mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Где имя наше отзовется, или Век 19-й веку 21-му

Византийское возрождение
В Мордовии возведут уникальный храм по чертежам известного архитектора XIX века Михаила Коринфского, принимавшего участие в строительстве знаменитого Казанского собора в Санкт-Петербурге

В Мордовии начнется уникальное строительство! В ромодановском селе Салма возведут храм Казанской иконы Божией Матери, который спроектировал почти 170 лет назад известный в Поволжье архитектор Михаил Коринфский. Для этого будут использованы чудом уцелевшие чертежи. ©
~~~~~~~~~~~


Коринфский. Византийский стиль

В свое время предложение зодчего не нашло отклика и было незаслуженно забыто. Но теперь благодаря счастливому стечению обстоятельств и помощи жертвователей может обрести новую жизнь. Подробности — в материале Ольги Платоновой.

Проекты

В XIX веке после победы над Наполеоном в России стали строиться храмы в честь этого события. У помещика Лаврентия Безобразова, чье имение находилось в селе Салма, для этого тоже имелись основания. В 1812 году он командовал конным полком пензенского ополчения и участвовал в заграничных походах Русской армии 1813 года. За отличие в сражении под Лейпцигом, которое называют Битвой народов, был награжден орденом св. Владимира третьей степени, а чуть позже произведен в генерал-майоры. Домой офицер вернулся в начале 1814 года и через некоторое время заказал проект каменного храма у арзамасского архитектора Михаила Коринфского, который тогда только начинал свою карьеру. Строительство церкви с колокольней завершилось в 1821 году при финансовой поддержке еще одного салминского помещика Нечаева. Главный престол был освящен во имя образа Спаса Нерукотворного, а приделы — во имя Архистратига Михаила и св. Андрея Стратилата. Согласно архивным документам, церковь имела внушительные размеры и «богатую ризницу». Но у нее был существенный недостаток — отсутствие отопления, поэтому Безобразов задумался о строительстве теплого храма. «В 1830-х годах помещик снова обратился к Коринфскому с просьбой составить проект небольшой деревянной зимней церкви, — рассказывает доцент кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства МГУ им. Огарева Сергей Бахмустов. — Зодчий представил два варианта — в греческом и византийском стиле. Безобразов отправился с ними к епископу Пензенскому Амвросию (Мореву). Тому проекты не понравились. Трудно сказать, почему. Возможно, дело в том, что мода на классицизм проходила… Епископ посоветовал Лаврентию Афанасьевичу обратиться к епархиальному архитектору. В 1842 году был разработан новый проект, который с эстетической точки зрения не представлял особого интереса, являлся типовым. Безобразов был вынужден с ним согласиться… Деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери освятили в 1848 году».

Коринфский

Искусствовед прошлого века Петр Дульский назвал Михаила Варенцова, более известного под псевдонимом Коринфский, «личностью очень интересной и довольно рельефной в истории провинциального строительства». Зодчий происходил из семьи арзамасских мещан. Первоначальное художественное образование получил в мастерской живописца Александра Ступина, где работал резчиком.


Михаил Коринфский оставит-таки след на мордовской земле

«В нашей республике есть исследователи, которые утверждают, что Коринфский является представителем мордовской национальности, — говорит Бахмустов. — Считаю, что это мнение не имеет под собой никаких оснований…» Коринфский многого добился своим трудом и самообразованием. «Чувствуя в себе врожденную наклонность к архитектуре, я первоначально занимался сам собою и, бывая случайно в Первопрестольной столице, не опускал без внимания изящных произведений оной, — писал зодчий в автобиографии. — Мало-помалу усовершенствуясь по сей части, я производил уже практические строения в городе Арзамасе и уезде оного…»

В 1809 году живописец Ступин представил работы своего ученика совету Академии художеств в Санкт-Петербурге. Проект молодого автора приходской церкви для Арзамаса сочли «весьма изрядно сделанным» и позволили ему посещать занятия «для усовершенствования себя по части художеств». Профессор Андрей Воронихин даже поселил студента в собственной квартире и сделал своим помощником на строительстве Казанского собора — главного дела своей жизни, реализация которого началась еще в 1801 году. С этого времени мещанин Варенцов стал называть себя Коринфский. Существует мнение, что псевдоним произошел от названия одного из трех основных архитектурных стилей оформления колонн, сложившихся еще в античности. Арзамасский зодчий нередко использовал его в своих проектах…

Занятия в академических классах и работа на строительных площадках Санкт-Петербурга, где Воронихин поручал Коринфскому весьма ответственные участки, не прошли даром. Через четыре месяца учебы студент получил серебряную медаль за архитектурные композиции, а через год вторую награду за рисунки с натуры. «Я был Академией художеств экзаменован и признан оною в познаниях близким с воспитанниками, девять лет уже в оной образовавшимися», — писал Коринфский. В декабре 1811 года он покинул академию из-за «затруднения содержать себя» в Санкт-Петербурге. На родину вернулся с аттестатом на звание художника 14-го класса. Первой его работой в Арзамасе стала перестройка школы Ступина. Затем проектировал жилые дома и храмы, в том числе в селе Салма. Его церковь в нижегородском Павлове долгое время считалась лучшей в губернии. Земляки, признавшие талант Коринфского, доверили ему проектировать храм памяти арзамасцев, погибших в Отечественной войне. План был выполнен под руководством профессора Андрея Воронихина. Воскресенский собор был заложен в 1814 году и освящен спустя 28 лет. Грандиозное сооружение почти без изменений сохранилось до настоящего времени. В 1823 году Коринфский принял предложение занять место архитектора Симбирского дворянского собрания. Первой его работой на новом месте стала перестройка Дома трудолюбия. За нее он получил монарший подарок — золотую табакерку, украшенную эмалью. К лучшим произведениям зодчего в Симбирске относится Троицкий собор, построенный в память о победе в Отечественной войне. Храм заложил лично император Александр I в сентябре 1824 года. За этот проект Академия художеств произвела Коринфского в «названные академики». С этого времени архитектор получил всеобщее признание. К сожалению, собор до наших времен не сохранился. В 1936 году его снесли…

Осенью 1832 года известный зодчий получил назначение в Казанский университет, где сразу приступил к составлению ряда планов и проектов. Результатом этой деятельности стали здания анатомического театра, библиотеки, химической и физической лабораторий, обсерватории и оранжереи. С 1837-го Коринфский преподавал архитектуру на физико-математическом факультете. Несчастливый для Казани 1842 год, когда в городе случился сильный пожар, стал концом бурной деятельности зодчего. С тех пор он уже почти ничего не строил, а лишь восстанавливал поврежденные здания. Последние годы жизни провел прикованным к постели. Умер Михаил Коринфский 10 (23) июля 1851 года. На могиле сегодня стоит скромный памятник, выполненный по эскизам самого архитектора.

Новая жизнь

Единственное произведение Михаила Коринфского на территории Мордовии — каменную Спасскую церковь в Салме — снесли в 1929 году. Не сохранилось ни фотографий, ни рисунков храма. Труды помещика Безобразова и талантливого архитектора канули бы в Лету, но воскресить память о них помог удивительный случай.


Воскресенский собор, построенный по проекту Михаила Коринфского, — жемчужина Арзамаса

«Однажды я увидел у знакомого любителя старины проекты церкви и удивился, — рассказывает краевед Сергей Бахмустов. — Это же работа самого Коринфского с подписью автора! Долго упрашивал, чтобы позволил сделать копии. И не зря! Осенью прошлого года за исторической справкой о храме в Салме ко мне обратился секретарь Саранской епархии о. Виктор Хохлов. Оказалось, его родители являются выходцами из этого села, и поэтому он хочет восстановить местную святыню. Проекты Коринфского его очень заинтересовали. По согласованию с митрополитом Зиновием решено начать строительство по чертежам 1838 года в византийском стиле».

«Реконструкция старой деревянной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери, выполненной по епархиальному проекту, оказалась невозможна, — говорит о. Виктор. — Здание практически разрушилось, нижние венцы сгнили, фундамент раскрошился. В советские годы там находился дом культуры. Единственное, что оставалось годным, — половые доски, да и те растащили местные жители. Чтобы совершить первую службу, пришлось частично сделать новый пол. Это было в засушливом 2010 году. Тогда я прочел молебен о даровании дождя, после которого состоялся крестный ход до источника Казанской иконы Божией Матери, который находится в трехстах метрах. И чудо свершилось! Едва я отъехал от села, как сгустились темные тучи. Дождь хлынул с неимоверной силой. Даже автомобильные дворники не справлялись. После этого немногочисленные жители Салмы как-то душевно потеплели. Люди увидели, что Господь рядом».

В течение трех лет протоиерей Виктор Хохлов регулярно навещал родное село, проводил миссионерские беседы и службы в полуразрушенном ДК. Работы по возведению нового храма начались прошлой осенью благодаря участию митрополита Зиновия. Стены старой церкви разобрали, были закуплены песок, щебень и блоки для фундамента. Весной в селе развернется масштабное строительство. Площадь церкви составит около 180 квадратных метров.

«Для Салмы это многовато, — признает о. Виктор. — Но не хочется отступать от проекта Коринфского. Сегодня в селе небольшое население, но последние годы там все чаще покупают дома городские жители. Ведь от Саранска недалеко (около 20 км — «С»), да и земля плодородная… Сложно сказать, сколько продлится строительство. Возведение храма — дело непростое и дорогостоящее, а желающих помочь финансово пока нет. Все имеющиеся средства уже потрачены на фундамент. Будем рады, если кто-то откликнется и пожертвует на возрождение святыни».

© «Столица С», 10 февраля 2015
Tags: 18-19-ее века, архивы_источники_документы, архитектура и дизайн, биографии и личности, возрождение, города и сёла, интересно, культура, мастер, мордовия, мужчины, музеи и выставки, наследие, нонсенс, нравы и мораль, общество и население, памятники и достопримечательности, поволжье, православие, регионы, ретро и старина, российская империя, россия, современность, храмы и монастыри, христианство
Subscribe
promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments