Байкало-Амурская магистраль. Еще в 19 веке начались разговоры о его строительстве. С 1932 года его даже с переменным успехом начали строить. В войну рельсы пришлось разобрать на нужды Сталинграда. Только в 1974 году строительство возобновили. Строительство Байкало-Амурской магистрали потребовало мобилизации огромных ресурсов всей страны, в том числе и людских.
Хочу немного рассказать о главном пограничнике БАМа - бригадире Варшавском Иване Николаевиче.
БАМ тогда строили всей страной. Он стал «путевкой в жизнь» для многих молодых людей буквально со всех концов Советского Союза. Получить комсомольскую путевку и уехать на БАМ - в середине 70-х годов, об этом мечтал почти каждый комсомолец Советского Союза. Невзирая на сложные погодные условия - мороз, жару, полчища комаров. Через многочисленные речки, горные массивы, а так же грязь, и промокшую насквозь одежду, две бригады путеукладчиков, которые тогда гремели на всю страну - одна с Запада, другая с Востока, пробивались друг к другу. За этим следила вся страна.
И вот на самом финише они сошлись на «золотой» стыковке. Тридцать лет назад, в конце сентября 1984 года состоялась укладка «золотых» звеньев БАМ на станции «Куанда» Читинской области. Бригадой с Востока, шедшей на своем знаменитом «бронепоезде», как его называли на БАМе, где были и баня и столовая, и даже кинозал с дискотекой, руководил Иван Варшавский. Бригада носила имя «68 героев-десантников Константина Ольшанского», погибших в годы Великой Отечественной войны. Бамовцы в шутку называли эту бригаду «дикой», там даже у комсорга была фамилия Македонский. Дикой - в смысле до работы. Более половины бригады имели высшее образование. В 1983 году бригада была признана лучшей по Министерству транспортного строительства. В 1984 году бригадиру Варшавскому было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Сам Иван Варшавский, руководивший бригадой имени героев-десантников, срочную службу проходил в Пограничных войсках, старшим матросом морчастей пограничных войск на Балтике. Служил машинистом на пограничном сторожевом корабле. Уже тогда отцы командиры заметили, что Иван Варшавский служил и исполнял свои обязанности на пределе своих сил и возможностей. Да и любимое словечко в его лексиконе было - сверхмаксимум.
Неоднократно Иван участвовал в задержании шхун-нарушителей. Один раз, в процессе задержания судна-нарушителя досмотровая группа пограничников обнаружила, что по приказу капитана иностранной шхуны, зашедшей в наши территориальные воды, иностранные матросы судорожно выводят из строя навигационное оборудование.
Капитан судна сказал пограничникам, что они нарушили границу по причине того, что у них вышел из строя двигатель. Чтобы это проверить на шхуну отправили старшего матроса Варшавского. Иван быстро обнаружил уловку нарушителей - те подложили под клеммы аккумуляторов пластмассовые прокладки, и двигатель не работал. Как рассчитывали нарушители границы - когда пограничный корабль их возьмет на буксир, чтобы доставить в ближайший советский порт, они бы обрубили концы и были таковы! Иван не дал им сделать этого. И таких случаев на его службе было множество. Он вообще всегда гордился тем, что служил на границе, и считал службу самой большой жизненной школой.
Когда на БАМе случился праздник «золотого звена», именно Ивана Варшавского и бригадира второй бригады - Ивана Бондаря, десятки рук стали качать на руках, подбрасывая, по традиции вверх. Весельчак Варшавский и тогда нашел повод для шуток. Он кричал кинооператорам, снимавшим все это: «А где же мой рыжий? Рыженького почему-то не вижу». Он имел в виду одного западногерманского корреспондента, с которым познакомился когда летел из отпуска. По прилету в столицу БАМа - Тынду состоялась пресс конференция. Этот самый немецкий журналист все говорил о том, что БАМ строят по принуждению. Иначе кто бы поехал работать в неустроенные края с пятидесятиградусными морозами. Да и рельсы, мол, эти скоро превратятся в крылатые ракеты, а БАМ, мол, строят для военных целей против Западных стран.
Ответить этому журналисту вызвался Иван Варшавский.
И он объяснил этому дотошному немцу - «Да, мы, бамовцы называем себя бойцами. У нас, конечно, есть задания из центра, но этот центр находится в наших сердцах. А наши сердца принадлежат Родине. А что касается неустроенности, и холодных туалетов, то и дороги, и кинотеатры, а также рестораны и театры скоро будут. Прилетайте, господин журналист сюда на БАМ лет через пять». - Не верю сказал немец, но если будет по вашему, тогда прилечу. Вот этого рыжего немецкого журналиста и искал на празднике бригадир Варшавский. Немец не прилетел. А БАМ построили.
Ивана Варшавского иногда называют - человек и тепловоз. На современном БАМе на самом деле есть локомотив, который носит его имя. Живет Иван Николаевич в Тынде. Ему 78 лет, он давно на пенсии. После строительства БАМа он еще долго работал на руководящих должностях - заместителем начальника строительно-монтажного поезда, затем занимался электрификацией Транссиба, затем заместителем генерального директора Балтийской строительной компании «Восток».
Вот такой он человек Иван Варшавский — Герой БАМа и пограничник!
berni777
Community Info