?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Краткие истории. «Мертвая дорога»
СССР
mamlas wrote in yarodom
По теме: Заброшенная железная дорога на Хальмер-Ю | Вторая жизнь дороги мёртвых | Заполярный ход, а также Музей вечной мерзлоты в Игарке

«Мертвая дорога»

Чум — Салехард — Игарка. ©
~~~~~~~~~~~
Другие краткие истории


Нам нет преград…

Эта одноколейка вошла в историю не только как самый масштабный проект ГУЛАГа, но и как самый авантюрный. По мысли Сталина, она должна была стать дублером Северного морского пути, помочь создать новый заполярный порт, который заменил бы Мурманск, находившийся в опасной близости к западным границам СССР. Поначалу было решено строить порт в Обской губе, но ее акватория оказалась неподходящей для военных судов, и объект перенесли восточнее, на Енисей. Прокладка дороги велась с двух концов: со стороны Салехарда (стройка 501) и со стороны Игарки (стройка 503), где, собственно, и намечалась новая морская база. Смычка ожидалась на реке Пур, в районе нынешнего Уренгоя. На этом расчеты заканчивались: грандиозное строительство не имело ни утвержденного плана, ни сметы.

На стройке трудилось до 120 тысяч зеков, дармовую рабочую силу доставляли морем, как и стройматериалы: песок и щебень везли с Урала, лес для шпал из Коми, уголь из Воркуты. Все инженерные задачи решались подручными средствами, об инновациях не было и речи — вождь торопил со сдачей трассы. Даже рельсы использовались дореволюционные, демидовские. А в качестве подвижного состава в дело шла трофейная техника.

…чтоб сказку сделать пылью

Между тем сама природа противилась рабскому труду: потревоженная вечная мерзлота размывала насыпи, вздымала мосты, скручивала в спирали многотонную демидовскую сталь. К августу 1952-го было открыто движение из Салехарда в Надым. При этом скорость поездов из-за крайне низкого качества полотна не превышала 15 километров в час. Сход составов с рельсов стал обычным делом.

Сталин умер, когда было проложено 800 километров пути из полутора тысяч намеченных. Уже через три недели после похорон вождя правительство приняло решение заморозить строительство: «вдруг» выяснилось, что по магистрали нечего перевозить. Заключенных в спешном порядке переводили на другие объекты. Попавшие под амнистию оставляли проклятые места, бросая технику и бараки.

Эти призраки коммунизма и сегодня навевают ужас. В брежневские времена въезд туристам на территорию «мертвой дороги» (как стали ее называть) был заказан, некоторая информация о Трансполярной магистрали и сегодня держится под грифом «секретно». С началом разработки газовых месторождений высказывались идеи о реконструкции трассы. Но в том-то и штука, что это единственная стройка ГУЛАГа, которую невозможно ни возобновить, ни уничтожить. Незаживающим шрамом она пролегла по западносибирским болотам — как вечная память о темном прошлом страны.
Алексей Шлыков
«Русский репортер»

promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…

  • 1
Вроде бы Китай уже выделил деньги на строительство этой дороги. И мне почему-то кажется, что у них всё получится и мы будем лапу сосать от зависти к их прибылям.

Не слышал, но даже если и так, то разве сможет этот явно государственный проект иметь негосударственный пакет?

Китайцы строят железную дорогу из китая через чукотку и аляску в США. Уверен, что построят такую же из Китая в северную европу. Китайцы не ноют и сопли не жуют, берутся за самые сложные дела, потому что есть у ихней нации чувство великих дел.

Слава китайцам! Но мы - лучше.

  • 1