mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Художники Мордовии. Александр Коровин

Ещё о живописи Мордовии и Поволжья

Уроки Александра Коровина
Спецпроект «Столицы С»: Март-галерея Сергея Суворова

В «Столице С» стартует спецпроект «Март-галерея Сергея Суворова». Популярный в Саранске художник представляет на суд публики материалы о своих талантливых и гениальных коллегах, живших и творивших в Мордовии в конце ХХ — начале ХХI веков. ©

Ещё в проекте


Александр Коровин со своими учениками

Чему учил своих студентов выдающийся художник-график. Третий очерк известного саранского художника Сергея Суворова о мастерах Мордовии.
…Однажды народный художник Мордовии Александр Иванович Коровин, сказал, что самые главные награды для него не медали и звания, а ученики. И это действительно так. Он был не только замечательным книжным графиком, но и учителем с большой буквы.
...

В небольшой квартире, где Коровин жил со своей второй женой Татьяной Николаевной Настевой, постоянно собирались студенты. Девушки окружали художника, распускали волосы и щебетали как птички. Парни на кухне делились с Настевой своими любовными переживаниями. В неформальной обстановке ребята постигали не только азы живописи и рисунка, но и учились мыслить. Благодаря Коровину и Настевой, они расширяли кругозор по литературе, истории, музыке… Им приходилось детально изучать эпохи, моду, культуру родного края и народов мира. Случались и разные смешные случаи. Дает, например, Коровин тему картины — «Моя Мордовия», а ученики глазами хлопают: это как? Что нужно писать? Пейзаж, натюрморт, историческое полотно? Вы скажите конкретнее! Они ждут сюжета, чтобы все было «по тарелочкам разложено». «Так, друзья, вы мэтра не доставайте! — говорит Настева, потому что знает — муж у нее серьезный, не любит, когда студенты легкомысленно относятся к заданиям. — Я вам сейчас сама объясню. Любите историю? Тогда пишите Алену Арзамасскую. Или Аввакума, которого сожгли. Или крещение мордвы. Любите пейзаж? Делайте! Но не этюдом, а картиной!» Или, например, тема Емельяна Пугачева. Около краеведческого музея на улице Московской есть домик, где он останавливался. Там этот бунтарь повесил помещицу. Чем не сюжет? «Взял эту тему — тогда читай!» — обращается Александр Иванович к одному из студентов. «Что читать?» — «Пушкинскую «Капитанскую дочку», мои четыре тома про Пугачева!» Коровин иллюстрировал книгу Вячеслава Шишкова «Емельян Пугачев». И студенты начинают читать, вникать, понимать…


В мастерской

Крещение мордвы они представляли себе в таком праздничном виде — красивые наряды, солнышко светит, все такие радостные — идут в воду, как на праздник. «Да вы что, не знаете, как крещение происходило? – удивляется Коровин. – Мордву силой загоняли, многие на смерть шли — лишь бы их не крестили…»

С Александром Сергеевичем тоже казус вышел… «Я изображу, как Пушкин выпивал со своей няней», — заявил Валентин Коротков. «И что же они выпивали?» – иронично интересуется Настева. «Ну, наверное, шампанское!» — следует ответ. «Ты имеешь в виду строчку «Выпьем с горя. Где же кружка?» Тогда ищи железную кружку где-нибудь. А то ты, наверное, представил бокалы, шампанское и няню в креналине… Она же крепостная женщина была…» Один студент вообще заявил: «А я не люблю Пушкина!» — «Понятно. Ты не можешь любить или не любить Поэта, ты просто не знаешь его. Познакомься, а потом скажешь…» — «Как это?» — «Да вот так! Зашел бы сейчас Пушкин и сказал: «Полу-дурак, полу-невежда, но есть надежда, что будет полным, наконец» — «Это он про меня, да? — глаза ученика сразу заблестели. — Неужели он так написал?» Ренат Мингалиев взял тему «Пушкин умирающий». Изобразил поэта на кровати, кудрявого такого. Вокруг бабы в чепцах, пригорюнились. Коровин смотрит на его работу и говорит: «Александр Сергеевич у тебя больной, что ли?» «А ты знаешь, как он умирал?» – обращается к Ренату Настева. «Убили!» — отвечает парень. «А как убили?» Небольшое молчание, потом ответ: «В живот сильно ранили…» — «У тебя болел когда-нибудь живот?» — «Даааа», — вспоминает Ренат. «Так ты вот так лежал, как на пляже? Ты бы взвыл, скрючившись от боли!» И тут Коровин обращает свой острый взор на очень полную даму, изображенную рядом с поэтом: «А это кто такая?» — «Это его жена!» – с достоинством отвечает Ренат. «Брысь отсюда! Пока не найдешь образ жены Пушкина, первой красавицы, в которую сам царь был влюблен, не возвращайся. Он из-за нее стрелялся…» — «Ну, может, это он няню нарисовал в чепце и шали», — шутит Татьяна Николаевна. «А жена Пушкина потоньше была?» — спрашивает студент. «Да, с осиной талией… Кстати, скажи, где он умирал?» — «В зале… в спальне…» — гадает Ренат. «В кабинете с книгами, на койке. Жену не подпускал, она под дверью рыдала. Только врач и друзья к нему заходили…» После этого разговора Ренат пошел в библиотеку, изучил интерьеры квартиры Пушкина на Мойке, перечитал все книги о нем. А потом приступил к работе. Маслом не успевал, поэтому попросил у Александра Ивановича разрешения сделать графику. Тот согласился. И вот представил Ренат свой триптих. На первом листе – канал реки, вдоль которого идет траурная процессия. На втором – доктор несет по лестнице Пушкина в квартиру после дуэли. И на третьем — поэт изображен умирающим у себя в кабинете среди книг. Очень хорошая получилась работа… А еще Коровин заставлял студентов больше писать с натуры. «В живописи все идет от натуры!» — говорил мастер…


По стилю одежды Александр Иванович Коровин напоминал Хемингуэя. Не любил костюмы. Ходил в сапогах со шнуровкой. Военная форма, так сказать. И всегда много карманов. Седая подстриженная борода. Коренастый, очень сильный. Когда Настева болела, на руках носил ее на четвертый этаж. Никогда не надевал элегантные пальто. Неловко себя в них ощущал. Банкеты и различные праздничные приемы были для него обременительны. Тарелочки, вилочки, прочая суета… И при этом всегда оставался Александром Ивановичем. Все коллеги называли его исключительно по имени — отчеству. Да, был в нем стержень! Коровин не пил с коллегами, не сближался. Некоторые художники часто злоупотребляют алкоголем, а потом начинают дурачиться, несет их в разные стороны — шуточки похабные и т.д. Александр Иванович этого не допускал. Интеллигент. В нем была высокая русская культура, сформированная еще в детстве в родном Суздале – городе с богатой старинной архитектурой, а также во время учебы в Ленинградском филиале Московского полиграфического института.

Разбуди ночью – и он сходу скажет, какая мебель была в эпоху императрицы Екатерины, какие носили платья, костюмы, какого покроя… Потому что прежде чем иллюстрировать, например, произведения Николая Гоголя, художник должен досконально изучить, как одевались люди в то время, какая была архитектура, предметы быта. В итоге складывалось детальное представление об эпохе, и уже потом рождались живой персонаж и вся атмосфера в целом…

В Мордовском книжном издательстве про мастера говорили так — эпоха Коровина! В советское время он проиллюстрировал много русской и зарубежной классики — «Петра Первого» Алексея Толстого, «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, «Похождение Бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека… Кстати, работая над последним произведением, он максимально реализовал свой потенциал. Отчасти это связано с тяжелым периодом в жизни Коровина. Умирала его первая жена. И вся свою душевную боль Александр Иванович пытался трансформировать в творчество… Художник много работал над произведениями мордовских авторов. Иллюстрировал книги «Румянцев–Задунайский» Михаила Петрова, «Пенза и Сура», «Сурай», «Сияжар» Василия Радаева, сборник национальных сказок…

В 1980-х годах Коровин переключился на живопись и создал множество замечательных этюдов, на которых запечатлел виды Нижнего Новгорода, Суздаля, Саранска… Он реконструировал в серии своих работ ныне почти утраченный архитектурный ансамбль Саранск-Посоп-Макаровка. Особое место в ней занимает панорама провинциального города со Спасским Собором, Петропавловским монастырем, Иоанно-Богословской церковью.

Когда Коровин ушел из Саранского художественного училища, студенты его не забыли – постоянно навещали, советовались. А просыпались Александр Иванович и Татьяна Николаевна поздно — ближе к обеду. И поэтому раньше 18.00 к ним обычно никто не приходил… И вдруг в 9.00 звонок в дверь. Художник нехотя встает с кровати, ворчит – дескать, кого там принесло. На пороге – миниатюрная Света Нестерова. Ее тогда все называли Русалочкой. «Александр Иванович, я этюды принесла к диплому!» — звонким голосом рапортует она. А рядом – ее отец, который помог донести картонку с работами. Нестеров-старший с Коровиным не был тогда знаком. Немая сцена. И вдруг Александр Иванович как закричит: «Вон отсюда!» — и захлопнул дверь. Наверное, Владимир Нестеров испугался сильнее дочери. «Света, и вы этого… педагога любите?» — в недоумении спросил отец… Потом они, конечно, познакомились и подружились, Коровин даже вдохновил Владимира Нестерова на проведение персональной выставки…




















И все-таки студенты его любили. Этого сурового и в то же время доброго человека с хемингуэевской бородой и хитрым прищуром глаз. Да и как не полюбить того, кто вкладывает в вас всю душу!

Сергей Суворов
«Столица С», Саранск, 21 марта 2015
Tags: биографии и личности, воспоминания, живопись, искусство, культура, мастер, мордовия, мужчины, наследие, нравы и мораль, образование и воспитание, поволжье, регионы, современность, ссср, студенты, творчество и промыслы, учителя, фото и картинки, художники
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Мелочи интерьера

    "Одна женщина стала замечать, что ее муж стал проявлять интерес к молодой красивой женщине, которая недавно въехала в соседнюю квартиру. Сначала ее…

  • Про День Яйца )...

    " Молодой человек просыпается, идет на кухню. На кухне его девушка стоит перед плитой, на которой стоит кастрюлька с яйцами. Молодой человек…

  • Про день девочек...

    "Папа - бухгалтер впервые читает своей четырехлетней дочери сказку про Золушку. Девочка очарована историей, особенно той ее частью, где тыква…

promo yarodom september 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments