mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Русская обрядовая песня

Ещё по теме русской народной музыки

Смешно и чудно на Руси было не уметь петь
Интервью

19 октября 2013 года в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского состоялся концерт русских обрядовых песнопений в исполнении участников Фольклорного ансамбля консерватории. ©




Фольклорный ансамбль МГК им. П.И. Чайковского

Зрители услышали старинные хороводные песни Рязанской области, где сохранился обряд поклонения березе на Троицу, протяжные, свадебные, солдатские песни Рязанской и Калужской областей. Артисты водили хороводы и даже играли на стволовых дудках - женском музыкальном инструменте, который бытовал в Брянской и Калужской областях.

Руководитель коллектива профессор МГК Наталья Николаевна Гилярова рассказала корреспонденту портала «Россия для всех», что значила песня для наших предков.

- Наталья Николаевна, после вашего выступления создается впечатление, что на Руси пели все...

- Это абсолютно верное впечатление. Когда я ездила в свои первые экспедиции, то всегда удивлялась - неужели все могли петь? И действительно, да, все пели.

Фольклорный ансамбль МГК. «Не было ветру»

- Вне зависимости от музыкальных данных, таланта?

- Понимаете, можно долго обсуждать, что такое талант. Есть традиция, есть некие художественно-эстетические каноны. Дело в том, что смешно и чудно в старину было ничего не уметь делать: тогда, простите, и девку бы замуж не взяли, если она ни ткать, ни прясть, ни петь, ни плясать не умела!

- Дети тоже пели?

- Дети были первыми слушателями, они слушали песни постоянно, еще находясь в утробе матери, потому что на Руси пели всегда. Даже в Великий пост, то есть в период запрета на развлечения, мать могла за прядением петь духовные стихи, веснянки (которые песнями не считались), и дети слушали. Я вам скажу, что дети были самыми внимательными наблюдателями свадеб, например...

Потом, у них были свои ватаги, игры, во время которых они обязательно припевали. Детей водили в храм, где они тоже слышали пение и приобщались к нему. В церковно-приходских школах были уроки, на которых малыши пели, разучивали песни, - без детей ничего не происходило.

- Следует ли обрядовые песни отделять от народных, заключать их в особую группу?

- Это народные песни, связанные с определенными действиями, законами, мифологическими представлениями. Календарный обряд связан с календарными датами, свадебный обряд - с переходом девушки в состояние замужней женщины. Дело в том, что элементы многих обрядов со временем трансформировались, становясь элементом развлечений. Возьмем, к примеру, дудки, на которых мы сегодня сыграли. Бабушки рассказывали, что раньше с этими дудками женщины обходили поле перед засеванием озимых. А что такое обойти поле, играя на дудках? Это же явное обращение к высшим силам! Это потом уже начали под них плясать, петь частушки. Традиция игры на стволовых дудках, безусловно, имеет сакральные, обрядовые корни. Или обряд кумления (посестримства) на Троицу - потом он перешел в форму развлечений девочек-подростков. Эта традиция тоже имеет свое сакральное прошлое.

- Вы записывали песни не так давно - в 1970-1980 годах. Получается, народные русские песни не умерли в советский период?

- Эти песни умирают с деревней: опустели деревни - умирает песня. А гонения на народную песню были не только в советское время. В XVII веке существовали запреты на исполнение коляды, авсеня - церковь считала их проявлением язычества. Уже в конце XIX века, этнографы, фольклористы и музыканты били тревогу, отмечая, что традиционную народную песню вытесняет песня фабрично-заводская, городской мещанский романс. Тем не менее песня продолжала жить, оставаясь любимой в народе. В ХХ веке мы пережили много потерь - Первая мировая война, две революции, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война. Мало того, что сократилась доля мужского населения нашей страны, в целом население стало более мобильным - люди покидали деревни и селились в городах. А если человек отрывается от своих корней, ему очень сложно сохранить свои традиции!

- Добавлялось ли в тексты что-то новое, «советское»?

- Иногда да. Читаем текст одной из свадебных песен, где «Свекру угодить - постель постелить. Свекрови угодить - на речку сходить, а деверю угодить - у клуб проводить». Вот вам, пожалуйста, неологизмы - не думаю, что в дореволюционное время в деревнях были клубы...

- Случалось ли так, что люди, переезжая из деревень в города, сохраняли свои традиции?

- Да, если в семье приезжего была крепкая традиция. Я спрашивала таких людей, как им удалось сохранить свои традиции? Они отвечали, что уже будучи в городе, собирались всей семьей за столом, пели свои песни...

- Нужна ли народная песня современным россиянам?

- Сейчас есть заинтересованная молодежь. Но интерес есть, а знаний нет. Начинаешь заниматься с детьми, подростками - для них русская песня является настоящим открытием, причем не только для них, но и для их родителей. Люди естественным образом заряжаются положительной энергией от песни, отдыхают. Я бы сказала, что интерес к народной песне у современных россиян - это естественная потребность знать, кто мы есть в общечеловеческом плане.

- Вы выступаете за сохранение народной песни в ее первоначальном варианте или допускаете ее издание в современной обработке, чтобы сделать ее более популярной у современного слушателя?

- Трудно сказать. В 1930-е годы русскую песню обрабатывали для народных хоров, это считалось идеологически более верным. Тогдашних исполнителей выстраивали, что называется, под одну гребенку: они были одного роста, в одинаковых костюмах с блестками и пели одинаковыми голосами.

Обряд «Кострома» (Брянщина)
Ансамбль «Театр народной музыки» имени Дмитрия Покровского


В свое время был спор, как надо исполнять народную песню - как это делает ансамбль Дмитрия Покровского или так, как поет народных хор Гнесинского института. На мой взгляд, всё имеет право на существование и всё имеет свою публику. Не надо устанавливать какие-то рамки - люди сами найдут то, что им по вкусу.

© Россия для всех», 21 октября 2013
Tags: видео, интервью и репортаж, культура, менталитет, музыка и песни, народы, нравы и мораль, русские и славяне, современность, традиции, фольклор
Subscribe
promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 7
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments