?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Свято-Вознесенский кафедральный собор. Муром.
Крест святого Георгия
serg_slavorum wrote in yarodom
Продолжаю выкладывать у себя в ЖЖ фотографии достопримечательностей, сделанные по время турпоездки по Золотому Кольцу в июне этого года. Снова Муром.

104.JPG

Свято-Вознесенский кафедральный собор.

Немного о храме.

Находится на пересечении современных улиц Московской и Л.Толстого. Построена в 1729 году комиссаром Осипом Названовым, бургомистром Василием Смольяниновым и подьячим Алексеем Герасимовым. Пятиглавая, трехапсидная с шатровой колокольней. Закрыта во второй половине 1920-х годов. В марте 1929 года снесли церковные главы. 7 ноября в помещении закрытой церкви открыли школу 2-й ступени имени 12-й годовщины революции. Освящена 31 декабря 1999 года. В 2000-2001 годах восстановлена колокольня.



Из архивных материалов по истории храма.

Первое документальное свидетельство о Вознесенской церкви относится к XVI веку; в сотной выписи на Муромский посад (1574 год) в числе городских церквей упоминается и церковь в честь Вознесения Господня. Более подробные сведения об этой церкви находятся в описи города Мурома, составленной в 1637 году. Бартеневым.

"Да в Вознесенской улице церковь Вознесения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа древяна на клетцы с приделами Варлаама Хутынского чудотворца, другой придел Василия Блаженного московского чудотворца. А в церкви Божией милосердия образ местный Вознесения Господа Иисуса Христа на золотев киоте, венцы серебреные золочены, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии напразелени. А в приделе образ местный Варлаама Хутынского на золоте. Да в другом приделе образ местный Василия Блаженного на золоте. А пред местными образами две свечи поставных с красками. Двери Царские и сень и столбцы на золоте. Да в тябле деисус и девять образов все писаны на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный напразелени. Крест воздвизальный обложен серебром басменым позолоченым. Сосуды церковные оловянные.

Другая теплая церковь Вход во Иерусалим древяна ж, на клетцки. А в ней Божией милосердия образ местный Вход во Иерусалим на золоте, да образ Пречистой Богородицы Одигитрии на празелени. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Сосуды церковные древяны. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени. Да в церкви книг: Евангелие печатное, евангелисты серебреные басменые; Апостол; две Триоди; два Охтая; Служебник; Минея; Псалтырь все печатные; Минея да Трефолой, да Служебник письменные. Да на колокольнице два колокола. И все церковное строение мирское, приходных людей. А земли под теми церквами и что около церквей кладбища в длину 24 сажени без получети, поперек 22 сажени. Да на церковной же земле двор попа Нефедия, да кельи бобыльские: келья нищей старицы Аниски бродит по миру, келья Илюшки Михайлова с детьми Гришкою да с Данилкой. И всего на церковной земле две кельи бобыльские, кормятся работою своею, люди бродящие. А оброку они платят попу Нефедью на год с кельи по две гривны, итого 13 алтын, 2 денги. А земли под тем двором и под бобыльскими кельями в длину 15 сажен, поперек в узком месте от Большой улицы от Потешкиной земли Чурилова до вымла 14 сажен без трети, а в широком месте поперек 18 сажен"


Что касается прихода при Вознесенской церкви, то об этом имеются сведения в окладных книгах Рязанской епархии за 1776 год, где сказано, что при Вознесенской церкви поп Феодор, в приходе 36 дворов посадских и 1 стрелецкий.

В 1729 году "тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова" вместо деревянной Вознесенской церкви был построен каменный храм в тож наименование. В след за этим и вместо другого деревянного Входоиерусалимского храма к каменному был пристроен с южной стороны каменный придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Но устроенный придел, нужно думать, был холодный, а деревянная теплая церковь пришла уже в ветхость, поэтому в 1771 году устроена была другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

В 1809 году Входоиерусалимский придел был распространен и с того времени до 1892 г. наружный вид храма остался без изменений. В 1892 году к этому приделу сделана была пристройка с северной стороны, в котором устроен новый престол.

Таким образом, в настоящее время в храме три престола: главный в честь Вознесения Господня, в приделах теплых в честь Входа Господня во Иерусалим и преподобного Сергия Радонежского. Архитектура холодного храма сохранилась доселе без изменений. Храм пятиглавый, алтарь с тремя полукруглыми выступами, окна с теремками, вообще так называемого ярославского типа церковных построек, который замечается в большей части Муромских церквей. Колокольня с шатровым верхом построена одновременно с холодной церковью.

Внутренние украшения обновлялись неоднократно и сохранилось только несколько икон старинного письма. Что касается украшений на иконах, то они по большей части весьма ценные: ризы серебряные, украшены драгоценными камнями и жемчугом. Эти украшения приклад позднейшего времени. На иконах Божией Матери "Успение" и "Живоносный источник" подвешены небольшие серебряные кресты с частицами св. мощей. Утварь и ризница церковная также весьма богаты.

В церковном архиве сохраняются: 1) грамота на построение каменного храма, данная Рязанским епископом Гавриилом в 1728 и 1729 годах, 2) грамота на освящение Владимирской деревянной церкви, данная Владимирским епископом Иеронимом в 1771 году.

Отсюда.

Ещё фото:

1.
107.JPG

2.
108.JPG

3.
109.JPG

4.
110.JPG

Рядом с Вознесенским храмом находится крест, установленный в честь местночтимого святого - протоиерея Гавриила Ястребова. Сама могила подвижника благочестия находится внутри собора.

5.
111.JPG

6.
113.JPG


promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…