mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Постсоветская высотная помпезность

Постсоветская архитектура глазами фотографа Франка Херфорта
Из книги Франка Херфорта «Imperial pomp»

Немецкий фотограф Франк Херфорт (Frank Herfort) четыре года путешествовал по бывшему СССР и снимал наиболее выдающиеся высотные постройки. Итогом многолетней работы стала книга о постсоветской архитектуре «Имперская помпа — Постсоветские высотные дома» (Imperial Pomp - Post Soviet high-rise). ©
~~~~~~~~~~~


Франк Херфорт:

— Первый снимок для проекта я сделал случайно. Была зима, −18°C, я ехал по шоссе, увидел дом и обалдел. Я не мог поверить своим глазам — такой он был большой и так внезапно расположен. Мне хотелось увидеть, как выглядит этот дом на фотографии: когда снимаешь, вещи всегда выглядят иначе. После пяти-шести случайных кадров я решил сделать проект. Я просканировал всю Москву, проехал по всем шоссе, изучал город по домам. В других городах было по-другому — снимал то, что видел.

В Москве небоскребы стоят не так, как в других городах мира — в Шанхае, Дубае, где они сосредоточены, например, в финансовом центре. В Москве есть Москва-Сити, но большинство небоскребов распределены по городу, словно цветы, которые внезапно выросли из-под земли. Дом просто стоит здесь — и все. Когда я показываю свои снимки москвичам, многие удивляются: они и представить себе не могли, что это находится в их городе. Мне кажется, в этих домах еще много советского — они тоже состоят из блоков, только золота и цвета стало больше
(ссылка).


1. Золотые башни Дома министерств в Астане, 1998 год. Башни получили в народе название «пивные банки»

Херфорт много путешествовал по территории бывшего СССР и заметил много схожего в конструкции экстравагантных помпезных зданий на всём постсоветском пространстве. Они резко отличаются от советской архитектуры и одним своим видом символизируют престиж и статусность.

Матиас Шепп (Шпигель):

— Продолжительный проект Франка Херфорта «Имперская помпа — Постсоветские высотные здания» наглядно демонстрирует постсоветскую архитектуру как видимое проявление мук рождения новых государств после распада СССР. Он путешествовал по России и бывшим советским республикам, таким как Казахстан. Херфорт добирался до самых границ страны, включая Благовещенск, на самолёте, поезде и на нежно любимой им машине «Волга», приобретённой в Москве. Некоторые небоскрёбы выглядят так, как будто их спустили на Землю боги, поместив их в сонные сюрреалистические пейзажи. Здания напоминают об огромных советских монументах. Они будят воспоминания о великом прошлом и рассказывают о нынешних амбициях превзойти былое величие.

Всего фотограф сделал примерно 300 фотографий высоток, несколько примеров которых можно увидеть в этой публикации. Полную коллекцию работ смотрите в книге Херфорта, вышедшей в свет осенью 2013 года.


2. ЖК «Алые паруса» на берегу Москвы-реки. 2008 год

Сергей Хачатуров (archi.ru):

Фотоальбом Франка Херфорта «Имперская помпа» увлекателен и своим визуальным рядом, и текстами, которые его обрамляют. Немецкий фотохудожник сфотографировал самые, по его мнению, причудливые башни Москвы, Уфы, Екатеринбурга, других городов России, а также столиц союзных республик, например, Астаны, Баку и Минска. По верному наблюдению директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной, его беспристрастный взгляд гиперреалиста увидел постсоветские небоскребы некими сюрреалистическими мутантами. Они будоражат воображение и амплитуда реакции на них очень широка. Негативные реакции сконцентрированы в статье Дмитрия Хмельницкого с говорящим названием «Архитектура несуществующего общества». Он говорит о некой имитационной сущности постсоветской архитектуры, которая пытается одновременно быть похожей на Запад и ностальгирует по большому тоталитарному стилю СССР. Психология же тех, кто заказывает архитектуру небоскребов в России 90-х — нулевых остается советской: примитивной и антисоциальной, — подчеркивает Хмельницкий. Оттого, надо думать, такой симулятивный результат. Более лояльное отношение к «пронзающим небо» домам бывшего СССР у Маттиаса Шеппа. Он считает героев снимков Херфорта чем-то вроде арки, соединяющей недавно ставшую свободной Россию и союзные республики с цивилизацией Запада, с его развитой технологией и успешным бизнесом.


3. Жилой комплекс «Гранд Парк» на Ходынском поле в Москве, введен в эксплуатацию в 2007 году. В народе дома прозвали «зажигалками».


4. Управление ГИБДД МВД по Республике Татарстан в Казани, 2005 год.


5. Жилой дом «Парус» в Москве, 2007 год.


6. «Дом на Мосфильмовской» в Москве, 2012 год


7. Сургутская школа изучения иностранных языков («Сургутский Биг-Бен»), 2004 год


8. Штаб-квартира компании «КазМунайГаз» в Астане, 2007 год


9. Отель Hilton в Баку, 2011 год


10. Деловой центр «Челябинск-Сити», 2008 год


11. Жилой комплекс «Дом у Комендантской площади» в Петербурге, 2010 год


12. Жилой комплекс «Северное сияние» в Астане, 2008 год


13. Центральный концертный зал «Казахстан» в Астане, 2010 год


14. Штаб-квартира компании «Газпром» в Москве, 1995 год


15. Министерство транспорта и коммуникаций в Астане, 2003 год


16. Жилой комплекс «Лазурный квартал» в Астане, строительство начато в 2006 году


17. Жилой комплекс «Имперский дом» в Москве, 2010 год


18. Жилой комплекс «Байконур» в Астане, 2010 год


19. Жилой комплекс «Воробьевы горы» в Москве, 2005 год


20. Жилой комплекс «Триумф Астаны», 2006 год


21. Бизнес-центр «Северная башня» в «Москва-Сити», 2008 год


22. Югорская шахматная Академия в Ханты-Мансийске, 2010 год


23. Жилой комплекс «Солнечная Арка» в Москве, 2009 год


24. Башня «Меркурий Сити» в «Москва-Сити», 2013 год. На настоящий момент самое высокое здание в России и в целом в Европе высотой 339 метров.


25. Офис партии «Нур Отан» в Астане, 2012 год.


26. Жилой комплекс в Нижнем Новгороде, 2011 год.


27. Жилой комплекс «Новая Александрия» в Сочи, 2010 год.


28. Жилой комплекс «Дирижабль» в Москве, 2012 год.


29. Жилой комплекс «Алые Паруса» в Москве, 2009 год.


30. Спортивный комплекс «Платинум Арена» в Хабаровске, 2003 год.


31. Многофункциональный комплекс «Легион III» в Москве, 2008 год.


32. Президентский дворец в Алма-Ате, 2004 год.


33. Монумент «Байтерек» в Астане, 2002 год.


34. Гостиница «Азия» в Благовещенске, 2012 год.


35. Торговый комплекс «Космос» в С.-Петербурге, 2011 год.


36. Жилой комплекс в Москве. 2010 год.


37. Бизнес-центр GazOil Plaza в Тюмени, 2011 год.


38. Железнодорожный вокзал в Самаре, 2011 год.


39. Жилой комплекс в Казани. 2011 год.


40. Жилой комплекс «Кунцево» в Москве, 2010 год.


41. «Дом-утюг» в Самаре, 2011 год.


42. Бизнес-центр «Линкор» в Москве, 2010 год.


43. Бизнес-центр «Павелецкая плаза» в Москве, 2011 год.


44. Торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр» в Астане, 2010 год.


45. Национальная библиотека Республики Беларусь в Минске, 2011 год.


46. Бизнес-центр «Саммит» в Екатеринбурге, 2011 год.


47. Жилой комплекс «Эдельвейс» в Москве, 2010 год.


48. Жилой комплекс «Северный парк» в Москве, 2011 год.

Дмитрий Хмельницкий (Берлин) Архитектура несуществующего общества
Предисловие к книге Херфорта. Опубликовано также в журнале Современная архитектура. 2013. № 5

Архитектура любой страны и эпохи выражает общественное устройство и общественные отношения этой страны и этой эпохи. Такова аксиома, с которой начинается любое изучение истории архитектуры. Она по-прежнему верна и актуальна. Причудливое, экзотически устроенное на внешний взгляд, общество, как правило, выражает себя в причудливой архитектуре. И наоборот — за причудливой на взгляд наблюдателя архитектурой почти неизменно скрываются необычные для него формы жизни и общественного устройства.

Коллекция фотографий Фрэнка Херфорта — наилучшее практическое подтверждение этого сугубо теоретического тезиса. Есть внешний наблюдатель и есть абсурдная с его точки зрения, по большей части ни на что привычное и естественное не похожая, архитектура. И есть странное общество, породившее эту архитектуру. Точнее, много обществ, возникших на месте распавшейся в начале 1990-х годов советской империи.

На фотографиях Фрэнка Херфорта показаны почти исключительно небоскребы — богатые жилые дома и штаб-квартиры крупных государственных и частных фирм. Все они построены за последнюю пару десятилетий в странах бывшего СССР. Многие из этих стран сегодня можно без особых натяжек считать в той или иной степени диктатурами (включая Россию — сомнений на этот счет вроде бы больше нет).

Диктатура — это не только режим, в котором отсутствуют (или не действуют) демократические законы и права. Это еще такое государственное устройство, в котором социальные программы сведены к минимуму, а правящий слой, как правило, выражает свое величие, иерархическое положение своих членов и их богатство визуальными средствами. Архитектура для этой цели подходит идеально. Особенно — архитектура небоскребов.

Жилища, офисы фирм и государственные учреждения превращаются в таких условиях в символы социального, финансового и политического успеха — и неизменно утрачивают при этом те качества, которыми должна обладать хорошая архитектура.

В этих условиях функциональное назначение здания теряет значение. Не задачи пространственной организации функции определяют форму здания, они вторичны и проектировщикам не интересны. Главная задача — произвести нужное впечатление внешним видом. А нужное впечатление — это ощущение мощи, величия, богатства и исключительности. И самого здания, и тех, кто им пользуется. Так было в СССР. В этом смысле, архитектура многих стран бывшего СССР полностью опирается на советские традиции.
***


49. Жилой комплекс «Континенталь» в Москве, 2011 год.

В 1920-е годы, в эпоху раннесоветской диктатуры и так называемого «советского авангарда», архитекторы тоже были лишены возможности работать над созданием естественной среды обитания человека, но многие об этом мечтали и надеялись на лучшее. В начале 1930-х годов даже этим надеждам был положен конец. Сталинская архитектура в принципе не решала главную задачу архитектуры — проблему организации среды обитания. По-крайней мере, среды обитания всего населения, а не узкого начальственного слоя. Да и представления об архитектурном качестве жилья и обслуживания высших начальников были достаточно примитивными. Они сводились к типовым, похожим одна на другую квартирам внутри здания и декору разной пышности (в зависимости от иерархического положения жильцов) снаружи. Сами здания, особенно на центральных улицах и площадях, представляли собой нечто вроде монументов, символизирующих важность и величие их жильцов (или сотрудников, если это были государственные учреждения).

Массовое жилье было исключено из сознания советских архитекторов сталинской эпохи. Барачные поселки без благоустройства, которые строились для рабочих, и городские кварталы советской знати существовали как бы в разных измерениях, никак друг с другом не взаимодействуя. Хотя часто соседствовали территориально или даже делили одно и то же пространство.

В более позднюю эпоху, когда в СССР, наконец, появилась массовая панельная застройка в качестве относительно комфортабельной среды обитания для всех, сталинские дома воспринимались населением как образцы высокой художественной культуры и идеального комфорта. Ничего другого советского население просто не знало.

Вместе с Советским Союзом исчезла государственная система архитектурной цензуры и единый советский стиль. Цензура приобрела региональные черты, а диапазон выбора образцов для подражания и элементов стилистики расширился до бесконечности. Но психология большинства людей, распоряжающихся средствами и выражающих себя в архитектуре, осталось прежней. За редким исключением — примитивной и асоциальной.
***


50. Отель «Ривьера» в Казани, 2011 год.

Великолепные фотографии Франка Херфорта показывают, как советские архитектурные традиции воплощаются сегодня в новых условиях. Показывают с такой беспощадностью, на которую способен только взгляд извне, остро фиксирующий то, что самим обитателям этого архитектурного мира может показаться обыденным, естественным и привычным.

Практически все здания, снятые Херфортом — небоскребы. Причем небоскребы отдельно стоящие на довольно свободной площади. При этом ни в одном случае не возникает ощущения того, что высотность вызвана необходимостью экономии застраиваемой территории, как это происходит в современных мегаполисах первого или третьего мира.

Наоборот, пустынность или малоэтажность окружения необходимы для правильного восприятия этой архитектуры, для осознания ее богатства, величия и исключительности.

Почти все небоскребы на фотографиях Херфорта кого-то или что-то изображают — колонны с гипертрофированными карнизами-капителями, триумфальные арки, ступенчатые или геометрические пирамиды, просто статуэтки с разнообразным декором, похожие на постаменты под несуществующие памятники. Иногда они стилизованы под нечто историческое и знакомое. Особенно узнаваемы клоны московских высоток и сталинских жилых домов 1940-50-х годов. Или американских небоскребов начала ХХ века. Там, где прямых исторических стилизаций нет, очевидны композиционные клише, напоминающие о советских традициях архитектурного величия — симметричность, ступенчатость, завершение шпилями или декорированными башенками-ротондами.

Стилизации под западную современную архитектуру — под то, что называется «хайтеком» — тоже выглядят неуловимо советскими. Формы здания в таких случаях не обусловлены ни внутренним пространственным решением, ни конструкцией. В полном соответствии с советской традицией они создают некий самоценный «образ», существующий сам по себе. И пытающийся воздействовать на зрителя тем же стандартным набором варварских советских ощущений.

Другой вариант — поиск композиций, не только не связанных с содержанием здания, но и сознательно ни на что виденное не похожих. Дом-колесо, дом-ворота, дом-рама, дом-цилиндр. Выдумка, «оригинальность», чаще всего абсурдная, становиться главной целью проектировщиков. Авторы воспринимают не только офисные здания, но и жилые дома, как статуэтки, лишенные собственной внутренней структуры. Художественная ценность зданий для их авторов определяется только композиционными и фасадными трюками.

Такие здания — как бы они не выглядели — тоже незримой пуповиной связаны со сталинской архитектурой, с теми же московскими высотками. Их ведь тоже строили только для того, чтобы поразить зрителя, подчинить и подавить его психику. Что при этом собой здания представляло — жилой дом, министерство, университет или гостиницу — было неважно.
***


51. Бизнес-центр Нордстар Тауэр (Nordstar Tower) в Москве. 2010 год.

Еще одно важное свойство этой архитектуры, подчеркнутое Франком Херфортом — ее асоциальность. Здания на фотографиях оторваны от земли, стараются по возможности ее не касаться. Площадь контакта с землей сведена к минимуму. Здания не связаны с окружающей средой и не пытаются эту среду создать. Наоборот, они противопоставляют себя окружению.

Жизнь, существующая у подножия небоскребов — это знакомая советская жизнь. Деревянные домишки, грязные улицы в ямах, железные гаражи — или пустынные казенные улицы и площади с убогим благоустройством. Сами небоскребы парят над этой средой, старясь не иметь с ней ничего общего. Они живут особой — «элитной» — жизнью.

Эта оторванность от земли характерна даже для жилых зданий, которые в нормальных условиях должны быть связаны с городской средой, быть ее частью. На западе квартиры первых этажей жилых домов, даже очень высоких, чаще всего имеют выходы на собственные участки, которые в свою очередь открываются в парки и общественные пространства. В постсоветском «элитном» жилье такое абсолютно невозможно. Оно изолирует себя от внешнего мира.

Вообще, представление о богатом жилище в постсоветском пространстве носит особый характер — это тоже видно по фотографиям. На западе, люди, которые имеют возможность купить дорогие квартиры, вкладывают деньги в богатое и разнообразное пространство, свет, зелень, воздух. Комфортабельное жилье немыслимо без балконов, террас, зимних садов...

Покупатели дорогих квартир в бывшем СССР унаследовали от сталинских времен представление о роскошном жилье. Они вкладывают деньги в визуальную роскошь — дорогие отделочные материалы, величественный вид, помпезность.

Первое, что бросается в глазах на фотографиях дорогого постсоветского жилья — почти полное отсутствие балконов, немыслимое на Западе. Второе, — что легко угадывается по внешнему виду — банальность и неинтересность планировочных решений квартир. И третье — вызывающая роскошь внешнего декора. По существу, проектирование квартирного пространства утратило в постсоветское время самостоятельную ценность. В ходу стандартный набор типовых советских решений. А отрицательный опыт современной архитектуры в советском варианте вызывает отторжение любой недекорированной архитектуры.

Очень часто современные «элитные» квартиры в России продают в виде голого пятна на плане дома, пустого пространства с окнами и готовыми коммуникациями. Предполагается, что после сдачи дома придет некий «дизайнер», который нарисует квартиру так, как нравится клиенту. Такой метод проектирования приводит к катастрофическому падению качества архитектуры, которое ее владельцами совершенно не осознается. Он говорит об отсутствии культурного опыта и опыта жизни в комфортных и цивилизованных условиях.
***


52. Жилой комплекс «Дом в Сокольниках» в Москве. 2010 год.

Естественно, короткий текст не в состоянии охватить все, что увидел и показал Франк Херфорт. Но редкие исключения только подчеркивают общую абсурдность и противоестественность мира постсоветских небоскребов. Этот мир призрачный. Почти каждое здание пытается воплотить свою мечту о будущем, по большей части нелепую, никак не связанную с другими, но как бы абсолютно оригинальную, возникающую с нуля и на пустом месте. У этого мира есть врожденные предрассудки, но нет культурных корней. Нет общих правил поведения и общих представлений о нормальной устойчивой жизни.

Это мир, который пытается притвориться цивилизацией, но еще не знает что это такое.
© Tehne.com, апрель 2014
Tags: архитектура и дизайн, бывший ссср, города и сёла, жильё и недвижимость, идеология и власть, иностранцы, интересно, книги и библиотеки, критика, культура, мастер, мода, мужчины, музеи и выставки, нравы и мораль, общество и население, памятники и достопримечательности, путешествия и туризм, современность, строительство, фото и картинки, экономфинбиз
Subscribe

promo yarodom september 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments