Призыв македонянина. (serg_slavorum) wrote in yarodom,
Призыв македонянина.
serg_slavorum
yarodom

Categories:

Пустынька.

Оригинал взят у serg_slavorum в Пустынька.
martin_ext_4b.jpg

Представляю Вашему вниманию статью Ю. Ковыршиной и А. Телепмана 2006 года о деревне Пустынька Плесецкого района Архангельской области. Расположена Пустынька примерно в 25 километрах от моего родного города Мирный.

В среднем течении реки Онеги, что в Архангельской области, на ее правом приподнятом берегу, окруженном высокими холмами и глухими лесами, расположился маленький поселок Пустынька. С воды он кажется довольно ухоженным и обжитым, хотя по реке - главной дороге в Пустыньку - до ближайшего населенного пункта около 30 км. Но сойдя на берег понимаешь всю обманчивость первого впечатления.

Сразу за рядом относительно благополучных прибрежных изб начинается заброшенная и заросшая территория Пустыньского психоневрологического интерната, закрытого совсем недавно - в конце 90-х годов 20-го века.



Пустыньский интернат, в отличие от часто встречаемых заведений такого типа, которые ещё совсем недавно любили селиться в полуразрушенных монастырях и производили на обывателей и путешественников тягостное впечатление, не был унылым и скорбным местом. Удаленность от большого жилья, потрясающей красоты природа, мерный шум порожистой реки, вероятно, могли, если не вылечить совсем, то успокоить и умиротворить больную душу.

Интернат был для Пустыньки "градообразующим" предприятием - большинство местных жителей работало именно в нем. Когда в силу ряда причин интернат закрыли, а больных перераспределили по окрестным заведениям, то местные также покинули Пустыньку и перебрались в ближайшие Североонежск и Плесецк. Дома свои хозяева используют теперь как дачи и возвращаются сюда лишь за грибами-ягодами, за охотой да рыбалкой, благо всяких даров природы в округе предостаточно.

С высокого холма кажется, что посёлок жив до сих пор. Спустившись вниз, легко убедиться в обратном... От вида интернатских построек – жилых корпусов, столовой, библиотеки, администрации, магазина, пожарной части – остается ощущение, что их покинули в очень короткое время, как бывает при эпидемии или каком-нибудь стихийном бедствии.

Рядом с котельной высится неизрасходованная гора угля. В библиотеке еще совсем недавно можно было "взять" почитать неплохие книжки, которые ровненько стояли на стеллажах. Медпункт по-прежнему населен множеством склянок с различными снадобьями. В жилых корпусах стоят железные кровати и валяются кое-какие вещи бывших жильцов. На складе лежит одежда, которую люди сдавали при поступлении в интернат, а также письма, поздравительные открытки и фотографии различных времен. Совсем не по себе становится, когда натыкаешься на медицинские карты, паспорта или свидетельства о смерти.

Сейчас все эти заброшенные строения постепенно ветшают – кое-где провалилась крыша, прогнил пол, ко многим домам летом не подойти из-за высокой травы и истлевших крылец и ступеней. Электричества в поселке давно уже нет, хотя столбы с оборванными проводами всё ещё напоминают о былой роскоши.

Ближайшие окрестности Пустыньки не менее удивительны. По Онеге в этих местах давно не ходит ничего значительнее моторной лодки, но по берегам еще встречаются останки крупного судоходства. Несколько старых якорей обрели свое последнее пристанище в прибрежных камнях. В лощине между холмами многозначительно темнеет ржавая баржа.

Но это всё не главные достопримечательности Пустыньки. На окраине поселка высоко над рекой стоит уникальная деревянная церковь. Когда-то здесь был деревянный Ямецкий монастырь.

Первое летописное упоминание Благовещенской Емецкой пустыни относится к 1592 году.

Антоний.jpg

Однако известно, что уже в начале 16-го века эти места посетил инок Пахомиевской Кенорецкой пустыни Антоний, подыскивавший место для своего будущего монастыря. Для братии Емецкой пустыни Антоний написал икону Благовещения (перевезенную впоследствии в Благовещенскую церковь села Турчасово и утраченную во время пожара вместе с ней уже в наши дни) и отправился на свои поиски далее.

Первое место для своего будущего монастыря он нашел, по легенде, у слияния Емцы и Шелексы, где-то в 25 км от нынешней Пустыньки на месте современного поселка Савинский. Но, не поладив с местными жителями, которые не без оснований боялись, что новый монастырь заберет их земли, он отправился дальше и основал дошедший до наших дней монастырь на Михайловском озере. Озеро это находится в нижнем течении маленькой речки Сии, по которой и монастырь, и его основатель получили прозвание Сийский. Среди возможных дат основания Емецкой пустыни в литературе упоминаются и первая половина 15-го и даже конец 14-го века. Что же явилось причиной возникновения обители в месте столь глухом и отдаленном? Ответ на этот вопрос подсказывает обычная географическая карта. Дело в том, что здесь, всего лишь в 4 километрах от реки Онеги, рождается маленькая речка Емца, текущая в перпендикулярном направлении и впадающая вовсе не в Онегу, а совсем наоборот - в Северную Двину! Товарищи Новгородцы, хоть и не владели современными картами, но со всей своей тягой к колонизации обладали исключительным чутьем на подобные перемычки. По некоторым данным Емецкий волок был разведан уже в 11-м веке! И обустройство в его начале укрепленного опорного пункта выглядит шагом очень разумным.

Следует сказать, что места эти были заселены с незапамятных времен. В результате археологических исследований здесь была обнаружена стоянка первобытного человека датируемая II-I тысячелетием до нашей эры. В I тысячелетии нашей эры места эти были заселены угро-финским племенем емь или ямь. Именно этому племени обязана своим названием река Емца, а ей, в свою очередь, и волок, и монастырь.

Вернемся к последнему. Судя по документам конца 16-го века, монастырь к этому моменту уже давно вел активную деятельность. Его стараниями были сделаны мосты и гати, за проезд по которым взимался дорожный сбор. В начале 17-го века пустынь владела землями и промыслами на четыре версты вверх по реке и на пять верст вниз по реке (до порога Большая голова). В Смутное время (1616 год) монастырю досталось от польско-литовских захватчиков - были убиты почти все монахи, а оставшиеся в живых влачили потом жалкое существование.

Расцвет Ямецкой пустыни связан с именем иеромонаха Павла, управлявшего обителью в 1718-1741 гг. Монастырь всегда был деревянным, старая церковь Благовещения к тому времени обветшала, и на ее месте в 1719 году была построена новая двухпрестольная церковь. Нижний (теплый) храм был посвящен Благовещению, а верхний (холодный) - Вознесению. Церковь - высокий четверик, с одним алтарем и достаточно редким для культового строения завершением основного объема - простой бочкой. Такая же бочка, только меньшего размера, завершает и пятистенную апсиду. К четверику примыкает большая трапезная. Известно, что подобные храмы стояли в Елгомской пустыни Каргопольского уезда и в деревне Филипповской на Почозере (этот храм сохранился до нынешних времен, потеряв, правда, саму бочку). Часовни с таким завершением стояли на Ольховском погосте и в деревне Нижний Макромус (Маркомус) в нескольких километрах от Пустыньки. На сегодняшний день Пустыньская церковь - единственная целиком сохранившаяся постройка такого типа.

После недолгого расцвета обители, оставившего нам Благовещенскую церковь, дела монастыря опять пошли не самым лучшим образом, и в середине 18-го века он был приписан сначала к более крупной Елгомской пустыни, а потом к Спасо-Каргопольскому монастырю и вскорости был упразднен и обращен в Ямецкий приход. Приходской Пустыньская церковь пробыла до конца 19-го века, а в 1896-97 гг. при ней была образована женская община, ставшая впоследствии монастырём, прожившим, опять же, не самую счастливую жизнь - его закрыли по понятным причинам в 1920 г. Последняя насельница монастыря, как говорят местные жители, похоронена на лесном кладбище (старое кладбище было, по традиции, у церкви, а новое вынесено за пределы поселка).

Некоторое время храм пустовал. В 60-х гг. 20-го века в поселке был устроен уже упомянутый психоневрологический интернат. Церковь была принята на баланс и использовалась как склад. Возможно, это спасло её от быстрого разрушения.

За время своей жизни здание подвергалось как минимум одной значительной переделке - в конце 19-го века была построена ныне существующая трапезная и крыльцо. Храм стоит на высоком подклете, и, чтобы попасть внутрь, надо подняться по лестнице, каждая ступень которой - толстенный брус примерно 20х20 см, хорошо отполированный ногами тех, кто жил здесь в течение последних ста лет. Внутри сохранился потолок-небо из 16 граней, выкрашенных в "небесно-голубой" цвет, а на промежуточных выбеленных тяблах нарисованы восьмиконечные звезды. Особого упоминания заслуживают двери - низкие, тяжелые, с кое-где сохранившимися старыми коваными замками. Раньше тесовая обшивка церкви периодически выкрашивалась в белый цвет, последний раз ее белили в 1980 г. Сейчас же это делать просто некому, краска осыпалась, и за последнее время стены приобрели удивительный серебристо-серый оттенок.

Совершенно великолепен вид из окна трапезной на закат над Онегой, сопровождаемый звуком клокочущей и бурлящей воды - ощущение полета, не сходя с места, гарантировано.

За Пустынькой, вниз по течению, начинаются самые большие онежские пороги. С ними связана особая веха в истории селения – Пустынька была последним относительно спокойным местом, где останавливались люди перед трудным участком пути. К сожалению, в 20-м веке, когда Онега стала использоваться для лесосплава, самые крупные преграды были взорваны и сейчас подвиг предков повторить в полной мере трудно. Лишь звучные имена порогов напоминают об их былом величии: Дикая пьяница, Медвежьи зубы, Медвежья голова, Косуха, Сундук с крышкой и, самый опасный, - Большая голова.

В завершение рассказа о Пустыньке остается упомянуть ещё одну небольшую постройку, которую можно сразу и не заметить, а через несколько лет она может совсем исчезнуть с лица земли. На берегу приютилась наполовину распиленная на дрова изба. Если внимательно посмотреть изнутри на оставшиеся стены и потолок, то становится ясно, что все обои, пейзажи на стенах, плафон - расписаны вручную. Здесь, в этом доме, жил художник Григорий Колодяжный, человек со сложной судьбой - просто так художники в столь отдалённых местах не появляются.

Так постепенно исчезает, зарастая высокой травой, ещё одно древнее северное поселение, хотя, кто знает - может, это место заживет еще какой-то новой жизнью. Но будет ли она лучше предыдущей...

Отсюда.

Фотографии автора статьи Ю. Ковыршиной:

1. Пустынька. Благовещенская церковь, 1719 г.
Благовещенская церковь, 1719 г..jpg

2. Пустынька. Читальный зал.
Читальный_зал.jpg

3. Пустынька. Стулья с "Секретом".
Стулья с Секретом.jpg

4, 5. Ворота в "Другой мир"
ворота в другой мир.jpg

ворота_в_другой_мир.jpg

6. Малые Суда России.
малые суда россии.jpg

7. Останки крупного судоходства.
останки крупного судоходства.jpg

8. Панорама Пустыньки.
панорама пустыньки.jpg

9. Пустынька. Вид из окна.
martin_int_3b.jpg

10.
martin_int_2b.jpg

11. Пустынька. Церковный замок.
останки крупного судоходства.jpg

12. Пустынька. Небеса деревянные.
небеса деревянные.jpg

13. Пустынька. Луч света в темной палате.
луч света в тёмной палате.jpg


Современные цветные фото (правда не мои) будут в одном из следующих постов.

Tags: 20-й век, 90-е, РПЦ и церковь, бедные и богатые, ностальгия, рабочие и крестьяне, турция и византия, храмы и монастыри, христианство
Subscribe

promo yarodom september 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment