mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Успокойтесь, Гофман!

Нежданно-негаданно
(это мне рассказал Ф.А.Португалов)

Когда мы стали строить наши пятилетки, стройки испытывали острую нужду в иностранной валюте. Одним из источников ее получения были вклады российских подданных в иностранных банках, если после смерти вкладчика у него оказывались родственники в СССР, являвшиеся законными наследниками.


Они получали наследство советскими деньгами, а соответствующая иностранная валюта шла в советскую казну. Для отыскания таких наследников была создана специальная организация.
В процессе поисков она натолкнулась в США на загадочный вклад, сделанный еще в прошлом веке. Вкладчик поставил банку условие: с деньгами поступать согласно завещанию, вложенному в запечатанный конверт, который вскрыть через 25 лет после смерти вкладчика. Когда истек указанный срок, завещание прочитали. В нем было сказано, что наследниками являются прямые потомки брата вкладчика, который живет в России в такому-то адресу.

Возникла очень сложна задача. Надо было разыскать этих наследников и доказать, что они все выявлены и других законных претендентов не может быть. Поиски длились годами, постепенно углубляясь в прошлое, пока не дошли до первоисточника – раннего детства вкладчика. И тогда картина прояснилась.

Вкладчик родился в маленьком городке царской России в бедной еврейской семье в первой половине 19 века. Тогда существовал закон о кантонистах. Он заключался в том, что сыновья солдат и крепостных военных поселян обязаны были служить в армии солдатами. Они проходили подготовку в военных школах и воинских частях. Для увеличения численности будущих солдат военные отряды нередко выкрадывали еврейских мальчиков, заставляли их креститься и подготавливали к военной службе, длившейся тогда 25 лет.


Император Николай I

Этой участи подверглись и двое маленьких братишек в упомянутой выше семье. Их усиленно готовили к принятию православия. Один мальчик не выдержал нажима и со временем стал православным защитником царя и отечества, а другой никак не поддавался. Улучив момент, он бежал в ближайший городок, где было много евреев. Ряд лет он укрывался в разных еврейских семьях, пока не умер Николай Первый, и не был отменен закон о кантонистах. Тогда беглец смог уже без страха возвратиться в отчий дом. Годы скитаний превратили его в пламенного ревнителя веры отцов своих.

Второй тоже в конце концов бежал и очутился в Соединенных Штатах. После долгой борьбы за существование судьба забросила его в Клондайк в период «золотой лихорадки». Он был одним из тех счастливцев, которые уцелели и превратились в благополучных бизнесменов. И тут в душе его шевельнулась тоска по родине. Он стал писать письма родным, но ответа не получал. Тогда он решил туда поехать сам. Захватив крупную сумму денег, он тронулся в путь.


Клондайк

Родной городок мало изменился, только еще больше стало стареньких домишек, покосившихся заборов, жалких лавчонок. С бьющимся сердцем спросил он первого встречного, жив ли его брат. Оказалось, жив. А вот и их домик. Очень уж он подался, того и гляди рухнет. Брата дома не было. Как всегда он проводил свои дни в синагоге.

Там приезжему сразу бросился в глаза старый, изможденный человек, погруженный в толстую священную книгу. Со слезами приезжий бросился к нему. Брат сперва растерялся, но когда узнал, кто ему раскрыл объятия, резко отвернулся и закричал:

- Уходи! С богоотступником у меня не может быть ничего общего!

С тяжелым сердцем приезжий удалился. После длительного раздумья решил пойти за советом к раввину. Первым делом он вручил раввину крупную сумму на богоугодные дела, и затем поведал свою беду. Раввин принял деньги, выслушал его и задумался.


Молящийся еврей. Раввин Витебска. Марк Шагал, 1914

- Твоя вина очень велика, - наконец промолвил он. – Но есть смягчающее обстоятельство: ты был еще совсем мальчиком, когда отвернулся от бога своего. Принять тебя опять в лоно Израиля я сам не могу. Это может сделать только собрание самых почетных раввинов. Надо такое собрание созвать. А ты тем временем молись, кайся в своем грехе.

Когда собрание было созвано, перед ним предстал убитый горем кающийся грешник и рассказал, какими жестокими мерами заставляли его принять православие, но что в душе он всегда был евреем.

Ученые мужи явно склонны были простить грешника. Вероятно, здесь сыграли роль и деньги, пожертвованные им на богоугодное дело.

Но тут выступил брат. Он заявил решительный протест против оправдания. Ведь он сам находился в точно таких же условиях, как приезжий, и тем не менее не отрекся от веры. Значит, и брат мог устоять. Его поступку нет оправдания.

Против таких доводов нельзя было возразить, и синклит просьбу приезжего отверг. Оставалось решить, как поступить с пожертвованными им деньгами. Поскольку они поступили из нечистых рук, им нельзя было дать богоугодное применение. Но вместе с тем их надо было употребить с пользой. Вот и решили построить на них великолепные уборные при всех городских синагогах. Построили. Но на это ушла лишь малая часть денег. Построили общую общественную уборную на базаре. Мало! И вот стали воздвигать комфортабельные уборные при всех синагогах и на базарах соседних городов, пока хватало денег. И долго после этого люди удивлялись: городишко бедный, а уборные не хуже столичных.

Незадачливый же вероотступник возвратился в Америку, где прожил еще долгую жизнь, нажил крупные капиталы и некоторую часть их внес в банк на указанных выше условиях. Видимо, мысль о брате его не покидала.

Поиски наследников в конце концов оказались успешными. Был обнаружен единственный бесспорный наследник – скромный ленинградский бухгалтер Гофман. Доказано было, что других претендентов не могло быть.

В один прекрасный день Гофмана вызвали к самому высокому начальству. Бухгалтер терялся в догадках, к чему бы это. Начальник встретил его приветливо, поздоровался за руку и предложил сесть. Рядом с начальником сидел какой-то незнакомый мужчина. Когда Гофману сообщили, что он является наследником огромной суммы и ему надо лишь подписать доверенность на ее получение, он страшно перепугался.

- У меня нет и не было никаких родственников в Америке, - закричал он. – Это какое-то недоразумение!

- Успокойтесь! – сказал начальник. – Мы знаем, что вы понятия не имеете о зарубежной родне, и это вас ни в какой мере не дискредитирует. Все получилось нежданно-негаданно!
Tags: 18-19-ее века, 20-й век, 30-е, биографии и личности, воспоминания, деньги, евреи, жизнь и люди, идеология и власть, интересно, иудаизм, миграция и беженцы, мифы и мистификации, нонсенс, нравы и мораль, общество и население, религии, российская империя, семья, силовики и спецслужбы, ссср, факты и свидетели, экономфинбиз, эпохи, юмор и сатира
Subscribe

promo yarodom september 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments