mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Краткие истории. «Мертвая дорога»

По теме: Заброшенная железная дорога на Хальмер-Ю | Вторая жизнь дороги мёртвых | Заполярный ход, а также Музей вечной мерзлоты в Игарке

«Мертвая дорога»

Чум — Салехард — Игарка. ©
~~~~~~~~~~~
Другие краткие истории


Нам нет преград…

Эта одноколейка вошла в историю не только как самый масштабный проект ГУЛАГа, но и как самый авантюрный. По мысли Сталина, она должна была стать дублером Северного морского пути, помочь создать новый заполярный порт, который заменил бы Мурманск, находившийся в опасной близости к западным границам СССР. Поначалу было решено строить порт в Обской губе, но ее акватория оказалась неподходящей для военных судов, и объект перенесли восточнее, на Енисей. Прокладка дороги велась с двух концов: со стороны Салехарда (стройка 501) и со стороны Игарки (стройка 503), где, собственно, и намечалась новая морская база. Смычка ожидалась на реке Пур, в районе нынешнего Уренгоя. На этом расчеты заканчивались: грандиозное строительство не имело ни утвержденного плана, ни сметы.

На стройке трудилось до 120 тысяч зеков, дармовую рабочую силу доставляли морем, как и стройматериалы: песок и щебень везли с Урала, лес для шпал из Коми, уголь из Воркуты. Все инженерные задачи решались подручными средствами, об инновациях не было и речи — вождь торопил со сдачей трассы. Даже рельсы использовались дореволюционные, демидовские. А в качестве подвижного состава в дело шла трофейная техника.

…чтоб сказку сделать пылью

Между тем сама природа противилась рабскому труду: потревоженная вечная мерзлота размывала насыпи, вздымала мосты, скручивала в спирали многотонную демидовскую сталь. К августу 1952-го было открыто движение из Салехарда в Надым. При этом скорость поездов из-за крайне низкого качества полотна не превышала 15 километров в час. Сход составов с рельсов стал обычным делом.

Сталин умер, когда было проложено 800 километров пути из полутора тысяч намеченных. Уже через три недели после похорон вождя правительство приняло решение заморозить строительство: «вдруг» выяснилось, что по магистрали нечего перевозить. Заключенных в спешном порядке переводили на другие объекты. Попавшие под амнистию оставляли проклятые места, бросая технику и бараки.

Эти призраки коммунизма и сегодня навевают ужас. В брежневские времена въезд туристам на территорию «мертвой дороги» (как стали ее называть) был заказан, некоторая информация о Трансполярной магистрали и сегодня держится под грифом «секретно». С началом разработки газовых месторождений высказывались идеи о реконструкции трассы. Но в том-то и штука, что это единственная стройка ГУЛАГа, которую невозможно ни возобновить, ни уничтожить. Незаживающим шрамом она пролегла по западносибирским болотам — как вечная память о темном прошлом страны.
Алексей Шлыков
«Русский репортер»
Tags: города и сёла, ж/д, идеология и власть, история, культура, музеи и выставки, наследие, памятники и достопримечательности, проекты, путешествия и туризм, регионы, север, сибирь, современность, ссср, строительство, тюрьма и зона, фото и картинки, ямал и таймыр
Subscribe

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments