Лица России. Шапсуги и шугнанцы
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов.
Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.
Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
Другие лица России
ШАПС‘УГИ, шапсыг (самоназвание), народ группы адыгов в Российской Федерации. Живут в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края, небольшая группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 свыше 4 тыс. человек; современная численность около 10 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность шапсугов, проживающих на территории России, составляет 3231 человек, по данным Переписи 2010 года - 3882 человек.
Говорят на диалекте адыгейского языка. Верующие - мусульмане-сунниты.
Шапсуги составляли одну из самых крупных групп причерноморских адыгов (современных адыгейцев), населяли земли между реками Джубга и Шахе (так называемый Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афипс, Бакан, Шипс и др. (Большой Шапсуг). Принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством.
Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В конце 1860 был учреждён меджлис, объединивший Шапсугов, убыхов и натухайцев. В 1864 основная часть Шапсугов вместе с другими адыгами переселилась в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Кавказе осталось около 2 тыс. Шапсугов, их земли стали заселяться иноэтническим элементом.
В 1924 был создан Шапсугский национальный район с центром в Туапсе, затем в селах Красноалександровское и Лазаревское, в 1945 преобразованный в Лазаревский район Краснодарского края. На 1-м съезде шапсугского народа в 1990 была принята декларация о восстановлении Шапсугского национального района. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского национального района.
Традиционная культура характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с конца 18 века широко распространилась кукуруза. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством.
В материальной культуре традиционные элементы сохранились главным образом в пище (мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров).
Мужчины носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины - наголовные платки.
В общественно-семейном быту сохраняются многие патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь.
Свадьбы обычно очень многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными состязаниями.
Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств - грома и молнии Шибле, плодородия Созереша, покровителей скотоводства Емиша, Ахина, Хакусташа, кузнечного ремесла Тлепша и др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя Ханцегуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, мифы, легенды.
Н.Г. Волкова
По данным Переписи населения 2002 года численность шугнанцев (в составе памирцев: рушанцы, баджуйцы, шугнанцы и др.), проживающих на территории России, составляет 62 человека, по данным Переписи 2010 года - 363 человека.
Язык шугнанский иранской группы индоевропейской семьи. Образование получают на таджикском языке, распространён также русский язык. Верующие - мусульмане-шииты (исмаилиты).
Основой хозяйства было поливное земледелие (злаки, бобовые). Техника струйчато-бороздкового полива близка к рушанской. Применяли также двухбороздковый полив "по полосам", для полива проса - валиковый способ. На больших высотах увеличивалась роль скотоводства. Разводят мелкий и крупный рогатый скот, в верховьях Шахдары - яков. Из женских ремёсел было развито ручное (без гончарного круга) гончарство, прядение шерсти, вязание цветных шерстяных носков, валяние кошм с яркими узорами (заимствовано у киргизов), из мужского - ткачество.
Сохраняются патронимии (гиру, гру), объединяющие малые и неразделённые семьи, населяют обычно отдельный квартал в кишлаке, имеют общие пастбища, обряды, связаны взаимопомощью.
Жилище общепамирского типа однокамерное с кровлей в виде ступенчатого свода (чор-хона) на опорных столбах (четыре-пять центральных и пристенные). Внутри жилища вдоль стен (кроме стены, в которой входная дверь) сооружают глинобитные на каменном фундаменте нары (нех), разделённые на несколько отсеков невысокими валиками. Нары застилают паласами. В центре одной из нар (слева или справа от входа) расположен открытый очаг, в настоящее время с дымоходом - трубой, выводящей дым через свето-дымовое отверстие в крыше.
Одежда общепамирского типа, среди женщин долины Шахдары были распространены заимствованные из Афганского Бадахшана бархатные пальто и безрукавки. Традиционная обувь - сапоги из сыромятной кожи на мягкой подошве, которые носят с высокими носками-джурабами без пяток; долблённые из дерева башмаки с тремя выступами на подошве для удобства ходьбы по скалистым тропам; сандалии на деревянной подошве на небольшом каблучке. Головные уборы - разноцветные тюбетейки, круглые, с прямым околышем и плоским верхом. Женщины носят большие головные платки.
Особенность свадебного обряда: невесте давали пиалу, в которую её доверенное лицо (вакиль) наливал воду, и в знак согласия на брак она должна была отпить воды и кивнуть головой. Невесту в дом вносил жених. Она не садилась до тех пор, пока не получит от свекрови подарок.
У Шугнанцев сформировалась своя литература, интеллигенция. Они составляют ядро консолидации памирских народов.
Л.Ф. Моногарова
