Top.Mail.Ru
? ?

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Flag Next Entry
Пустынька.
serg_slavorum wrote in yarodom
Оригинал взят у serg_slavorum в Пустынька.
martin_ext_4b.jpg

Представляю Вашему вниманию статью Ю. Ковыршиной и А. Телепмана 2006 года о деревне Пустынька Плесецкого района Архангельской области. Расположена Пустынька примерно в 25 километрах от моего родного города Мирный.

В среднем течении реки Онеги, что в Архангельской области, на ее правом приподнятом берегу, окруженном высокими холмами и глухими лесами, расположился маленький поселок Пустынька. С воды он кажется довольно ухоженным и обжитым, хотя по реке - главной дороге в Пустыньку - до ближайшего населенного пункта около 30 км. Но сойдя на берег понимаешь всю обманчивость первого впечатления.

Сразу за рядом относительно благополучных прибрежных изб начинается заброшенная и заросшая территория Пустыньского психоневрологического интерната, закрытого совсем недавно - в конце 90-х годов 20-го века.



Пустыньский интернат, в отличие от часто встречаемых заведений такого типа, которые ещё совсем недавно любили селиться в полуразрушенных монастырях и производили на обывателей и путешественников тягостное впечатление, не был унылым и скорбным местом. Удаленность от большого жилья, потрясающей красоты природа, мерный шум порожистой реки, вероятно, могли, если не вылечить совсем, то успокоить и умиротворить больную душу.

Интернат был для Пустыньки "градообразующим" предприятием - большинство местных жителей работало именно в нем. Когда в силу ряда причин интернат закрыли, а больных перераспределили по окрестным заведениям, то местные также покинули Пустыньку и перебрались в ближайшие Североонежск и Плесецк. Дома свои хозяева используют теперь как дачи и возвращаются сюда лишь за грибами-ягодами, за охотой да рыбалкой, благо всяких даров природы в округе предостаточно.

С высокого холма кажется, что посёлок жив до сих пор. Спустившись вниз, легко убедиться в обратном... От вида интернатских построек – жилых корпусов, столовой, библиотеки, администрации, магазина, пожарной части – остается ощущение, что их покинули в очень короткое время, как бывает при эпидемии или каком-нибудь стихийном бедствии.

Рядом с котельной высится неизрасходованная гора угля. В библиотеке еще совсем недавно можно было "взять" почитать неплохие книжки, которые ровненько стояли на стеллажах. Медпункт по-прежнему населен множеством склянок с различными снадобьями. В жилых корпусах стоят железные кровати и валяются кое-какие вещи бывших жильцов. На складе лежит одежда, которую люди сдавали при поступлении в интернат, а также письма, поздравительные открытки и фотографии различных времен. Совсем не по себе становится, когда натыкаешься на медицинские карты, паспорта или свидетельства о смерти.

Сейчас все эти заброшенные строения постепенно ветшают – кое-где провалилась крыша, прогнил пол, ко многим домам летом не подойти из-за высокой травы и истлевших крылец и ступеней. Электричества в поселке давно уже нет, хотя столбы с оборванными проводами всё ещё напоминают о былой роскоши.

Ближайшие окрестности Пустыньки не менее удивительны. По Онеге в этих местах давно не ходит ничего значительнее моторной лодки, но по берегам еще встречаются останки крупного судоходства. Несколько старых якорей обрели свое последнее пристанище в прибрежных камнях. В лощине между холмами многозначительно темнеет ржавая баржа.

Но это всё не главные достопримечательности Пустыньки. На окраине поселка высоко над рекой стоит уникальная деревянная церковь. Когда-то здесь был деревянный Ямецкий монастырь.

Первое летописное упоминание Благовещенской Емецкой пустыни относится к 1592 году.

Антоний.jpg

Однако известно, что уже в начале 16-го века эти места посетил инок Пахомиевской Кенорецкой пустыни Антоний, подыскивавший место для своего будущего монастыря. Для братии Емецкой пустыни Антоний написал икону Благовещения (перевезенную впоследствии в Благовещенскую церковь села Турчасово и утраченную во время пожара вместе с ней уже в наши дни) и отправился на свои поиски далее.

Первое место для своего будущего монастыря он нашел, по легенде, у слияния Емцы и Шелексы, где-то в 25 км от нынешней Пустыньки на месте современного поселка Савинский. Но, не поладив с местными жителями, которые не без оснований боялись, что новый монастырь заберет их земли, он отправился дальше и основал дошедший до наших дней монастырь на Михайловском озере. Озеро это находится в нижнем течении маленькой речки Сии, по которой и монастырь, и его основатель получили прозвание Сийский. Среди возможных дат основания Емецкой пустыни в литературе упоминаются и первая половина 15-го и даже конец 14-го века. Что же явилось причиной возникновения обители в месте столь глухом и отдаленном? Ответ на этот вопрос подсказывает обычная географическая карта. Дело в том, что здесь, всего лишь в 4 километрах от реки Онеги, рождается маленькая речка Емца, текущая в перпендикулярном направлении и впадающая вовсе не в Онегу, а совсем наоборот - в Северную Двину! Товарищи Новгородцы, хоть и не владели современными картами, но со всей своей тягой к колонизации обладали исключительным чутьем на подобные перемычки. По некоторым данным Емецкий волок был разведан уже в 11-м веке! И обустройство в его начале укрепленного опорного пункта выглядит шагом очень разумным.

Следует сказать, что места эти были заселены с незапамятных времен. В результате археологических исследований здесь была обнаружена стоянка первобытного человека датируемая II-I тысячелетием до нашей эры. В I тысячелетии нашей эры места эти были заселены угро-финским племенем емь или ямь. Именно этому племени обязана своим названием река Емца, а ей, в свою очередь, и волок, и монастырь.

Вернемся к последнему. Судя по документам конца 16-го века, монастырь к этому моменту уже давно вел активную деятельность. Его стараниями были сделаны мосты и гати, за проезд по которым взимался дорожный сбор. В начале 17-го века пустынь владела землями и промыслами на четыре версты вверх по реке и на пять верст вниз по реке (до порога Большая голова). В Смутное время (1616 год) монастырю досталось от польско-литовских захватчиков - были убиты почти все монахи, а оставшиеся в живых влачили потом жалкое существование.

Расцвет Ямецкой пустыни связан с именем иеромонаха Павла, управлявшего обителью в 1718-1741 гг. Монастырь всегда был деревянным, старая церковь Благовещения к тому времени обветшала, и на ее месте в 1719 году была построена новая двухпрестольная церковь. Нижний (теплый) храм был посвящен Благовещению, а верхний (холодный) - Вознесению. Церковь - высокий четверик, с одним алтарем и достаточно редким для культового строения завершением основного объема - простой бочкой. Такая же бочка, только меньшего размера, завершает и пятистенную апсиду. К четверику примыкает большая трапезная. Известно, что подобные храмы стояли в Елгомской пустыни Каргопольского уезда и в деревне Филипповской на Почозере (этот храм сохранился до нынешних времен, потеряв, правда, саму бочку). Часовни с таким завершением стояли на Ольховском погосте и в деревне Нижний Макромус (Маркомус) в нескольких километрах от Пустыньки. На сегодняшний день Пустыньская церковь - единственная целиком сохранившаяся постройка такого типа.

После недолгого расцвета обители, оставившего нам Благовещенскую церковь, дела монастыря опять пошли не самым лучшим образом, и в середине 18-го века он был приписан сначала к более крупной Елгомской пустыни, а потом к Спасо-Каргопольскому монастырю и вскорости был упразднен и обращен в Ямецкий приход. Приходской Пустыньская церковь пробыла до конца 19-го века, а в 1896-97 гг. при ней была образована женская община, ставшая впоследствии монастырём, прожившим, опять же, не самую счастливую жизнь - его закрыли по понятным причинам в 1920 г. Последняя насельница монастыря, как говорят местные жители, похоронена на лесном кладбище (старое кладбище было, по традиции, у церкви, а новое вынесено за пределы поселка).

Некоторое время храм пустовал. В 60-х гг. 20-го века в поселке был устроен уже упомянутый психоневрологический интернат. Церковь была принята на баланс и использовалась как склад. Возможно, это спасло её от быстрого разрушения.

За время своей жизни здание подвергалось как минимум одной значительной переделке - в конце 19-го века была построена ныне существующая трапезная и крыльцо. Храм стоит на высоком подклете, и, чтобы попасть внутрь, надо подняться по лестнице, каждая ступень которой - толстенный брус примерно 20х20 см, хорошо отполированный ногами тех, кто жил здесь в течение последних ста лет. Внутри сохранился потолок-небо из 16 граней, выкрашенных в "небесно-голубой" цвет, а на промежуточных выбеленных тяблах нарисованы восьмиконечные звезды. Особого упоминания заслуживают двери - низкие, тяжелые, с кое-где сохранившимися старыми коваными замками. Раньше тесовая обшивка церкви периодически выкрашивалась в белый цвет, последний раз ее белили в 1980 г. Сейчас же это делать просто некому, краска осыпалась, и за последнее время стены приобрели удивительный серебристо-серый оттенок.

Совершенно великолепен вид из окна трапезной на закат над Онегой, сопровождаемый звуком клокочущей и бурлящей воды - ощущение полета, не сходя с места, гарантировано.

За Пустынькой, вниз по течению, начинаются самые большие онежские пороги. С ними связана особая веха в истории селения – Пустынька была последним относительно спокойным местом, где останавливались люди перед трудным участком пути. К сожалению, в 20-м веке, когда Онега стала использоваться для лесосплава, самые крупные преграды были взорваны и сейчас подвиг предков повторить в полной мере трудно. Лишь звучные имена порогов напоминают об их былом величии: Дикая пьяница, Медвежьи зубы, Медвежья голова, Косуха, Сундук с крышкой и, самый опасный, - Большая голова.

В завершение рассказа о Пустыньке остается упомянуть ещё одну небольшую постройку, которую можно сразу и не заметить, а через несколько лет она может совсем исчезнуть с лица земли. На берегу приютилась наполовину распиленная на дрова изба. Если внимательно посмотреть изнутри на оставшиеся стены и потолок, то становится ясно, что все обои, пейзажи на стенах, плафон - расписаны вручную. Здесь, в этом доме, жил художник Григорий Колодяжный, человек со сложной судьбой - просто так художники в столь отдалённых местах не появляются.

Так постепенно исчезает, зарастая высокой травой, ещё одно древнее северное поселение, хотя, кто знает - может, это место заживет еще какой-то новой жизнью. Но будет ли она лучше предыдущей...

Отсюда.

Фотографии автора статьи Ю. Ковыршиной:

1. Пустынька. Благовещенская церковь, 1719 г.
Благовещенская церковь, 1719 г..jpg

2. Пустынька. Читальный зал.
Читальный_зал.jpg

3. Пустынька. Стулья с "Секретом".
Стулья с Секретом.jpg

4, 5. Ворота в "Другой мир"
ворота в другой мир.jpg

ворота_в_другой_мир.jpg

6. Малые Суда России.
малые суда россии.jpg

7. Останки крупного судоходства.
останки крупного судоходства.jpg

8. Панорама Пустыньки.
панорама пустыньки.jpg

9. Пустынька. Вид из окна.
martin_int_3b.jpg

10.
martin_int_2b.jpg

11. Пустынька. Церковный замок.
останки крупного судоходства.jpg

12. Пустынька. Небеса деревянные.
небеса деревянные.jpg

13. Пустынька. Луч света в темной палате.
луч света в тёмной палате.jpg


Современные цветные фото (правда не мои) будут в одном из следующих постов.



promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 21
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…

  • 1
Грустный рассказ, но не безнадёжный. Вот если бы истории не было, тогда - да.

Спасибо!

  • 1