?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Лица России. Черкесы
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
«Лица России». Черкесы. «Черкесы - возвращение к истокам», 2008

Общие сведения

ЧЕРК‘ЕСЫ, адыгэ (самоназвание), народ группы адыгов, проживающий в Российской Федерации преимущественно в Республике Карачаево-Черкесии вместе с карачаевцами, русскими, абазинами, ногайцами. Численность 50,8 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии - 40,2 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность черкесов, проживающих на территории России, составляет 60 тысяч 517 человек, по данным Переписи населения 2010 года - 73 тысяч 184 человек.

В прошлом предков современных Черкесов соседние народы называли "кабардинцы", "бесленеевцы" или "адыги". Живут также в странах Ближнего Востока, куда переселились во 2-й половине 19 века. Здесь под названием "Черкесы" часто объединяются выходцы из адыгов и других народов Северного и Западного Кавказа, эмигрировавших после присоединения Кавказа к России.

Язык кабардино-черкесский (общий с кабардинцами) абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Верующие - мусульмане-сунниты. В XIV-XV веках черкесы считались христианами. Христианство проникло к ним из Византии в X-XII веках. В XIV веке к черкесам стал проникать ислам. И к XVIII веку черкесы исламизировались, но элементы христианства сохранились у них вплоть до ХХ столетия. Были у черкесов и свои собственные божества языческого происхождения. Например, бог плодородия Тхагаледжу, покровитель охоты Мазытхе, пчеловодства - Мериссе, крупного рогатого скота - Ахину, коз и овец - Ямшу. Интересно, что бог молнии и грома Шибле был еще и покровителем верховой езды.

Название "Черкесы", вероятно, восходит к "керкет", как называли древнегреческие авторы одну из групп адыгского населения северо-восточного побережья Чёрного моря. Современная Черкесия была заселена адыгами в 5-7 веках. В 12-13 веках часть адыгов переселилась на Терек, основав здесь княжества Большая и Малая Кабарда, власть которых распространялась и на Черкесию. В конце 18 - начале 19 века происходило массовое переселение кабардинцев в Черкесию.

Другим основным компонентом в формировании современных Черкесов были бесленеевцы. Первые сведения о них в русских документах относятся к 16 веку. В 16-18 веках они были известны как бесленейцы, беслинцы, бесленейские черкасы, а занимаемый ими район - Бесленей, Бысленей, Бесленейские кабаки.

Цикл аудиолекций «Народы России» — Черкесы

В 1922 образована Карачаево-Черкесская АО (разделившаяся в 1926 на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ, с 1928 - АО; в 1957 они были вновь объединены), в 1991 преобразована в республику.

Основное занятие - отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот; до принятия мусульманства разводили также свиней). Особое место занимало разведение лошадей кабардинской породы.

Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т.п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело.

Черкесы были объединены в независимые сельские общины, имевшие свои органы самоуправления (в основном - из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы (члены которых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100 человек, преобладала до 18 века. Семейные общины частично начали возрождаться в конце 19 века. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма.

Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется 2-й половиной 19 века. В 19 - начале 20 века было основано 12 аулов, в 20-х годах 20 века - 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Современные Черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.


Традиционный мужской костюм - черкеска, бешмет, штаны, меховая шапка с суконной тульёй, бурка, наборный пояс, на ногах - чувяки, ноговицы, у богатых - красные сафьянные сапоги, шитые золотом. Сейчас только некоторые имеют полный комплект национального костюма и появляются в нём по праздникам.

Женская одежда в самом полном варианте сложилась в 19 веке. Платье имело разрез от пояса до полу. Нарядное платье шилось из шёлка или бархата, украшалось галуном и вышивкой. Платье красного цвета разрешалось носить только знатным женщинам. Платье подпоясывали серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из тёмно-красной или чёрной материи, украшали золотым и серебряным галуном, серебряными застёжками. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром. Головной убор черкешенки зависел от её возраста и семейного положения: девочки ходили в платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые женщины (до рождения первого ребёнка) носили "золотую шапочку" с высоким твёрдым околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из сукна или бархата; поверх накидывался тонкий шёлковый платок; после рождения ребёнка женщина совершенно закрывала волосы тёмным платком (концы его пропускались сзади под косами и завязывались на темени особым узлом) и шалью. Современные черкешенки носят национальные платья только по праздникам.

Летом питаются преимущественно молочными продуктами и овощами, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекали также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину едят варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью. После варёного мяса обязательно подают бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бузу. По праздникам делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), пекут пирожки.


В фольклоре центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джегуаки). Распространены песни-плачи, трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты - скрипка, бжамей (свирель), пхарчач (ударный инструмент), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце 18 века у русских была заимствована гармоника, на ней играют главным образом женщины, на остальных инструментах - мужчины.

Песня сопровождает черкеса от рождения его и до смерти. В XVI-XIX веках были широко распространены героические и исторические песни. В песнях воспевались борцы против феодального гнета. В первой половине XIX века в народе слагаются песни о борьбе против завоевательной политики русского царизма. В этом жанре наибольший интерес представляют песни: «Как большой царь к абадзехам приезжал», «Бжедугские всадники», «Спорное сражение», «Песнь о битве при Шехапе».

Черкесы имеют свой морально-этический и философский кодекс «Адыгэ Хабзэ», сформировавшийся под воздействием древней религиозной системы черкесов и доведенный до совершенства в ходе многовековой истории народа.

В 14-15 веках Черкесы считались христианами. Христианство проникло сюда из Византии и Грузии в 10-12 веках. В 14 веке сюда стал проникать ислам. Окончательно исламизированы Черкесы к 18 веку, но следы христианства сохранялись в Черкесии вплоть до 20 века. Черкесы поклонялись многим древним божествам - богу плодородия Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства - Мериссе, крупного рогатого скота - Ахину, коз и овец - Ямшу, верховой езды - ЗейкIуэтхэ, богу молнии и грома Шиблэ, металла и кузнецов - Тлепшу.
И.Х. Калмыков


Очерки

Жить по правилам, освященным традицией

«Солидарность венчается добром, непонимание друг друга – несчастьем». Так утверждает черкесская народная мудрость. Но чтобы ее понять, уразуметь, послушаем черкесскую сказку «Чудо-яблочко».

Жили некогда три неразлучных друга. Дружба у них была крепкая: три их сердца, как пословица говорит, заодно бились.

И в этом же ауле жила красавица, которая приглянулась всем трем друзьям. И не знала она: как быть? Одному молодцу дашь слово – двое других будут в обиде.

Думала она, раздумывала, наконец так решила:

– Я выйду замуж за того, кто поедет странствовать по свету и добудет мне какое-нибудь диво.

Снарядились три друга в путь. Отправились диво искать. Семь месяцев странствовали вместе, потом решили порознь разойтись, а еще через семь месяцев снова вместе собраться.

Вот пустились они бродить по свету... Семь месяцев бродили – в условленный срок собрались,

– Кто что нашел? — спрашивают они друг у друга.

– Я нашел волшебное зеркало, – сказал один юноша.

– Я нашел ковер-самолет, – так сказал другой молодец.

– А я чудо-яблочко, – сказал третий.

Стали друзья в волшебное зеркало смотреть и увидели, что красавица, ради которой они в странствие отправились, умерла,

– Эх, горе какое! – воскликнул обладатель волшебного зеркала. – Хоть бы проститься нам с любимой!

– Садитесь скорее на ковер-самолет, – предложил обладатель волшебного ковра.

Ковер-самолет поднялся с тремя друзьями в небо и в один миг пролетел тот путь, какой прошли они дважды по семь месяцев.


Рассказали друзья родителям девушки о своих странствиях и попросили разрешения в последний раз глянуть на ее лицо.

– Смотрите! – сказали те с плачем и откинули шелковое покрывало.

И как только открыли лицо девушки, обладатель чудо-яблочка тотчас поднес его к устам красавицы, и девушка ожила.

– Какой же крепкий был у меня сон! – удивилась она, поднялась и съела яблочко.

Стали друзья думать и гадать: кому из них должна красавица стать женой?

– Если бы не мое волшебное зеркало, мы не узнали бы, что невеста умерла, и ее уже давно похоронили бы, – сказал обладатель зеркала. – Она моя по праву.

– А что пользы было нам узнать о ее смерти, если б не мой ковер-самолет – сказал обладатель ковра. Мы добрались бы домой только через семь месяцев. За это время от невесты остался бы лишь прах. Не спорьте! Она моя!

– И волшебное зеркало сослужило нам службу, и ковер-самолет помог, – сказал в свой черед обладатель чудо-яблочка. – Но если б не мое чудо-яблочко, она не ожила бы. Она должна стать моей женой. – И добавил, обращаясь к друзьям:

– У тебя есть твое волшебное зеркало? – Да.

– А у тебя есть твой ковер-самолет? – Есть.

– Тогда верните мне мое чудо-яблочко и берите себе невесту.

Но яблоко вернуть, конечно, никто не смог. Ведь красавица его съела.

Так и досталась она в жены тому из трех друзей, который добыл чудо-яблочко.

Мы начали свой рассказ с черкесской пословицы «Солидарность венчается добром, непонимание друг друга – несчастьем». Теперь понятно, что если бы трое друзей не были бы солидарны и не понимали бы друг друга, то сказка «Чудо-яблочко» имела бы печальный конец.


Прошлого не знающий, настоящему цены не поймет

Кто же такие черкесы? Это народ группы адыгов, проживающий в Российской Федерации преимущественно в республике Карачаево-Черкесии вместе с карачаевцами, русскими, абазинами, ногайцами.

По переписи населения 2002 года там проживает 49 591 черкес. Всего же в Российской Федерации — 60 517 черкесов. Язык у черкесов – кабардино-черкесский (общий с кабардинцами) абхазо-адыгской группы северокавказской семьи.

Живут черкесы также в странах Ближнего Востока. Туда они переселились во второй половине века в результате сложных исторических процессов. Это отдельная, трудная, порою мучительная тема. Последствия тех процессов, включая и кавказскую войну, ощущаются черкесами до сих пор.

В — веках черкесы считались христианами. Христианство проникло к ним из Византии в — веках. В веке к черкесам стал проникать ислам. И к XVIII веку черкесы исламизировались, но элементы христианства сохранились у них вплоть до ХХ столетия. Были у черкесов и свои собственные божества языческого происхождения. Например, бог плодородия Тхагаледжу, покровитель охоты Мазытхе, пчеловодства – Мериссе, крупного рогатого скота – Ахину, коз и овец – Ямшу. Интересно, что бог молнии и грома Шибле был еще и покровителем верховой езды. У черкесов-кузнецов тоже был свой бог – Тлепшу.

Основное занятие у черкесов – отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот). Особое место занимало разведение лошадей кабардинской породы. Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов.


Слоеный хлеб из пресного теста

Что едят черкесы, какие у них пристрастия? В летнее время года в пищу употребляются в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоеный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекают также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа.

Излюбленным блюдом остается курица или индюшка с соусом, заправленным толченым чесноком и красным перцем. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину подают к столу вареными, обычно с приправой из кислого молока с толченым чесноком и солью (бжыныху щыпс). После вареного мяса обязательно подают бульон, после жареного — кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с медом к свадьбе и по большим праздникам готовят махсыма (национальный слабоалкогольный напиток). По праздникам делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), пекут пирожки и пироги (лэкъумэ, дэлэн, хьалывэ).

Черкесы знают: чтобы жить достойно, надо много работать. Тема работы и праведного труда довольно четко отражена в черкесских пословицах:

«Не существует малых дел, есть только малые мужи».

«Дело велико настолько, насколько его возвысишь».

Легко догадаться, что людей, которые ведут неправедный образ жизни, осуждают в черкесском обществе и перевоспитывают. И вообще, тема правильного воспитания хорошо раскрывается в сказке «Медведь-воспитатель».


Спасибо за науку

Жили давным-давно старик со старухой, бедные из бедных в своем ауле. Никогда не было у них ни теплой одежды, ни сытной еды. Но не это они горем считали. Горевали они о том, что нет у них ребенка, не звенит в их доме беззаботный детский смех...

И вот на склоне лет пришла к ним радость: родился у них мальчик – здоровый, веселый, красивый, как солнечный луч.

Мальчик-то у них родился, да во что его одеть, чем накормить?

– Станем водить сына в лохмотьях, будут над нами люди насмехаться, – сказал старик жене. – Давай уйдем в лес подальше, может, встретим там свое счастье.

Построили они в дремучем лесу, где нога человеческая не ступала, маленький домик и поселились в нем. Пошел однажды старик в лес за добычей, а старуха дома сидела, сына нянчила, пела ему песню. Вынесла она мальчика на пороге поиграть да и оставила одного, сама за чем-то в дом ушла. А из чащи выбежал медведь, схватил ребенка и унес. Убивалась старуха, плакала, кричала... Да что толку? Мальчика ведь не вернешь!


Пришел старик под вечер домой, а в доме такое горе, какого злому врагу не пожелаешь. Погоревали они вдвоем и решили:

– Из лесу никуда не уйдем. Там, где наше единственное дитя погибло, пусть и нас постигнет смерть.

А медведь между тем принес мальчика в свою берлогу и принялся за ним, как за медвежонком, ухаживать: кормил его вволю лесными орехами, ягодами и медом, спать укладывал у себя на груди. Когда мальчик подрос, вывел его медведь на лесную поляну, выбрал молодой дубок покрепче и приказал:

– А ну-ка, попробуй, вырви с корнем! Обхватил мальчик ствол обеими руками,

дернул разок-другой, но только наклонил его, а вырвать из земли не мог.

– Видно, не время еще! – проворчал медведь.

Прошло несколько лет. И снова повел медведь мальчика на поляну и велел ему дубок из земли тащить. А деревцо выровнялось, окрепло. Прибавилось и у мальчика сил, но все же, как ни старался, дерево с корнем не вырвал, только верхушку обломал.

– Рано, братец, рано! – проворчал и в этот раз медведь.

Но вот стал мальчик сильным и ловким юношей. Повел его медведь в третий раз на поляну. Высоко поднялся дуб, крепкие ветви раскинул. Но и юноша накопил силу. Обхватил он ствол обеими руками и вырвал дуб из земли, как былиночку.

– Вот теперь время! – обрадовался медведь. – Теперь, сын мой, я открою тебе, кто ты такой. Много лет тому назад бродил я по лесу и увидел маленький домик. На пороге сидела женщина с ребенком и пела ему грустную песню. Она горевала, что нечем ей накормить малютку сына. Долго слушал я, и стало мне жаль мать и ребенка. Когда она отлучилась, схватил я мальчика и унес. Мальчик этот – ты! Я вырастил тебя, воспитал, сделал могучим. Возвращайся теперь к отцу с матерью, будь их помощником и опорой. Иди, учись людским обычаям и помни всегда: зло влечет за собой зло, добро рождает добро!

Сказал юноша медведю «спасибо» за науку, вернулся к отцу с матерью, вернулись они в свой аул, стали жить да поживать. Сами горя не знали и бедным в нужде помогали.


«Нарты» – памятник мировой культуры

Если брать устное народное творчество черкесов в целом, то у этого адыгского народа был очень популярен нартский эпос. Долгое время он передавался из уст в уста. И лишь в первой половине века стал объектом записи и изучения. В нартском эпосе воспеваются отвага и честность, готовность отдать жизнь за счастье людей. Эпические сказания «Нарты» является выдающимся памятником мировой эпической культуры. Они включает в себя песни, поэмы и легенды.

Любовью черкесов пользуются сказания, предания, легенды, новеллы и притчи. Есть сказания героические и исторические. Популярны сказания о Хаткокошхо, Чечаноко Чечане, Кайткоко Асланбеч и многие другие. Наряду с достоверными событиями, в сказаниях встречаются элементы фантастики и вымысла. Это сближает их со сказками. Исторические предания рассказывали о наиболее важных событиях истории адыгов. Таковы предания об Ощнауской и Бзиюкской битвах.

Песня сопровождала черкеса от рождения его и до смерти. Многим религиозным обрядам сопутствовали песни. В XVI—XIX веках были широко распространены героические и исторические песни. Они повествуют о важнейших событиях в истории народа и о подвигах отдельных героев. Немало песен посвящено борьбе с нашествиями орд крымских татар и турецких войск. Часто певцы исполняли певцы абреческие песни, песни о бунтарях (например, «Песня о Мартине», «Об Али Черном»).

Но не только историко-героические песни имеют хождение в народе. Как и прежде, популярны разные песни. Трудовые, любовные, свадебные, колыбельные, шуточные, детские, бытовые.

Что делает черкеса черкеса? Следование этикету, который так и называется «адыгэ хабзэ». При внимательном изучении нартского эпоса, его сказаний можно обнаружить почти все элементы адыгского (черкесского) этикета, все его стороны в деталях представлены в нем.

Это касается и семейно-брачных отношений, свадебных обрядов, принципов гостеприимства и воспитания детей. Жизни вообще. Многие предписания этого этикета с течением времени превратились в пословицы, стали частью народной черкесской мудрости.

«Разум не продают, не покупают, а – копят в себе».

«Не бывает счастья там, где нет уважения.

«Ум не имеет цены, а воспитание – предела».

«Этикет матери – эталон для дочери».

«Не велика цена того, кто сам себя не ценит».

Особо следует обратить внимание на следующее предписание:

«С хитрым поведешься – забудешь воспитание». Очень актуальный тезис для нашего времени.

Изворотливая хитрость, по мнению черкесов, это плохо, а смелый разум – это хорошо.

На эту тему тоже есть свое железное предписание:

«В резерве человека сила разума».

Иногда черкесы шутят: «Да укусит меня собака разумного человека». Это, знаете ли, гораздо лучше, чем собака неразумного…

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…