в своём составе карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы. Становление украинской народности (зарождение и формирование) произошло в 12-15 веках на основе юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в состав древнерусского государства - Киевской Руси (9-12 века). В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта (в 12 веке появился и топоним "Украина") создались предпосылки для формирования на основе древнерусской народности трёх восточнославянских народов - украинского, русского и белорусского. Основным историческим центром становления украинской народности было Среднее Поднепровье - Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Немалую интегрирующую роль играл при этом восставший из руин после разгрома золотоордынскими захватчиками в 1240 Киев, где находилась важнейшая святыня православия - Киево-Печерская лавра. К этому центру тяготели другие юго-западные восточнославянские земли - Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Начиная с 13 века Украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям. С конца 15 века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся массовым пленением и угоном Украинцев. В 16-17 веках в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение казачества (15 век), создавшего государство (16 век) со своеобразным республиканским строем - Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом Украинцев. В 16 веке сложился книжный украинский (так называемый староукраинский) язык. На основе среднеприднепровских говоров на рубеже 18-19 веков сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.

Определяющими моментами этнической истории Украинцев 17 века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, а также создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства - Гетманщины и вхождение его (1654) на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель. В 17 веке произошло перемещение значительных групп Украинцев из находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения ими пустующих степных земель и образования так называемой Слобожанщины. В 90-х годах 18 века в состав России вошли Правобережная Украина и южные, а в первой половине 19 века - придунайские украинские земли.

Название "Украина", употреблявшееся ещё в 12-13 веках для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель, к 17-18 веку в значении "краина", т.е. страна, закрепилось в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонима "украинцы". Наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-восточной их группе, - "украинцы", "козаки", "козацкий народ", "руськи". В 16 - начале 18 века в официальных документах России Украинцы Среднего Поднепровья и Слобожанщины часто назывались "черкасами", позже, в дореволюционное время - "малороссиянами", "малороссами" или "южнороссами".

Особенности исторического развития различных территорий Украины, их географические различия обусловили возникновение историко-этнографических районов Украинцев - Полесье, Центральное Поднепровье, Юг, Подолия, Карпаты, Слобожанщина. Украинцы создали яркую и самобытную национальную культуру.

Основная традиционная отрасль сельского хозяйства Украинцев - пашенное земледелие с преобладанием трёхполья (наряду с ним ещё в 19 веке в Карпатах и на Полесье сохранялось подсечно-огневое и переложное). Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён; с конца 17 века - кукурузу, табак, со 2-й половины 18 века - подсолнечник, картофель; из огородных культур - капусту, огурцы, свёклу, репу, лук и др., арбузы и дыни (в степных районах), с начала 19 века - помидоры и перец. Для Украинцев издавна характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, смородина, крыжовник, в меньшей мере абрикосы, черешня, виноград).

Комплекс традиционных земледельческих орудий состоял из деревянного с железными частями плуга с передком, рала (однозубого и многозубого), мотыги и заступа различных форм, бороны, преимущественно рамочной, и др. В полесских и частично левобережных районах вместо плуга и рала употреблялась соха двух типов: беспередковая (одноконка, чернигово-северский вариант) и на колесах (литовка, или полесская). Комплекс орудий уборки состоял из серпа, косы, грабель и вил. Молотили цепом, на юге - также катком и лошадьми, изредка молотильной доской диканей, на открытых токах в поле, в Полесье - в гумне и клуне; в северных районах хлеб подсушивался в овинах. Зерно перерабатывалось на водяных и лодейных (установленных на лодках или плотах) мельницах, а также на ветряках и так называемых топчаках.

Украинцы разводили крупный рогатый скот преимущественно серой степной и других пород, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Преобладали выгонная, а в Карпатах сезонная горно-отгонная формы выпаса животных. Пчеловодство и рыболовство играли в хозяйстве подсобную роль. Колоритной была фигура чумака - перевозчика грузов на большие расстояния, особенно соли и рыбы на больших возах мажарах, запряжённых волами. Значительное место в хозяйстве занимали разнообразные промыслы и ремёсла - ткачество, поташный, гутный (производство стекла), гончарный, сукновальный, деревообрабатывающий, кожевенный и др.

Традиционные сельские поселения - сёла, слободы, хутора уличной, радиальной, разбросанной и иной планировки. Жилище дореволюционного крестьянства - избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были двух-трёхкамерными (типа хата - сени - хата или хата - сени - комора), а в бедняцких хозяйствах - однокамерными, с глинобитным полом, четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки крышей. В Полесье и в ряде районов Восточной Галиции жилище оставалось вплоть до начала 20 века курным или полукурным. При наличии в различных историко-этнографических районах локальных особенностей жилища интерьер был довольно однотипным. При входе в хату справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу, парадном, украшенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял стол (у бедняков иногда - сундук-скрыня), на котором лежали хлеб и соль, накрытые скатертью. Вдоль стен от стола располагались лавы для сиденья. К печи вдоль тыльной стороны примыкал настил (пил) для спанья, над ним висела вешалка (жертка). На стене или в углу при входе устраивался "миснык" для посуды. Противоположная от входа стена, а также печь часто разрисовывались цветами, особенно если в семье была девушка. Крестьянский двор включал в зависимости от зажиточности хозяина одну или несколько хозяйственных построек: хлив, повитку, комору, на юге - загончики для скота и т.п. Украинцы жили также в многочисленных городах и местечках. Жилище бедных горожан мало отличалось от сельской хаты. Зажиточные жили в домах, нередко кирпичных или каменных, из нескольких комнат (зала, кухня, опочивальня и пр.), с крыльцом или верандой, снаружи часто окрашенных.

Разнообразен и красочен был народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки - туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с 19 века сшитой юбки - спидници); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пёстрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже - платки. Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время - войлочные или каракулевые, часто так называемые смушкови (из смушек), цилиндроподобные шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье - лычаки (лапти), среди зажиточных - сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу - однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой - длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. Характерны богатая вышивка, аппликация и т.п.

Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало. Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка, в том числе популярная горилка с перцем. Как обрядовые блюда наиболее распространены были каши - кутя и колыво с мёдом.

В общественной жизни украинского села до конца 19 века сохранялись пережитки патриархальных отношений, значительное место занимала соседская община - громада. Характерны были многие традиционные коллективные формы труда (толока, супряга) и отдыха ("парубочи громады" - объединения неженатых парней; вечорныци и досвитки, новогодние колядки и щедровки и др.). Господствующей формой семьи Украинцев была малая, с выраженной властью её главы - мужа и отца, хотя вплоть до начала 20 века, особенно в Полесье и в Карпатах, сохранялись остатки большой патриархальной семьи. Разнообразной была семейная обрядность, родильная, в особенности свадебная, со свадебными чинами, разделом каравая, сопровождаемая песнями и танцами. Богато и разнообразно народное творчество Украинцев: изобразительное (художественная роспись жилища, вышивка с её традиционными видами - занизування, заволикання и настилування и др.), песенно-музыкальное, хореографическое, словесный фольклор, в том числе колоритные специфические думы и исторические песни, слагавшиеся кобзарями и лирниками. Научно-технический прогресс и урбанизация, интенсивная мобильность населения привели к стиранию большинства особенностей отдельных этнографических районов и групп Украинцев. Оказался разрушенным традиционный быт села. Пагубные для села последствия насильственной коллективизации усугубились сильным голодом 1932-33, сталинскими репрессиями, в результате которых Украинцы потеряли свыше 5 млн. человек.

Тяжёлым испытанием для Украинцев явилось нападение в 1941 фашистской Германии. Многие украинские города, сёла и целые районы были разрушены и сожжены, в результате военных потерь численность Украинцев сократилась. Тяжёлые социально-бытовые и правовые условия жизни во многих сельских населённых пунктах привели к отливу сельского населения в города, ликвидации многих деревень. В послевоенный период проявились некоторые негативные тенденции демографического развития; приостановился естественный прирост населения. Установка на приоритетное развитие в культуре интернационального в ущерб национальному привела к сокращению сферы употребления украинского языка. В то же время в 1960-80-е годы наблюдался быстрый рост научно-технической и гуманитарной интеллигенции, профессиональной культуры и науки. В 1991 Украина стала независимым государством, начался процесс расширения сферы употребления украинского языка в общественной жизни (принятой в июне 1996 Конституцией он признан государственным), активизировались контакты с украинской диаспорой, часть Украинцев из России, Казахстана и других государств бывшего СССР переселились на Украину. Главным образом по политическим причинам проявились противоречия между двумя православными церквами, а также между Украинцами западных областей и остальной Украины.
В.Ф. Горленко

Очерки

Бежал конь белобокий через Дунай глубокий

Кто-нибудь задумывался над вопросом, сколько лет загадке? Каков её возраст? В качестве примера возьмём одну популярную украинскую загадку. Сразу оговоримся, что она не сложная. Ответ на неё придёт в голову довольно быстро. Итак, загадываем…

Бежал конь белобокий
Через Дунай глубокий;
Как упал – заржал,
Весь свет задрожал.


Догадаться, и правда, легко. Речь в этой загадке идёт о молнии, которая сравнивается с конём белобоким. А также о том, что когда этот конь упал на землю, то он заржал (то есть гром загрохотал). А в ответ – весь мир встрепенулся… Вот такая получилась страшная картина всего-то из четырёх строк…

Вы уже сообразили, сколько лет этой загадке? Сто, двести, пятьсот? Или, может, тысяча? Точно ответить на этот вопрос невозможно. Любое число будет ошибочным. Почему? Да потому, что истоки украинского фольклора (и данной загадки) берут начало в далекой древности. Если кому-то кажется, что загадки сочинялись народом для какой-то весёлой игры, то это заблуждение.

Из страха перед явлениями природы

Созданию любой загадки предшествует длительная история – в данном случае такой мало исследованный феномен, как многовековой страх. Из страха перед какими-то явлениями природы (или животными) возникали запреты. Нельзя было какие-то страшные явления природы называть своими именами. Тем самым можно было накликать беду или даже трагедию. Поэтому то, считавшееся страшным называли не впрямую, а уклончиво, через сравнения и метафоры. Не молния, а белобокий конь…

Между прочим, в этом процессе всеобщей метафоризации бытия мы находим и истоки поэзии. А уже позже, может быть, даже спустя столетия, из запретов стали возникать загадки. Можно даже сказать так: загадка – это и есть укрощённая природная стихия. В загадке опасное и страшное явление природы становится родным, знакомым, одомашненным.

Вот, например, как выглядит украинская загадка про звёзды. Эти странные, непонятные, далёкие и светящиеся штучки, находящиеся от нас на расстоянии миллионов световых лет, сравниваются с… простым горохом.

Ехал Волох,
Рассыпал горох,
Стало светать –
Нечего собирать.


Итак, резюмируем: непонятные страшные и странные явления природы приравнивались или объяснялись в загадках через знакомые вещи и явления.

Со временем появилась и другая тенденция: не очень страшных животных стали описывать в загадках, как самых настоящих монстров. Вот как выглядит обыкновенный домашний гусь, преображённый фантазией того, кто любит сочинять загадки.

Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогом ест…


Настоящее чудо-юдо: лопатами ходит, а рогом ест! Это же надо так изловчиться! Неужели такое действительно встречается в природе? Как следует из ответа (гусь) – действительно встречается.

Сейчас отношение к загадкам изменилось. Отгадывание и загадывание загадок – это, конечно, игра. Часто детская. А ведь раньше умение отгадывать загадки было признаком большой мудрости. Человек, который щелкал загадки, как орехи, был как бы на короткой ноге со всей вселенной. И в том числе с её тайнами.

В средневековье загадки на украинском языке использовались философами для оформления собственных идей. Отдельные загадки можно найти в литературе периода Киевской Руси и непосредственно в творчестве Даниила Заточника.

В более позднее время загадки встречаются у философов Киевской школы эпохи Возрождения (это, например, Ипатий Потий, Станислав Ориховский, Иван Калимон). Постепенно популярность загадок угасала, сходила на нет. Но с развитием романтизма вспыхнула новая волна интереса к разгадыванию загадок, которые стали использоваться в качестве веселого времяпрепровождения. А также для тренировки поэтического воображения.

Попробуйте-ка угадать украинскую загадку (она дана без перевода на русский язык). Отличная тренировка не только воображения, но и сообразительности!

Круглі озерця ніколи не замерзають.

Загадка не сложная, и ответ на неё простой: глаза (очі). Глаза – это и есть те самые круглые озёра, которые никогда не замерзают.

Кто живёт под печкой?

От загадок легко перейти к сказкам.

Сказка тоже чем-то похожа на загадку. Правда, загадок и тайн в ней гораздо больше. Сказка – это как бы многоступенчатая загадка, пирамида из тайн и загадок.

Популярную народную «Сказку про злыдней» мы выбрали для рассказывания не случайно. Это хороший пример того, как люди борются с нечистой силой. Как один человек, благодаря своим добродетелям, выходит из этой борьбы победителем, а другой (из-за плохих черт своего характера) становится добычей тёмных сил.

Жил в каком-то селе мужик, такой бедный, что часто, бывало, и поесть нечего и маленьким его детям, и ему с женой. Работать он не ленился, трудился с самого утра до позднего вечера, а всё что-то не ладилось. Бьётся он как рыба об лёд, никак из нужды вылезти не может.

«Что за причина? Почему я никак из нужды не вылезу?» — думает бедняк. А причина этому была такая: поселились у него в хате под печкой злыдни, и во всём ему мешали.

За что мужик ни возьмётся — всё злыдни портят, всякие пакости придумывают, всякий вред ему наносят: то пшеницу сгноят, то волов уморят, то в огород чужих свиней впустят.

Как-то раз под праздник раздобыл бедняк кусок сала да краюшку хлеба и стал кормить своих ребят. А был он музыкант — любил на скрипке играть. И так хорошо играл, что заслушаться было можно.

Вот после ужина взял он скрипку и стал играть. Как услышали дети музыку, вскочили все — руки в боки и давай танцевать!

Танцуют дети, а отец смотрит на них, радуется. Глядь — вместе с ними танцуют какие-то человечки: уродливые, маленькие, ручки длинные, шейки тоненькие, мордочки гадкие, злобные. И так их много, что и не сочтёшь.

Догадался бедняк, что это злыдни. Отложил он скрипку в сторону, а злыдни всей гурьбой бросились под печку. Толкались, толкались — спрятались.

Вот бедняк и догадался сразу, как от них избавиться. Как только забрались злыдни под печь, он и спрашивает их:

— Может, вам под печью тесно, неудобно сидеть?

А злыдни ему в ответ:

— Нет, не плохо! Нам хорошо! Удобно! Мы всюду можем поместиться!

Достал бедняк свой рожок, понюхал табаку да и говорит:

— А в этот рожок поместитесь?

— Поместимся! — отзываются злыдни.

— А ну посмотрим, как вы поместитесь! — сказал мужик да и опустил открытый рожок пониже.

— Ну, где вы все?

А голоса уж из рожка слышатся:

— Вот мы все в твоём рожке!

— А под печкой остался кто?

— Никого нет! Все в рожке! Все!

А мужику только того и надо. Закрыл он покрепче свой рожок, потом пошёл к заброшенной мельнице и засунул рожок под тяжёлый жернов:

— Оставайтесь тут навсегда, не нужны вы мне!

Да и вернулся домой с сознанием выполненного долга.

И с того дня сразу стало бедняку хорошо: что ни задумает — всё ему удаётся, во всём ему удача. Появился у него достаток, перестали его дети голодать. Завёл он волов, свиней. Смотрят на него люди, сами дивятся.

А в том же селе жил другой мужик, богатый — богаче его во всём селе никого не было. И был он такой завистливый, что второго такого и не сыщешь! Очень ему было досадно, если кто другой не нуждался, на поклон к нему не шёл.

Проведал он, что бедняк от нужды избавился, ровней ему стал, и так озлобился, что и не расскажешь!

Долго богатей отгадывал да раздумывал, как это разжился мужик-горемыка, но не мог отгадать, не мог додуматься.

Вот пошёл он как-то к бедняку и стал с разными шутками да прибаутками выведывать у него, отчего тот стал в таком достатке жить.

— Да вот работаю рук не покладая, оттого и живу хорошо!

— Ну а прежде разве меньше работал?

— Не меньше, да вот злыдни мешали: в избе у меня поселились, все дела портили, во всё лезли. Хорошо, догадался я избавиться от них!

— Как догадался-то? Как избавился?

— Да вот заманил их в рожок, закрыл крепко-накрепко и засунул этот рожок со злыднями под жернов на заброшенной мельнице.

— Вот оно что! — говорит богатый. — Ну, прощай, мне домой пора!

Попрощался и ушёл. Да не домой пошёл, а прямо на ту заброшенную мельницу. Пришёл, нашёл жернов, под который бедняк свой рожок засунул, приподнял его и достал рожок. Открыл крышку и говорит:

— А ну, злыдни, выходите на волю! Идите к своему хозяину! Он по вам соскучился.

Думал богач, что злыдни так и бросятся назад к бедняку.

А злыдни пищат:

— Ну нет! Не пойдём мы к нему! Боимся. Он опять какую-нибудь хитрость придумает. Того и гляди, совсем нас погубит, со свету сживёт!.. Ты нас избавил, ты нас на волю выпустил — к тебе в хату и пойдём: ты добрый!

— Э! — закричал богач. — На что вы мне нужны! Не хочу!.. Не возьму вас к себе в хату! Прочь от меня убирайтесь!

Куда там! Все злыдни разом кинулись к богатею-завистнику, обхватили его крепко со всех сторон, уцепились — и не оторвёшь! Скидывал он злыдней, скидывал, да так и не смог скинуть, не смог освободиться — так и пошёл со злыднями домой.

Вошёл в хату — злыдни соскочили с него и разбежались, спрятались кто куда. Да так спрятались, что и не найдёшь! И стали злыдни с того дня жить у богатого. И пропало всё его богатство: волы да коровы стали дохнуть, коней украли, пропали овцы и свиньи, хлеб перестал родиться. А потом сгорела у него и хата, и двор сгорел. И стал завистливый богач нищим.

Грустная сказка, но поучительная. И ещё: для исследователей фольклора эта сказка интересна ещё и тем, что счастливый конец сказки находится где-то в середине, а несчастливый как раз в конце…

И, как правило, в переносном смысле…

К сокровищам украинского фольклора относятся также пословицы и поговорки, то есть короткие меткие высказывания. Они являются обобщенной памятью народа, выводами из его большого жизненного опыта. Именно пословицы и поговорки составляют тот свод правил, которыми человек должен руководствоваться в повседневной жизни. Пословицы не просто фиксируют некие факты или события, они настойчиво рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают. Словом, поучают.

С другой стороны, пословица – это малая форма народного поэтического творчества. Это короткое ритмизированное высказывание, несущее в себе обобщенное мнение, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка – жанр фольклорной прозы, краткое устойчивое образное выражение констатирующего характера, имеющее одночленное строение, которое нередко составляет часть пословицы, но без заключения. Употребляются поговорки в разговоре довольно часто, но понимать их надо, как правило, в переносном смысле.

Например: Правда глаза колет. Не нашего поля ягода.

Часто поговорка является сокращением пословицы. Исторически так сложилось, что в западных областях Украины пословицы и поговорки объединяются в одно понятие – «присказки».

Життя прожити — не поле перейти. Жизнь прожить – не поле перейти.

Без їжі і віл не потягне. Без еды и вол не потянет.

Пташка красна своїм пір'ям, а людина — своїм знанням. Птица красива своими перьями, а человек – своим знанием.

Голова без розуму, як ліхтарня без свічки. Голова без ума, как фонарь без свечи.

Хто мови своєї цурається, хай сам себе стидається. Кто от языка своего (родного) отказывается, сам себя стыдится.

Маленька праця краща за велике безділля. Маленькая работа лучше большого безделья.

Бережи і шануй честь змолоду, а здоров'я — під старість. Береги честь смолоду, а здоровье – под старость.

Доброго і корчма не зіпсує, а злого і церква не направить. Доброго и корчма не испортит, злого и церковь не вразумит..

Безумный захотел костёр поцеловать

Итак, с пословицами мы разобрались. А что творится в других жанрах? Например, в басне…

Мы прекрасно понимаем, что если по каким-либо причинам нельзя сочинять стихи и рассказы про людей, особенно про тех, кто живёт рядом с нами, то тогда можно исхитриться и сделать действующими лицами животных. И, следовательно, получается басня, которая очень распространена в Украине. Басня – это рассказ, действующими лицами которого наряду с людьми (точнее – схематическими фигурами людей) выступают животные, растения, неодушевленные предметы, представляющие определенные идеи и человеческие характеры. Рассказ, как правило, сопровождается в начале или в конце произведения прямо сформулированным афористичным моралистическим выводом, что придает повествованию аллегорическое звучание. Басенный жанр имеет давнюю и богатую традицию в мировой и, в частности, в украинской литературе. Образцы басен встречаются в школьных риториках Митрофана Довгалевского, Феофана Прокоповича, Георгия Конисского. Басни (байки) использовали в своих «проповедях» Иоаникий Галятовский и Антоний Радивиловский. Новой литературной басне в Украине положил начало Григорий Сковорода «Басни харьковские» (1753–1785). В первые десятилетия века, во времена формирования новой национальной литературы, басня была одним из господствующих жанров, который заметно способствовал демократизации литературного процесса.

Петр Гулак-Артемовский, Левко Боровиковский и Евгений Гребинка обогатили жанр басни структурно и тематически, наполнили новыми жизненными реалиями, народным колоритом. Расцвет жанра в украинской литературе связывают с именем Леонида Глебова. К байке также обращались Иван Франко, Борис Гринченко.

Вот одна из очень популярных басен. Автор – украинский поэт и переводчик Евгений Гребенка (1812-1848).

Волк и костёр

Был кем-то разведен Костер

В лесу. Кругом шумела осень.

Стояли холода, и ветер был несносен,

Снег мокрый изморозь по веткам распростер.


Быть может, человек здесь у огня сушился

И, уходя, не погасил его.

И вот, не знаю отчего,

Вдруг серый Волк здесь очутился.


Промерзший, весь в грязи, не ел уже три дня,

Дрожит, как мокрый пес, и лязгает клыками;

К Костру примчался он скачками

И отбежал, свой мех от пламени храня

(Ведь отроду не видел он огня).


И вот от радости он млеет,

Что шерсть его Костер, как солнце летом, греет.

Стал мех оттаивать, пар от него идет.

Сосульки, что везде вокруг него бренчали,

Уже совсем поопадали.


Зверь то к огню поближе подойдет,

То возле жара лапы греет,

То около Костра кудлатый хвост развеет, –

Его Костер-то больше не пугал.

Зверюга думает: «А что его бояться?

Я с ним запанибрата стал».


Вот ночь кончается, вот стало рассветать.

Вот начала вокруг погода проясняться.

"Пора, – Волк думает, – отсюда удирать!"

Ну, что б ему идти? – нет, надо попрощаться:


Безумный захотел Костер поцеловать,

Но только он в огонь свое засунул рыло,

Как пламенем ему всю морду опалило.


Отец мой говорил: «С панами мирно жить,

Водиться с ними – пусть господь тебе поможет.

Мы можем с ними есть и пить,

Но целоваться – сохрани вас боже!»


Интересная басня и весьма поучительная. Из неё можно многое узнать не только об украинском характере, но о ментальности тоже.

Адаптация к ландшафту

А что из себя представляет ментальность украинцев? В отличие от соседей-кочевников, в том числе дpевних венгров и болгар, украинский этнос кpисталлизовался и до сих поp существует в собственном этнографическом аpеале и вокpуг него. Такое постоянство геогpафического окpужения пpивело к почти идеальной адаптации укpаинца к ландшафту. Днепp и Десна, Каpпаты и Степь, Хоpтица и Великий Луг — для укpаинца это не пpосто топонимы, обозначающие пpиpодные объекты, но нечто большее: эстетически воспpинимаемая сpеда пpоживания, их окружение, их миp, их Дом (с большой буквы), а часто — поэтические образы и элементы мифологии. Восприятие статичных форм лесостепного украинского рельефа, далеких горизонтов, наполненных мягкими, плоскими волнами плодородных земель, порождаетмечтательность, чувственность, пассивность, беззаботность и одновременно — склонность к воле и анархии.

На формирование специфических черт украинского менталитета оказало влияние длительное вхождение украинских земель в состав разного рода государственных образований (Литовского княжества, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Османской и Российской империй) и столь же длительная борьба за независимость, породившая такие ментальные качества, которые, казалось бы, противоречат друг другу.

Так, с одной стороны, квинтэссенция украинского духа — казак —вольнолюбивый индивидуалист. Эти индивидуальные начала, их индивидуалистические представления имеют свои положительные и отрицательные стороны в характере народа... С другой стороны, столетия крепостного права не могли не наложить свой отпечаток. Это рождало в массе украинского крестьянства «почуття громади», чувство взаимопомощи, поддержки. С одной стороны — авантюрно-казацкий (лицарский) стиль жизни, с другой — стиль потаенного существования, порождаемый необходимостью скрывать свой внутренний мир от врагов. Если первый — источник активности, то другой принуждает к жизненной философиимоя хата с краю».

Суть украинской ментальности лучше всего характеризует термин «хуторянство». «Хуторянство» — это естественное состояние украинской нации. Менталитет отечественного хуторянина описан во многих произведениях украинской художественной классики.

Кратко обрисуем его характерные черты: Хуторянин считает себя достаточно «умным», а если же и не очень умным, то по настоящему «мудрым». Ум и мудрость хуторянина проявляются в его хитрости и способности своевременно уклониться от риска, избегая реальной (и мнимой) опасности и ненужной работы. Хуторянин сам себе на уме: он люто ненавидит представителя власти, ругает его в присутствии близких, переносит свой гнев на жену и тещу, восхищается своей смелостью и радикальностью убеждений, но при встрече с объектом ненависти (чиновником) подобострастно нагибается, приветствуя и желая ему крепкого здоровья. Еще он (хуторянин) устраняется от участия в решении общественных проблем, живет по принципу: «моя хата с краю».

Хуторянин чаще всего остерегается людей смелых и инициативных, видя в них скрытую опасность своему благополучию. Потому-то и держится от них подальше. Не понимает он инициативных и смелых людей. Его умозаключения сводятся к следующему: «Если я боюсь, почему он не боится?». «Если я не решаюсь, почему он решается?» «Может быть, ему велено, и разрешено быть смелым, а если не разрешено и не велено, то не последует ли наказание?» В итоге он заключает: «Лучше быть мудрым и осторожным, чем смелым и битым». Кто-то наверняка скажет, что это всего лишь общие рассуждения и размышления. Да, это такой суммарный отчет. Сама же ментальность (или национальный характер) проявляется в текущей жизни через различные дела. Иногда настолько неожиданные, что об этом стоит рассказать отдельно.

Идет один сельский житель домой, смотрит, а у соседа свинья на костылях по двору ковыляет. Он кричит через забор: «Мыкола, що у тэбэ порося-то на костурах ходыть» — «А ты що думав, я за мыску холодцю усю скотыну губыты буду».

Эта очень смешная история, ярко демонстирующая такое свойство украинского характере, как ум, хитрость и, в конце концов, мудрость…

Что-то похожее на огромный шар

А есть ли у украинского народа мифы и легенды? Есть, конечно. Вот, например,

«Легенда о сотворении мира».

Старые люди рассказывают, что когда-то в воздухе колыхалось что-то очень похожее на огромный шар. Кто-то этот шар толкнул, и он разорвался. Полетели куски от этого шара в разные стороны. И образовались из них земля, солнце, луна, звезды.

Из одного куска образовалась земля, мы на ней живем. Благодаря киту, который подложил свой хвост, задержалась наша земля, а то бы полетела прямо в бездну.

На этом, собственно говоря, и можно было бы закончить легенду. Ибо счастливый конец как бы налицо…

Но у легенды есть еще очень короткое продолжение. И не просто продолжение, а как бы мост в наш сегодняшний день.

Этому киту надоело долго лежать, и он начинает шевелить хвостом.

А Земля тоже начинает шевелиться...

Чувствуете, на что намекает анонимный автор?

Поэтому у нас только один совет: будьте осторожны, эта история, ставшая легендой, ещё не закончилась!

Buy for 20 tokens
По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места. Даже, если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне. В cтиле забытого pетро Путешествие в обратно Я бы запретил, Я прошу тебя, как брата, Душу не мути.…