?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Художники Мордовии. Анатолий Мисюра
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё о живописи Мордовии и Поволжья

Духовная жажда Анатолия Мисюры
Спецпроект «Столицы С»: Март-галерея Сергея Суворова

В «Столице С» стартует спецпроект «Март-галерея Сергея Суворова». Популярный в Саранске художник представляет на суд публики материалы о своих талантливых и гениальных коллегах, живших и творивших в Мордовии в конце ХХ — начале ХХI веков. ©

Ещё в проекте: Пётр Рябов | Владимир Карасев | Александр Коровин | Виктор Беднов | Юрий Казеев | Владимир Нестеров / Светлана Нестерова | Анатолий Герасимов | Валерий Гурвич | Николай Арбузов | Евгений Звягинцев | Александр Жидков | Вячеслав Ливанов | Николай Рожков | Валерий Макаров и Вячеслав Кабанов | Иван Дергунов | Евгений Ноздрин | Валентин Попков | Александр Родионов | Шанины | Александр Мухин | Руслан Ямбушев | Игорь Сидельников | Олег Павликов и Ольга Елистратова | Светлана Борисова и Михаил Солдаев | Маргарита Володькина


Анатолий Мисюра

Работы этих замечательных живописцев можно увидеть в постоянной экспозиции республиканского Музея имени Эрьзи. Сериал открывает очерк об Анатолии Мисюре.

Сергей Суворов. В его Март-галереи будет представлено пять материалов о художниках Мордовии

В Республиканском музее имени Эрьзи много хороших картин, сильных и светлых, но среди них есть одна особенная. Вы ее обязательно запомните. Это автопортрет Анатолия Мисюры. На голове экстравагантный берет. Руки лежат на этюднике изумрудного цвета. Большие синие глаза. Открытая душа…

Говорят, что самые яркие звезды сгорают быстро, но их свет еще долго согревает всех… Это подтверждает судьба Мисюры. Он прожил в Мордовии творчески насыщенную жизнь, хотя в моральном и материальном плане было непросто…

CHE_9768Уроженец Украины попал в наши края случайно. После окончания Одесского художественного училища он не имел постоянного места работы. Начались бесконечные скитания… «В чужом кабинете начиналась моя самостоятельная жизнь художника», — так написал Анатолий на фотографии, где был запечатлен интерьер правления Союза художников Одессы.


Автопортрет

Он пытался найти работу в Николаеве, Львове, Тернополе, Киеве. Писал туда письма. Безуспешно. Друзья-художники тоже ничем помочь не могли. Однажды в мастерской одного из них Мисюра наугад ткнул пальцем в географическую карту: «Вот сюда поеду». Это оказалась наша республика.

Он написал письмо в мордовский обком КПСС — просил посодействовать с переездом. Заведующий отделом пропаганды и агитации Михаил Храмов ответил так: «Этот вопрос вы должны решить с правлением Союза художников МАССР. Желательно, чтобы вы приехали с некоторыми вашими работами». Сказано — сделано. Так наш герой оказался в Саранске…

Время было в материальном плане тяжелое. Чтобы прокормиться, нужно было много работать — выполнять так называемые производственные заказы, а уже в свободное время заниматься творчеством.


Кувшин

В 1963 году в саранском Доме союзов состоялась первая персональная выставка Мисюры. Было представлено около 70 работ. Реакция оказалась неоднозначной. Одни отмечали яркий творческий почерк, другие критиковали. В картинах Анатолия Антоновича было много новаторских решений, не всегда «правильных» с точки зрения официального соцреализма. Но на художника эти споры не повлияли. Он навсегда остался верен избранному пути…


Автопортрет, 1976

Многих художников 1960—70 годов относят к «суровому стилю». Но каждый из них работал в нем по-своему. Мисюра больше опирался на византийские иконографии, которые принесли на русскую землю Феофан Грек, Андрей Рублев… Эти традиции он глубоко изучал. «Как обидно, что такая богатая русская школа забыта, — написал Анатолий после поездки в Ярославль. — Какой позор, что Запад учится на наших иконах, фресках, а наши… учатся у Запада. А своя ценность неоцененная лежит у ног…» В поисках творческих идей он побывал во многих местах республики. Художник просто влюбился в лица мордовских жителей. Какой колорит! Какие краски! Групповое полотно «Колхозницы-мокшанки» выглядит монументально! Этого эффекта Анатолий Антонович добивался благодаря особому композиционному решению — заполнял все пространство холста фигурами, оставляя минимум места для желтого локального фона. Когда стоишь перед картиной, испытываешь чувство благоговения перед простыми деревенскими труженицами! Это их добрые и сильные руки сеют хлеб, растят детей, создают мир.

Тот же прием Мисюра использует в картине «Весенний праздник». Подружки-мордовки в цветастых платках и валенках с резиновыми галошами сидят на скамейке. Они смеются и за обе щеки уплетают пироги… А какие прекрасные портреты деревенских мальчишек! В каждом из них художник показал самобытный характер. Они живут в мирное время и не знают ужасов войны…

Анатолий Мисюра не мог забыть один эпизод из детства. Фашистские войска вошли в Запорожье. Разруха. Голод. Страх. На железнодорожных путях стоят вагоны с хлебом. Ребятишки решили украсть хотя бы буханку. Немец заметил маленького Толю, схватил и кованым сапогом ударил в лоб. Мальчик рухнул без сознания. Рана зажила, а память об этом кошмаре осталась навсегда… И еще было много тяжелых воспоминаний, среди которых — ранняя смерть отца…


Копчёная рыба

Во время оккупации его брат Ваня и сестра Оля прятались от немцев. Но нашелся предатель, который сообщил о них в комендатуру. Комсомольцев арестовали. Их повели к железнодорожным путям, чтобы посадить в эшелон. По дороге Оля сумела сбежать. Потом родственники спрятали девочку в глухой деревне. Уже находясь в вагоне, Ваня начал капать себе в глаза луковый сок — чтобы они воспалились и стали красными. Немцы тогда сильно боялись брюшного тифа, других заболеваний и выкинули «опасного» мальчика из вагона. Вернувшись домой, Ваня спрятался в подвале. Когда Красная армия вступила на территорию Украины и освободила Запорожье, он ушел добровольцем на фронт. Погиб в районе Краснодона. Остались его письма, залитые кровью… В 1967 году Анатолий Мисюра написал картину, которую посвятил брату. Она называется «Прощание».


Мальчишки

Художник активно участвовал в республиканских и всероссийских выставках. Большое значение для его профессионального роста имела работа на творческих дачах «Академическая», «Сенеж»… Это помогло познакомиться со многими известными мастерами. Например, с Виктором Попковым. Однажды он заинтересовался эскизами Анатолия, а потом высказал возмущение: почему, мол, не пишешь на их основе картину? «У меня нет нужных красок…» — ответил Мисюра. «Тогда можешь взять их у меня!» — добродушно сказал Виктор… В 1964 году Мисюра провел выставку, которая позволила ему стать членом Союза художников СССР. Это давало право получать госзаказы и материалы, необходимые для работы… Но Анатолий Антонович все больше разочаровывался в «официальном» искусстве. К тому же у него не было надежной поддержки среди местных коллег по кисти. Вокруг царили карьеризм и зависть… Впрочем, такая же ситуация была во всех региональных союзах художников. «Наверное, это общая болезнь… А может, и болезнь века…» — писал Анатолию его украинский друг Борис Задвидцкий. Ранимая душа художника не могла мириться с несправедливостью, поэтому у него часто случались нервные срывы и тяжелые запои… Из этого тяжелого душевного состояния родились два автопортрета. На первом Мисюра предстает на фоне застывших часов, символизирующих ход судьбы. На втором — в кепке, с открытым ухом, измученный, нервный…

С особой любовью Мисюра писал натюрморты. Одухотворены и одиноки белые лилии, изображенные на контрастном глубоком синем фоне, переходящем в черный. Словно в ночи вы повстречались с чем-то хрупким и светлым. Это лилии желтой сердцевиной смотрят на вас, как фонарики! А вот совершенно другой по настроению натюрморт «Агава». Зеленое растение словно купается в теплом перламутровом свете. Если в белых лилиях чувствуется какой-то космический холод, то здесь есть стремление к чему-то домашнему, родному… Мисюра жил и творил, «пристально вглядываясь во все: в одушевленное и не одушевленное, ища что-то прекрасное…». Так он напишет о себе. Всю жизнь художник пытался утолить эту «духовную жажду»…

Однажды в детстве Анатолий шел по краю оврага, оступился и упал в тлеющий костер. Сильно пострадал. Родные думали, что не выживет. Мать уже приготовила смертную рубашку. В кадушку наливали яйца и окунали туда обожженного мальчика. Раны затянулись. Мальчик выжил…

В самую трагическую минуту жизни, стоя перед порогом вечности, он написал в блокноте: «Часто вспоминаю детство, когда я думал о том, что когда-нибудь исчезну, умру. Это ужасно. Неужели нельзя сохранить себя, спастись. Должна же быть рука, за которую можно ухватиться… Как хотелось чувствовать все, что совершалось в природе. Мне чудилась какая-то незримая связь между мной и всем окружающим…»


Анатолий Мисюра

На стене его мастерской висел портрет Микеланджело со строчками, которые написал итальянский гений: «Я тем живее, чем длительней в огне, как ветер и огонь дрова питают, так лучше мне, чем злей меня терзают, и тем милей, чем гибельнее мне…» Это все относится к Мисюре. Он ушел от нас как человек, но остался с нами как художник…

Личное дело

Анатолий Антонович Мисюра (25 июня 1932 года, село Михайловское, Томковский район, Днепропетровская область — 18 октября 1979 года, Саранск).

В 1958 году окончил Одесское художественное училище. Затем переехал жить и работать в столицу Мордовии. С 1964 года — член Союза художников СССР. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы художника выставлялись в Русском музее Ленинграда.

P.S. Сотрудники Музея изобразительных искусств им. Эрьзи готовятся к проведение юбилейной выставки картин Анатолия Антоновича Мисюры.

Сергей Суворов
«Столица С», Саранск, 4 марта 2015

Buy for 20 tokens
По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места. Даже, если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне. В cтиле забытого pетро Путешествие в обратно Я бы запретил, Я прошу тебя, как брата, Душу не мути.…