«Считали, что все по плечу»
Корреспондент «Русской планеты» поговорил с жителями Мичуринска, которые занимались бизнесом в 90-е годы, о том, как все начиналось
С 1989 года в Мичуринске стали проходить аукционы по сдаче в аренду, а затем и по продаже муниципальных помещений, киосков для организации частных предприятий торговли. Вскоре улицы и площади города заполнили палатки и ларьки с универсальным ассортиментом из конфет «Марс», «Сникерс», «Баунти», растворимого кофе, сигарет, польских ликеров, коньяка «Наполеон» и спирта «Ройял». ©
~~~~~~~~~~~
Жители Мичуринска, которые занимались бизнесом в 1990-е годы, рассказали РП о нелегальном оружии, нарушении авторских прав, аукционах и частной инициативе.
Директор ООО «Максима» Сергей Кораблин:
– Самая первая частная палатка в Мичуринске появилась в 1989 году. Она была расположена прямо напротив администрации города. Моя была по счету лишь третьей. К этому времени я уже уволился из администрации города, где возглавлял отдел по международным связям. Изначально эта торговая точка находилась в собственности у магазина «Игрушки», и мне, используя свои старые связи, удалось взять ее в аренду. Вскоре здесь стали продаваться продукты. Был, как известно, дефицит продуктов питания. Конечно, население не было избаловано заморскими деликатесами, поэтому «Сникерсы» и «Марсы» шли нарасхват как горячие пирожки. За ними выстраивались реальные очереди, товар продавался упаковками. Неплохо шли сигареты и спиртные напитки. Примечателен такой факт: все первые палатки в Мичуринске работали круглосуточно. А где работа идет круглые сутки, там по ночам повышалась криминальная активность. Бывало всякое: били окна, напрашивались на разборки. Однажды моему знакомому в открытое окно палатки ночью влетел пиротехнический пакет. От прогремевшего взрыва продавец на время оглох. Что сегодня об этом можно сказать — это был криминал или хулиганство?
О случавшихся в городе громких «разборках» знали практически все, но предпочитали обсуждать произошедшее на пониженных тонах, чуть ли не шепотом. Долго была на слуху криминальная разборка у «Варваринского моста», когда был застрелен местный авторитет по кличке Рогач. Спустя некоторое время у одного предпринимателя милиция обнаружила и изъяла армейский гранатомет. Видно, как-то в компании он решил похвастаться крутым стволом, а кто-то из дружков сообщил об этом в органы. Словом, получил парень конкретный срок. Зачем он, чудак, его купил, до сих пор не понимаю.
Спустя некоторое время мне удалось существенно расширить свой торговый бизнес. Той прежней палатки больше нет. На ее месте вначале появился павильон с торговым залом площадью около шести метров, а потом и современный продуктовый магазин. Примерно то же можно сказать и о ситуации в целом. Те из моих ровесников, кто успели раскрутиться, построили со временем на законных основаниях приличные торговые точки. Те же, кто этого сделать не смог, вскоре либо перепродали свое дело, либо разорились, а их палатки были снесены по решению суда как самострои.
Можно ли назвать меня успешным? Я всегда старался жить по принципу: «заработал рубль, половину оставь, а половину вложи в дело». Иногда было пусто, иногда — густо, но в целом на жизнь хватало.
Индивидуальный предприниматель Андрей Ледовской:
– После школы я окончил Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище. Несколько лет прослужил в рядах российской армии. И вдруг, как снег на голову, сокращение. Несколько раз я пытался поступить на службу в милицию, однако из-за отсутствия юридического образования эта затея окончилась ничем. Я был в отчаянии. Тогда друзья уговорили меня заняться предпринимательской деятельностью. Решили организовать торговлю магнитофонными кассетами. Затем, с развитием видеорынка, к ним добавились и видеокассеты, потом бытовая техника, а далее компакт-диски и прочие электронные носители информации. Словом, рынок сам сформировал нашу мультимедийную сферу деятельности.
Первые годы я мотался в Москву на «Горбушку» по два раза в неделю. В год на машине наматывал по 100 тысяч километров. Кассетами, «болванками», футлярами забивал свою старенькую «шестерку» под завязку. Вскоре пришлось покупать прицеп. Но и его хватило ненадолго. От сильной загруженности товаром амортизаторы проседали почти да земли. И вот однажды зимой в Москве при очередной такой погрузке от сильного ветра с крыши высотки сорвало сосульки, которые словно пулеметной очередью прошили лобовое стекло. К счастью, поблизости оказалась автомастерская, где мне это злополучное стекло быстро поменяли. Световой день в Москве зимой короткий. Начинает смеркаться уже около 16 часов. Я сел в автомобиль и только тогда с ужасом обнаружил, что лобовое стекло мне поставили тонированное. Через него и днем-то толком ничего не видно, а тут ехать в ночь. Но ведь доехал!
Чтобы снизить затраты, сами перезаписывали кассеты и диски, разбрасывали товар по Тамбовской и соседним областям. В то время мы даже не подозревали о существовании авторских прав. Это сегодня за подобное нарушение могут завести уголовное дело, а тогда законодательство было по отношению к предпринимателям куда лояльнее.
Во многом благодаря нам в Мичуринске сложился свой рынок аудио- и видео продукции. После нас многие тамбовские продавцы пытались открыть в городе аналогичный бизнес. Среди наших клиентов были даже меломаны, которые держали придорожные кафе вдоль федеральной автотрассы М-6 «Каспий». Однако этот бизнес оказался конечным. С развитием интернета он фактически сошел на нет, ведь сегодня из глобальной сети можно бесплатно скачать практически любой ролик или фильм. Законно это или нет — другой вопрос. Так что сегодня свое дело приходится выстраивать практически заново. Занимаюсь в основном сдачей торговых площадей в аренду. Предприниматели ведь на то и предприниматели, чтобы постоянно что-то придумывать.
Ну а что до «разборок», конечно, бывало всякое. Однажды, угрожая ножом, два явно залетных парня заставили продавца отдать всю дневную выручку. Прыгнув в машину, они тут же скрылись. Как вскоре выяснилось, в тот день они накрыли не один магазин. Их вскоре нашли по горячим следам. Ребята действительно оказались гастролерами из Армении. В основном проблемы возникали у тех, кто брал деньги в долг, кто занимал и не отдавал, кто постоянно лез на рожон. Мы же старались тихо договариваться.
Можно ли считать, что жизнь удалась? Решайте сами: передо мной больше не стоят квартирные проблемы, с супругой мы вырастили и дали высшее образование двум детям. У нас есть некая уверенность в завтрашнем дне. Многие мои ровесники сегодня уходят из бизнеса, предпочитают поступать на работу в бюджетные учреждения, где, по их мнению, гораздо спокойнее. Я в нем остаюсь, поскольку не вижу альтернативы. Ушедшие 90-е я вспоминаю с легкой грустью, ведь мы были тогда значительно моложе и считали, что нам все по плечу.
Генеральный директор ООО «Радуга» Сергей Ершов:
– В конце 80-х годов прошлого века я работал в мичуринском производственном объединении «Мотордеталь». Главной продукцией этого известного на весь Советский Союз предприятия были автомобильные и мотоциклетные поршневые кольца, которые всегда пользовались спросом. А спрос, как известно, рождает предложение. В это же время в стране начало разворачиваться кооперативное движение, власть разрешила частную инициативу, поэтому я, как и многие мои знакомые, уволился с предприятия и стал заниматься реализацией этих самых колец. Однако в ту пору частная продажа отдельных видов товаров была под запретом. К ним относились и поршневые кольца, которые поставлялись министерству обороны и считались стратегическим ресурсом. А поскольку к тому времени я официально нигде не работал, меня могли попросту привлечь за тунеядство. Пришлось открыть видеосалон в доме культуры села Заворонежское. Он стал моим официальным местом работы. Через некоторое время аналогичные видеосалоны появились у меня еще в нескольких селах Мичуринского района. Так продолжалось около двух лет.
В начале 90-х в Мичуринске появилось огромное число торговых палаток. Строились они без проектов — кто во что горазд. Не стал исключением и я. Мои палатки, торгующие универсальным на тот период ассортиментом, появились вскоре на Привокзальной площади и у здания городского суда. Я не стоял на месте. В 1990 году мне довелось победить в городском аукционе и получить право выкупа первого частного павильона. Вскоре в нем разместился магазин автозапчастей. Через год на другом аукционе я приобрел еще одну торговую точку, где поместил магазин продуктов. Со временем у меня появилась база строительных и отделочных материалов «Радуга», мясокомбинат в Никифоровском районе, небольшая арендная зона.
Сейчас бизнесом в Мичуринске занимается мой сын Михаил, а я целиком сконцентрировался на ведении дел в Никифоровке, где недавно открылась еще одна база строительных материалов.
Что касается криминала, на мой взгляд, эта тема в основном затронула крупные города. В таких небольших населенных пунктах, как Мичуринск, местные авторитеты, конечно же, предлагали свое покровительство. Но через некоторое время они бесследно исчезли.
А свою первую палатку я не продал и не сдал в металлолом, а оставил на память о тех непростых, но интересных временах.
Михаил Белых
«Русская планета», Тамбов, 24 июля 2014
«Русская планета», Тамбов, 24 июля 2014
Community Info