?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Лица России. Эвенки и эвены
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
«Лица России». Эвены. «Орочел - оленные люди», 2008

Общие сведения

ЭВЕНЫ, эвен (самоназвание), устаревшее русское – ламуты ("приморские жители", от эвенкийского ламу – "море"), сибирский тунгусо-маньчжурский в Российской Федерации, родственный эвенкам. Живут локальными группами в Якутии (8,67 тыс. чел.), Магаданской области (3,77 тыс. чел.), Чукотском (1,34 тыс. чел.) и Корякском АО (713 чел.), Камчатской области (1,49 тыс. чел.) и Охотском районе Хабаровского края (1,92 тыс. чел.). Общая численность 17,2 тыс. чел. По данным Переписи населения 2002 года численность эвенов, проживающих на территории России, составляет 19 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 21 тыс. 830 человек. Проживают эвены преимущественно на востоке РФ.

По данным переписи 2002 года, в Республике Саха (Якутия) - 11 657 эвенов, в Магаданской области - 2527, в Камчатской области - 1779 (из них в Корякском автономном округе - 751), в Чукотском автономном округе - 1407, в Хабаровском крае - 1272. Также, согласно переписи 2001 года, 104 эвена проживают на Украине.

Говорят эвены на эвенском языке. Он близок к эвенкийскому, нанайскому и удэгейскому. Относится к тунгусо-маньчжурской группе языков алтайской семьи. В эвенском языке более десяти говоров, объединенных в восточное, среднее и западные наречия. Эвенский язык очень образный, богат синонимами. Носители эвенского языка живут в исключительно суровых условиях кочевого быта, но сам язык практически не знает грубых и ругательных слов. 52,5 % Эвенов свободно владеют русским языком, 27,4 % считают его родным.

Верующие – православные. В религиозных представлениях эвенов существовал культ хозяев природы и стихий: тайги, огня, воды. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Были развиты промысловые культы, духов-хозяев природы, шаманизм. До XVIII - XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах. После принятия православия эвены начали хоронить умерших в земле и ставить над могилой кресты.


Происхождение эвенского народа связано с освоением тунгусскими племенами Восточной Сибири. Произошло это давно, в первом тысячелетии нашей эры. В результате взаимодействия тунгусов с аборигенным населением этих мест, а также с пришлыми монголами и тюрками появились эвены.

Расселение тунгусских племён (предков Эвенов, эвенков и др.) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры. В процессе расселения Эвены включили в себя часть юкагиров, в последствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. С началом контактов с русскими в 17 веке Эвены испытали их сильное влияние. С 20-х годов 20 века большинство Эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию. В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры Эвенов.

В 1931 была создана письменность на основе латинского, в 1936 – на основе русского алфавита. На эвенском языке ведутся радиопередачи, издаются полосы газет, оригинальная и переводная литература. Ведётся преподавание эвенском языке в школах, педучилищах, ВУЗах.

Традиционное хозяйство Эвенов внутренних континентальных областей Сибири (донрэткэн – буквально "глубинные, внутренние") – оленеводство, охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовство. Группы Эвенов-наматкан (буквально "приморские жители") кочевали весной из континентальной тайги к побережью Охотского моря и осенью – обратно. Безоленные Эвены на Охотском побережье (самоназвание – мэнэ, "оседлые") занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак. В 18 веке у якутских и камчатских Эвенов распространилось коневодство, заимствованное у якутов.

Эвенское оленеводство преимущественно малостадное с вольным выпасом оленей. Перекочёвки совершались на 10-15 км. Олени использовались для верховой езды и под вьюк. В лесотундре распространены прямокопыльные нарты, заимствованные у якутов, на Камчатке и в Магаданской области – дугокопыльные нарты, заимствованные у чукчей и коряков. Было известно также крупнотабунное оленеводство мясо-шкурного направления. Охотились верхом на оленях или на лыжах (голицах – кайсар и подклеенных мехом – мэрэнгтэ), гоньбой, скрадом, с помощью оленя-манщика, охотничьей собаки. Прибрежные Эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек – кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны Эвенам лишь в 20-х годах 20 века. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, из сушёной рыбы делали порошок-порсу. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика и др. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т.д., женщины – обработкой шкур, выделкой ровдуги и др. Железо и серебро получали путём обмена у якутов, позднее – у русских.


У Эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический чум – дю, крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой, близкий к эвенкийскому, и цилиндро-коническое каркасное жилище чорама-дю. Оседлые Эвены до 18 века жили в землянках (утан) с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Позже появились срубные жилища (уран). Хозяйственные постройки – свайные амбары, невысокие помосты и др.

Мужская и женская одежда близка к эвенкийской: распашные кафтаны, нагрудники и натазники, ноговицы, унты. Зимняя одежда шилась из меха, летняя – из ровдуги. Одежда украшалась бахромой, вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебряными монетами. Головным убором был плотно облегающий голову капор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок. Традиционная мужская одежда вытесняется в тундровых районах чукотской, в лесных – якутской, женская сохраняется более устойчиво.

Традиционная пища Эвенов – оленина, мясо диких животных, рыба, дикорастущие растения. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.

У Эвенов существовали патрилинейные экзогамные роды: Кукуюн, Мямяль, Дойда, Долган, Уяган, Дутки, Деллянкин и др., распадавшиеся на территориальные подразделения во главе с выборными старостами, представлявшими род перед администрацией. Стойбищная община объединяла несколько родственных и неродственных семей. Был распространён обычай взаимопомощи (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу.

Семья малая. Брак сопровождался уплатой калыма. Встречались многожёнство, помолвки малолетних. Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, но предпочтение отдавалось роду матери.

До 18-19 веков практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах.

Были развиты промысловые культы, культ медведя, духов-хозяев природы, шаманизм. Фольклор включает богатырский эпос, исторические предания, сказки, песни и др. В настоящее время возрождаются традиционные праздники Эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).

Наиболее важными для эвенов (для выживания этого народа) являются запреты-обереги. Из совокупности этих запретов возникает своеобразная этика эвенов - охотников и оленеводов. В соответствии с традиционными мифопоэтическими (и религиозными) представлениями эвенам нельзя кричать в горах, в лесу, на берегу реки. Если нарушить эти запреты, то во всех трех случаях может проснуться дух-хозяин этих мест.

Фольклор эвенов включает в себя не только сказки и песни, но также и бытовые рассказы, исторические легенды, богатырский эпос, заклинания-благопожелания, приметы и, конечно, загадки. Многие эвенские загадки не устарели до сих пор. У серебряного коня длинный хвост. Что это? Простая игла.
А. А. Петров


Очерки

Вся вселенная – от камешка под ногами до далекого созвездия

Многие городские жители давно уже пользуются такими распространенными благами цивилизации, как водопровод, лифт, телефон, телевизор, автомобиль, микроволновая печь. Этот список можно продолжить до бесконечности. Но когда-то ведь и, кстати говоря, не так уж и давно, ничего этого не было. Но люди, ничего себе, жили и не роптали на отсутствие универмагов, супермаркетов, компьютерных домов, интернет-кафе, диснейлендов и концертных залов.

Это отдельная и большая проблема: как правильно жить и являются ли вещи, которых становится все больше, благом, или же они отвлекают нас, отрывают от чего-то очень главного – от счастливой жизни на лоне природы? Возможна ли такая жизнь в принципе? А вдруг цивилизационные процессы, именуемые теперь глобализацией, захватили уже весь мир и Россию в том числе?

Не будем скрывать, подобная тенденция существует. Поступь научно-технической революции все сильнее и сильнее. Из-за шума машин (и эстрадной музыки) мы уже не слышим, по словам известного поэта, «позвоночного столба гуденье».

И все же есть в России народы (их, кстати, много), которые живут а) в едином ритме с природой и б) по законам предков, в) чтя и приумножая традиции.

Вот, например, эвены.

Очень интересный народ. Своеобычный. Ни с каким другим народом мы его не перепутаем. Попробуем заглянуть в глубь эвенского характера. Послушаем сказку «Самое дорогое».


Камни очага согревали их

Была у старика Гулахана оленья шкура, еще камни очага да ружье. Очень дорожил он этим наследством. Под шкурой спал дед, потом спал отец, камни очага согревали их, а ружье кормило.

Вот пошел Гулахан весной к брату рыбачить. А пока ходил туда-сюда, лишился очага и оленьей шкуры. Уцелело у него только одно ружье, что на плече.

Заглянул Гулахан в юрту, где вор побывал, думает: есть у меня верное ружье, пойду с ним искать врага.

Стал ходить Гулахан по тайге, стал ходить по горам. Смотрит – дерево отцвело и снова зазеленело, ручьи замерзли и снова оттаяли, а он все ходит и ходит.

Взошел на самую высокую вершину и думает: старики говорили, что горе только из-за горы выглядывает. Надо его подкараулить.

Сидит Гулахан на высокой вершине одну ночь, сидит другую. Как думал, так и вышло: на третью ночь показалось горе. Встал Гулахан на самый последний камень, выше которого ни одного камня не было, и говорит про себя: помогайте, обида горькая и ружье верное, бить мое горе.

Только вымолвил, как над вершиной появился страшный-престрашный летающий змей. В глазах у того змея огонь, из хвоста искры летят, голова вся шипит.

Прицелился старый Гулахан и послал в змея две пули. Дрогнул у змея хвост, закачался.

Тут Гулахан вспомнил, как бросается на добычу молодая рысь, и, прыгнув, вцепился в змеиный хвост. Висит на хвосте Гулахан и вспоминает, как медведь собирает силу, когда деревья гнет. Стал Гулахан тянуть змея к земле.

Змей гибель свою учуял, выбросил из пасти оленью шкуру, выбросил камни очага. Гулахан обрадовался и еще сильнее начал тянуть змея книзу.

До тех пор тянул змея Гулахан, пока новый день не народился. На заре прижал он змея к земле и бил до тех пор, пока из него вся змеиная кровь не ушла под сопку.

Хотя много силы потерял, зато вернул свое, кровное. И всем своим внукам наказал Гулахан не отдавать врагу самое дорогое – родную землю и счастливый свой дом.

Хорошая сказка. Героическая и поучительная. А теперь несколько слов о том, откуда появились эвены.


В первом тысячелетии нашей эры

Происхождение эвенского народа связано с освоением тунгусскими племенами Восточной Сибири. Произошло это давно, в первом тысячелетии нашей эры. В результате взаимодействия тунгусов с аборигенами этих мест, а также с пришлыми монголами и тюрками появились эвены. В настоящее время они проживают в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Магаданской и Камчатской областях. Говорят на своем (эвенском) языке, который принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи языков. Родным этот язык считают более половины всех ныне здравствующих эвенов. По данным переписи 2002 года, в России живет 19071 эвен. Около двенадцати тысяч приходится на Республику Саха (Якутия).

Зададимся вопросом: что делает эвена эвеном? Во-первых, язык. Кстати говоря, в эвенском языке более десяти говоров, объединенных в восточное, среднее и западные наречия. Эвенский язык очень образный, богат синонимами. Носители эвенского языка живут в исключительно суровых условиях кочевого быта, но сам язык практически не знает грубых, ругательных слов.

Во-вторых, эвен становится эвеном благодаря привычному способу ведения хозяйства. Одни эвены занимаются оленеводством, они проживают в горно-таежной зоне. Другие – охотой и озерно-речным рыболовством.

Есть эвены, которые занимаются примерно тем же, но при этом они кочуют: весной перебираются из континентальной тайги к побережью Охотского моря, а осенью – устремляются обратно на континент.

И есть эвены, у которых нет оленей. Их называют безоленными. Они ведут оседлый образ жизни на Охотском побережье, занимаются охотой, рыболовством, разводят ездовых собак. У якутских и камчатских эвенов сохранилось коневодство.

Что же касается эвенов, проживающих в горно-таежной зоне, то у них преобладает верховое и вьючное оленеводство. Верховой езде обучают с детства. Садясь на оленя, эвен (или эвенка) опирается на специально сделанную палку-посох. Рулить же оленями, давать им команды, приходится справа. Олени у эвенов особенные: они отличаются большим ростом, силой и выносливостью.


С одного стойбища на другое

Время от времени эвены кочуют. Вот как выглядит переезд с одного стойбища на другое. Это запоминающаяся картина. Обычно первым в этом караване из оленей едет глава стойбища или опытный оленевод. За ним на поводу идет вьючный олень, он везет главу оленьей упряжки, а также святыни, иконы. Далее следует верхом жена с детьми от трех до семи лет, которая ведет за собой двух-трех оленей. За нею двигаются остальные женщины, каждая тянет за собой от семи до двенадцати вьючных оленей. Последний в караване олень везет части каркаса жилища.

Важная составляющая идентичности народа – его обычаи. Если образованным человеком (в европейском смысле) можно стать, обогатив свою память знанием естественных и гуманитарных наук, то настоящий эвен начинается с того, что он помнит и чтит обычаи своего народа.

Что такое обычай в самом широком смысле слова? Это некий свод поведенческих формул. Делай, например, то-то, но не делай этого. Если нарушишь предписание, то случится что-то плохое, порою непоправимое. Наиболее важными для эвенов (для выживания народа) являются запреты-обереги. Из совокупности этих запретов возникает своеобразная этика эвенов – охотников и оленеводов.

Все запреты-обереги эвенов можно разделить на несколько тематических групп: картина мира, природа, охота, хозяйство, человек. Есть запреты, которые связаны с религиозными воззрениями эвенов, с представлениями о духах-хозяевах стихий природы.

Вы когда-нибудь видели кричащего эвена? И никогда не увидите и не услышите. В соответствии с традиционными мифопоэтическими (и религиозными) представлениями нельзя кричать в горах, в лесу, на берегу реки. Если нарушить эти запреты, то во всех трех случаях может проснуться дух-хозяин этих мест. И тогда мало не покажется…


В воде нельзя брызгаться…

На этом регламентация жизни эвенов не заканчивается. Вот запрет, который нам может показаться слишком суровым, слишком радикальным. Когда бродишь по воде или плывешь в ней, нельзя брызгаться – дух-хозяин может взять тебя к себе.

В детстве многие из нас (ну те, кто не эвены) с удовольствием бросали камешки в пруд, озеро или в реку. Мы делали это ради самой игры. Хотелось бросить камень как можно дальше. У эвенов подобные игры отсутствуют. Бросать камни в воду можно только в случае необходимости, по делу. Если делать это из-за баловства, может произойти что-нибудь плохое. А вот один из главных запретов-оберегов у эвенов: без надобности ничего – ни насекомых, ни птиц, ни зверей – никогда не убивай. И еще один уточняющий запрет: нельзя убивать много, сверх того, что можно съесть.

Нам кажется, что на основе вот таких разумных запретов-оберегов и возникло нормальное (в смысле правильное) экологическое сознание эвенов.

Интересно, что в сказках эта тема тоже присутствует. Есть огромный мир природы, и в нем все связано. Все живые существа связаны друг с другом. Стоит сделать какое-то, даже нечаянное, неосознанное, движение, как моментально оно на ком-то отзовется – несчастным случаем или бедой. Вот тому подтверждение.

Жили-были две кедровки. Однажды пошли они собирать орехи. Пришли на то место, где они как-то раз уже собирали.

Одна кедровка взлетела на кедр и стала сбрасывать на землю шишки. Другая стала собирать шишки, сброшенные ее подругой.

Бросила кедровка шишку. Попала эта шишка ее подруге в глаз и выбила его. Сидит кедровка с выбитым глазом и горько плачет.

Шел мимо старик и спросил у нее:

– Кедровка, кедровка, ты почему плачешь?

– Подруга мне шишкой глаз выбила.

– Кедровка на кедре, ты зачем своей подруге глаз выбила?

– Меня кедровник хлестнул.

– Кедровник, кедровник, ты зачем кедровку хлестнул?

– Меня белка качнула.

– Белка, белка, ты почему ветку качнула?

– Меня охотник преследует, от него убегала.

– Охотник, охотник, ты зачем белку преследуешь?

– Хочу беличьим мясом полакомиться, жена собирала меня на охоту и мало хлеба мне дала.

– Женщина, женщина, ты почему своему мужу хлеба мало дала?

– Нашу муку олень съел.

– Олень, олень, ты зачем муку съел?

– С горя, моего теленочка волк задрал.

– Волк, волк, тебе кто велел у оленя теленка есть?

– Мне никто не велел, я сам захотел.

Достаточно поучительная сказка. Интересно, что поиски главного виновника заканчиваются на волке. Он, конечно же, виноват, но для него человеческие законы не писаны.


Огонь нельзя ворошить!

Еще несколько примеров запретов-оберегов. Если их придерживаться, выполнять неукоснительно, то польза будет для всех – не только для эвенов.

К ногам птички нельзя привязывать палочки – кто-нибудь будет хромать.

Птичьи яйца нельзя давить – может начаться дождь.

Муравейник не разоряй – все время дождь идти будет!

По воде не хлещи веткой – дождь начнется!

Огонь не вороши – зад твой заболит!

В огонь нельзя плевать – огонь рассердишь, можешь умереть от холода.

Нельзя шить ночью – можно ослепнуть.

Нельзя играть в похороны: сам умрешь или кто-нибудь из твоих родственников умрет.

Нельзя злиться, если много комаров – комаров будет еще больше.

Без причины нельзя петь – грех, останешься сиротой.

А как же праздники? Неужели у эвенов они тоже под запретом? Нет, конечно. Как было уже сказано, петь без причины – грешно. Но если песни вплетены в обрядовые обычаи эвенов, в массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие благопожелания, то, как говорится, пойте на здоровье! А песни соответственно подразделяются у эвенов на лирические, любовные, бытовые, колыбельные. Все они основаны на импровизации. Есть у эвенов и религиозные песни-пляски. Круговые песни-пляски (хэдьэ) сопровождаются песней запевалы, которому вторит хор. Особая сфера: это личностные формы взаимодействия человека с миром духов на основе шаманства. В последнее время об этом много пишут ученые-этнографы.

Свадебные церемонии эвенов (угощения, обмен подарками, жертвоприношения духам-покровителям) проходят в стойбищах невесты и жениха. Прибыв к чуму жениха, свадебный поезд трижды объезжает вокруг него, после чего невеста входит в чум, достает свой котел и варит мясо. Приданое невесты вывешивают для обозрения вне чума. Рождение ребенка, воспитание и уход за ним сопровождают ритуалы и правила: запреты для беременной женщины, распределение обязанностей между членами семьи во время родов, «очищение» роженицы, наречение новорожденного. Характерно, что при рождении мальчика ему выделяют часть стада, которая вместе с приплодом считается его собственностью, при рождении девочки – приданое.

Фольклор эвенов включает в себя не только сказки и песни, но также и бытовые рассказы, исторические легенды, богатырский эпос, заклинания-благопожелания, приметы и, конечно, загадки.

Загадки эвенов очень разнообразны. Этот народ умудрился загадать, зашифровать всю вселенную: от камешка под ногами до далекого созвездия. Многие эвенские загадки сложны для восприятия, потому что они строятся по иным синтаксическим схемам, чем привычные нам русские загадки. И еще одна особенность. Эвенские загадки насыщены метафорами. Чувствуется, что их придумали, сочиняли настоящие поэты. Попробуйте угадать несколько эвенских загадок.

Что за неизвестный человек на голове лес носит? Хочется ответить, что олень. Нет, правильный ответ будет таким: Лось.

Вообще-то много эвенских загадок начинается со слов «неизвестный человек». Это такая универсальная формула.

У неизвестного человека четыре ноги, как только он чего-нибудь поест, так умрет. Между прочим, это комар…

Вот пример чистой метафоры: у серебряного коня длинный хвост. Что это? Игла.

И еще загадка про лошадь. Одна лошадь в болото проваливается. Что это будет? Это будет гребень.

А напоследок загадка-задача. Почему куропатка камешки глотает? Ни за что не угадаете! Она таким вот образом греется!


ЭВЕНКИ, эвэнк (самоназвание), народ в Российской Федерации (29,9 тыс. чел.). Живут от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и реки Амур на юге: в Якутии (14,43 тыс. чел.), Эвенкии (3,48 тыс. чел.), Дудинском районе Таймырского АО, Туруханском районе Красноярского края (4,34 тыс. чел.), Иркутской области (1,37 тыс. чел.), Читинской области (1,27 тыс. чел.), Бурятии (1,68 тыс. чел.), Амурской области (1,62 тыс. чел.), Хабаровском крае (3,7 тыс. чел.), Сахалинской области (138 чел.), а также на северо-востоке Китая (20 тыс. чел., отроги хребта Хинган) и в Монголии (около озера Буир-Нур и верховья реки Иро). По данным Переписи населения 2002 года численность эвенков, проживающих на территории России, составляет 35 тысяч человек, по данным переписи 2010г.- 38 тыс. 396 человек.

Местные самоназвания Эвенков: орочен (от реки Оро или от орон – "олень") – забайкальско-амурские Эвенки; илэ ("человек") – катангские и верхнеленские; килэн – Охотское побережье и др. Китайцы называли Эвенков килин, цилин, о-луньчунь (от "орочен"), маньчжуры – орочнун, монголы – хамнеган (смотри Хамниганы), татары и якуты – тонгус; устаревшее русское название – тунгусы.

Говорят на эвенкийском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Диалекты делятся на группы: северный – к северу от нижней Тунгуски и нижнего Витима, южный – к югу от нижней Тунгуски и нижнего Витима и восточный – к востоку от Витима и Лены. Распространены также русский (свободно владеют 55,7 % Эвенков, считают родным – 28,3 %), якутский и бурятский языки. Верующие – православные.

Эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с конца 1-го тысячелетия нашей эры. В результате этого смешения образовались различные хозяйственно-культурные типы Эвенков – "пешие" (охотники), "оленные", орочен (оленеводы) и конные, мурчен (коневоды), известные также в Забайкалье как хамнеган, солон (русское солоны), онгкоры, в среднем Приамурье – как бирарчен (бирары), манягир (манегры), кумарчен (по реке Кумара) и др. Контакты с русскими с 1606, к середине 17 века были обложены ясаком. С 17 века Эвенки вытесняются якутами, русскими и бурятами со среднего Вилюя, Ангары, Бирюсы, верхней Ингоды, нижнего и среднего Баргузина, левобережья Амура, манегры и бирары переселились в Северный Китай. В 19 веке Эвенки появились на нижнем Амуре и Сахалине, часть Эвенков с Енисея ушла на Таз и Обь. В процессе контактов Эвенки были частично ассимилированы русскими, якутами (особенно по Вилюю, Оленёку, Анабару и нижнему Алдану), монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами.

В конце 19 века насчитывали 63 тыс. чел., из них "бродячих" (охотников) – 28,5 тыс. чел., кочевых (конных) – 29,7 тыс. чел.; в Китае в начале 20 века жило 10,5 тыс. Эвенков, Монголии – около 2 тыс. чел. По переписи 1926-27 в СССР насчитывалось 17,5 тыс. Эвенков.

В 1927 были созданы Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский национальные районы, в 1930 объединённые в Эвенкийский национальный округ.

В 1928-29 была создана письменность на основе латинского, в 1937 – русского алфавита. С 1930-х годов на эвенкийском языке ведётся преподавание в школах. В Якутии ведётся радиовещание. Формируется национальная интеллигенция. Её представители занимаются также сбором и публикацией эвенкийского фольклора.

Основное занятие "пеших", или "сидячих", Эвенков – охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. Позднее распространилась товарная пушная охота. Охотились с осени по весну, по два-три человека. По тайге ходили на лыжах-голицах (кингнэ, киглэ) или подбитых камусом (суксилла). Оленеводы охотились верхом на оленях.

Оленеводство имело в основном транспортное значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. Преобладали небольшие стада, вольный выпас. После окончания зимнего охотничьего сезона несколько семей обычно соединялись и перекочёвывали в удобные для отёла места. Совместный выпас оленей продолжался всё лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. Перекочёвки проходили каждый раз по новым местам – летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные тропы вели только к торговым пунктам. У некоторых групп были известны нарты различных типов, заимствованные у ненцев и якутов.

"Конные" Эвенки разводили лошадей, верблюдов, овец.

Рыболовство имело подсобное значение, в Прибайкалье, озёрных районах к югу от озера Ессей, на верхнем Вилюе, в южном Забайкалье и на Охотском побережье – также товарное значение. На Охотском побережье и Байкале промышляли также тюленя.

По воде передвигались на плотах (тэму), лодках с двухлопастным веслом – долблёных, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв); орочены для переправ пользовались лодкой из лосиной кожи на каркасе, сделанном на месте (мурекэ).

Была развита домашняя обработка шкур, бересты (среди женщин); до прихода русских было известно кузнечество, в том числе на заказ. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота. Современные Эвенки в основном сохраняют традиционные охоту и оленеводство. С 1930-х годов создавались оленеводческие кооперативы, строились оседлые посёлки, распространялось земледелие (овощи, картофель, на юге – ячмень, овёс). В 1990-е годы Эвенки стали организовываться в родовые общины.

Основа традиционной пищи – мясо (диких животных, у конных Эвенков – конина) и рыба. Летом потребляли оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печёный хлеб: к западу от Лены пекли в золе колобки из кислого теста, на востоке – пресные лепёшки. Основной напиток – чай, иногда с оленьим молоком или солью.

Зимние стойбища состояли из 1-2 чумов, летние – до 10, во время праздников и более. Чум (дю) имел конический остов из жердей на каркасе из шестов, покрытый покрышками-нюками из ровдуги или шкур (зимой) и бересты (летом). При перекочёвках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним – горизонтальную жердь для котла. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якутская юрта-балаган, в Забайкалье – бурятская юрта, у оседлых бираров Приамурья – четырёхугольное бревенчатое жилище типа фанзы.

Традиционная одежда состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус, гуруми), распашного кафтана из оленьей шкуры, полы которого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник с завязками сзади. Женский нагрудник (нэлли) украшался бисером, имел прямой нижний край, мужской (хэлми) – углом. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлическими бляшками, бисером. Коневоды Забайкалья носили халат с широким запахом налево. Распространились элементы русской одежды.

Общины Эвенков объединялись летом для совместного выпаса оленей и проведения праздников. Включали несколько родственных семей, насчитывали от 15 до 150 человек. Были развиты формы коллективного распределения, взаимопомощи, гостеприимства и т.п. Например, до 20 века сохранился обычай (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. В конце 19 века преобладала малая семья. Имущество наследовалось по мужской линии. Родители обычно оставались жить с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма или отработкой за невесту. Были известны левират, в богатых семьях – многожёнство (до 5 жён). До 17 века было известно до 360 отцовских родов численностью в среднем по 100 человек, управляющихся старейшинами – "князьцами". В терминологии родства сохранялись черты классификационной системы.

Сохранялись культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. Существовали элементы Медвежьего праздника – обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Христианизация Эвенков проводилась с 17 века. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма.

Фольклор включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания и др. Эпос исполнялся речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отдельные строки за сказителем. Отдельные группы Эвенков имели своих эпических героев (сонинг). Постоянные герои – комические персонажи были также у бытовых рассказов. Из музыкальных инструментов известны варган, охотничий лук и др., из танцев – хоровод (хейро, сэдьо), исполнявшийся под песенную импровизацию. Игры носили характер состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др. Были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером, у восточных Эвенков – шёлком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины).

С 1930-х годов на эвенкийском языке ведётся преподавание в школах. В Якутии ведётся радиовещание. Формируется национальная интеллигенция. Её представители занимаются также сбором и публикацией эвенкийского фольклора.
С. Н. Горохов

Buy for 20 tokens
По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места. Даже, если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне. В cтиле забытого pетро Путешествие в обратно Я бы запретил, Я прошу тебя, как брата, Душу не мути.…