mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Сувениры России. Казань

Сувениры других регионов России

Сувенирные бренды. Казань
Подарки, которые нужно везти из Казани

Россия – страна большая не только по территории, но и по национальному составу. И в каждом уголке нашей огромной страны есть свои традиции, обычаи и обряды, аналогов которым невозможно подобрать. Например, серебряные ножи из Кубачей, янтарные матрешки или подарочные наборы с особым сибирским напитком - настойкой на кедровых шишках. Мы собрали сувениры из всех регионов страны, чтобы. ©


В Казань каждый год приезжает всё больше туристов, и никто не покидает город с пустыми руками. Особое внимание гостей Казани привлекают сувениры и поделки, свойственные татарской культуре, — это элементы национального костюма, блюда традиционной кухни и изделия из кожи.
Тюбетейка

Тюбетейка (или по-татарски «тубэтэй») — это самый известный сувенир, который привозят туристы из Татарстана, традиционный татарский головной убор, упоминания о котором существуют со времен татаро-монгольского ига. Это круглая или квадратная, в основном плоская, реже — островерхая легкая шапка, надеваемая на макушку. В Татарстане тюбетейку сегодня носят в основном религиозные мужчины, прежде ее надевали и женщины под платок. Шьется она из мягкой материи, в основном из бархата, при этом у татар существует особый способ прикрепления подкладки и верха мелкими стежками вручную. Существовала традиция между стежками закладывать конский волос.

Справка

Тюбетейка получила название от тюркского слова «тобе» («тюбе»), означающего макушку головы или верхушку горы. Свидетельство о существовании головного убора, подобного тюбетейке, носимого в античные времена, было найдено в скульптуре, нумизматике, стенных картинах, книжных миниатюрах XV–XVI столетий. С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке». Было время, когда мужчин-татар не могли представить без тюбетейки. По мусульманским обычаям волосы сбривали наголо и надевали тюбетейку.


Как правило, тюбетейка украшается бисером. На нее наносят национальные узоры, выполненные блестками, а иногда и золотой вышивкой. Молодые люди предпочитали яркие и разноцветные вышивки, а более скромные положено было носить старикам. Купить тюбетейку в Казани можно в любой сувенирной лавочке и у уличных торговцев на центральных улицах города. Самые простые и дешевые китайские тюбетейки стоят от 70 рублей. Тюбетейки от местных производителей, бархатные, вручную расшитые бисером, золотыми нитями или тесьмой, обойдутся примерно в 660 рублей.

Богато украшенные тюбетейки принято дарить известным гостям.

— Большинство тюбетеек в Татарстане производят в Арске, там работают надомники-ремесленники, которые шьют вручную. Получается очень красиво и недорого, их перекупают местные сувенирные лавки. Элитные тюбетейки стоят от 1,5 до 3 тыс. рублей, их обычно дарят большим гостям города. Покупают у нас тюбетейки зачастую как экзотический восточный головной убор, но иногда приезжают мусульмане, которые надевают их на никах (мусульманский обряд венчания. — Ред.), во время религиозных праздников и постов.
Артур Мустаев, председатель комитета по сувенирной продукции и товарам народных художественных промыслов при Торгово-промышленной палате Татарстана

Татарские шамаили

Шамаиль — это вид татарского мусульманского изобразительного искусства, основанный на арабской каллиграфии и оформленный в виде станковой картины. Суры из Корана традиционно вышиваются на ткани, рисуются тушью, печатаются на бумаге или на холсте.

Татары-мусульмане вешают подобные шамаили на стенах мечетей, квартир или над входом в жилище в качестве своеобразного оберега, который ограждает дом от разных напастей. При этом татарский шамаиль нельзя считать равноценным аналогом иконы, как и языческого амулета. Скорее, это искусство.


Справка

«Шамаиль» в переводе с арабского означает «качества, достоинства». Татарские шамаили — особенное явление, возникшее в XIX веке и распространившееся только на территории Среднего Поволжья. Пришли они сюда из Турции. В конце XIX века ими очень увлекались в городах, а потом и в деревнях Казанской губернии, где шамаили служили украшением жилища. Первое время их писали только масляными красками на оборотной стороне стекла, а для красоты на незакрашенные участки накладывалась фольга. Потом широкое хождение получили отпечатанные типографским способом шамаили. Многие печатные шамаили середины XIX — начала XX века сопровождались дополнительными текстами на татарском языке.

Как правило, в шамаилях отражаются мудрые выдержки из Корана на арабском языке, иногда стихи, поговорки, песни. Впервые светские тексты появились на шамаилях с подачи известного татарского скульптора Баки Урманче во второй половине ХХ века. Тогда это делалось, чтобы не раздражать арабской каллиграфией советскую цензуру, а сегодня уже стало традицией.

Изысканная арабская вязь на шамаилях дополняется красивой орнаментальной композицией, натюрмортом или архитектурными пейзажами. И сама фраза может быть представлена в виде, например, ковчега, ладьи, дерева. Но ни на одном татарском шамаиле не увидеть изображения людей и животных. По народным татарским поверьям, дом, в котором есть изображение человека, обходят стороной ангелы.

— В республике есть союз художников шамаилей, который находится в Казанском кремле, в музее исламской культуры в мечети Кул Шариф. Очень много художников занимаются этим искусством, причем не только татар. Ни в каком другом регионе России нет так много шамаилистов. Один из самых старейших — Владимир Попов. Интересные работы делает Рустам Шамсутов. Искусство каллиграфии очень красивое. Многие люди даже не знают смысла, не знают арабского языка, но признают красоту исполнения работы. И наши художники отличаются от художников других стран этого жанра. Чаще всего у нас в сувенирных лавках продают китайские шамаили. Просто они дешевле и, как правило, копируют в плохом варианте известные работы. Наши же шамаилисты работают вручную, это всегда авторское исполнение, раритет, и стоит недешево.
Зуфар Гимаев, председатель Союза художников РТ, художник-живописец, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат Госпремии РТ им. Г. Тукая

Покупают татарские шамаили не только религиозные люди, но и просто туристы, которым интересен этот вид национального искусства. В Казани шамаили продаются практически во всех сувенирных лавках. Пластмассовые шамаили турецкого и китайского производства обойдутся в 300–400 рублей. Шамаили на бархате стоят 300 рублей. Шамаили, вышитые золотой нитью по ткани, продаются за 2–15 тыс. рублей.


Чак-чак

Чак-чак — традиционное национальное блюдо, настоящая гордость кулинарии Татарстана. Без него не обходится ни одно праздничное застолье, чак-чак дарят гостям из других городов, его покупают туристы. Чак-чак готовится из традиционных продуктов — муки, молока, яиц, масла и меда. Проще говоря, это тесто, нарезанное соломкой или скатанное в шарики, обжаренное в кипящем масле и залитое медом. В конце приготовления блюду придается нужная форма (часто в виде горки). Едят чак-чак, порезав его на маленькие кусочки, или просто руками.

Сегодня чак-чак продается не только в Татарстане, но и в других регионах России — это лакомство стало популярным среди россиян, хотя еще 30 лет назад о нем не помнили даже татары. Возродил это традиционное татарское блюдо легендарный казанский повар Юнус Ахметзянов — в 80-е годы прошлого века он ездил по татарским деревням и собирал старинные рецепты, а когда стал поваром Дома татарской кулинарии (существующего и в наши дни ресторана в Казани), воплотил собранные рецепты в жизнь. Чак-чак быстро завоевал народную любовь, правда сначала многие спрашивали: «Что это за кукуруза?»

Справка

Раньше чак-чак не был повседневным угощением. Его готовили только к большим праздникам, дарили во время свадеб. Родители молодых, навещая друг друга, приносили в качестве гостинца пироги и непременно чак-чак. Готовили его особенно: все девушки на выданье катают тесто, другие его режут, замужние девушки — жарят, а самое старшее поколение занимается медовой заливкой и формированием праздничного готового блюда.


Медовый чак-чак можно купить практически во всех продуктовых магазинах Казани — его производят все хлебозаводы республики. Его можно купить в обычной или подарочной упаковке за 100–500 рублей. Есть также чак-чак в шоколаде, с орехами и сухофруктами. А можно и самостоятельно научиться готовить это национальное татарское кушанье.

— Практически никто из туристов не уезжает из Казани без чак-чака. Это традиционное блюдо, каким гостей в Татарстане встречают, — точно так же, как в русских традициях встречать с хлебом и солью. И это просто вкусно! Сегодня чак-чак уже ассоциируется с Татарстаном. Хотя на самом деле чак-чак — это не чисто татарское блюдо, его готовят и казахи, и в Средней Азии, у нас чуть-чуть другая манера приготовления.
Наталия Фирова, экскурсовод

Сказочные казанские сапожки

Татарский народ в прошлом был кочевым. Поэтому им традиционно вручную изготавливались различные изделия из кусочков разноцветной кожи с национальной символикой, узорами: это и обувь, и сумки, и браслеты, и украшенные татарской кожаной мозаикой диванные подушки. Важное место в мировой культуре занимают татарские сапоги ичиги — вид легкой обуви с мягким носком и внутренним жестким задником, которые шились уникальным татарским швом. И до сих пор их делают вручную.


«Татарский шитый серебряный сапожок» был очень популярен в XIX веке. В ичиги был обут старый князь Болконский в романе «Война и мир». А Марина Цветаева в своих воспоминаниях упоминает о матери модного в ту пору поэта и художника Максимилиана Волошина: ее нога была «в сказочном казанском сапожке». В 1899 году великая русская актриса Вера Комиссаржевская выходит на сцену Императорского Александрийского театра в Петербурге в роли Вари в пьесе А. Островского и Н. Соловьева «Дикарка» в фольклорном платье с красной вышивкой и татарских сапожках — ичигах.

Стоят татарские сапожки недешево (около 10 тыс. рублей или больше), но подарок будет по-настоящему эксклюзивным. Вместо сапог можно купить тапочки с загнутыми кверху носами (в прошлые века татары считали, что нельзя носком сапога царапать землю), тоже сделанные из мягкой кожи, — они стоят около 3 тыс. рублей.

— Все тюркские народы делают такие сапожки. Кожа у кочевников была единственным материалом, из которого делали аксессуары и обувь. Поэтому и казахи, и башкиры, и узбеки делали такие сапоги. Но во многих местах эта традиция утрачена, у нас же очень хорошо сохранилась. Обувь недешевая, но люди покупают. Многие впервые видят такие сапоги в Казани, удивляются. Покупают, конечно же, для того, чтобы носить, потому что просто для сувенира покупать в самом дешевом варианте сапоги за 8 тыс. рублей… Есть у нас и за 40 тыс. высокохудожественно выполненные сапоги.
Наталия Фирова, экскурсовод

Кстати, ичиги не просто сувенир из прошлого, их можно увидеть на казанских модницах и сегодня.

Казанские модницы предпочитают ичиги

— Этно-обувь — то, что разбило мое сердце раз и навсегда. в Кремле есть просто чумачечий магазин с сапогами, тапками, туфлями… стоят они как пароход, конечно… но такие красивые…
Прокофья Татьяновна, kazan.flamp.ru

Сувениры со спортивной символикой

Фанаты футбола и хоккея могут купить в сувенирных лавках Казани различную сувенирную атрибутику с эмблемами «Рубина» или «Ак Барса». Как известно, казанские футбольный клуб «Рубин» и хоккейный клуб «Ак Барс» неоднократно становились чемпионами России и за них болеют уже не только в Казани.

Купить такие сувениры в Казани можно практически везде — в сувенирных магазинах, в уличных палатках. Для тех, кто боится приобрести не очень качественный товар, в конце прошлого года открылся первый официальный клубный магазин «Рубина», где можно купить спортивный инвентарь и экипировку с логотипами команды. Например, футболки там стоят от 1,3 до 2,5 тыс. рублей, а гетры — 600 рублей. Расположен магазин на Центральном стадионе Казани. А у клуба «Ак Барс» официально существует только интернет-магазин. Толстовки там стоят 2 тыс. рублей, куртки — 3,5 тыс. рублей, брелоки — от 100 до 300 рублей, значки — от 50 до 150 рублей, шапки-шлемы — 900 рублей, а вязаные шарфы — около 500 рублей.

Бальзамы

Популярностью среди туристов пользуется продающийся в Казани бальзам «Бугульма» — напиток слегка жгучий, пряный, приготовленный по классической технологии из 24 видов трав, кореньев, ягод и цветов, собранных в экологически чистых районах Татарстана. Сочетание компонентов облегчает простудные, желудочно-кишечные заболевания, укрепляет нервную систему. Бальзам хорош в чистом виде, его можно добавить в чай, кофе, водку и даже в минеральную воду. Производят бальзам на местном заводе «Татспиртпром». Пол-литра этого напитка стоят примерно 200 рублей.


— Как я люблю Казань. Я оттуда привозила бальзамы десятками! Они на травах. Вкус обалденный и очень недорого. Я привозила себе, в подарок начальству, друзьям. Лучше подарка не придумаешь. Причем объем их разный. Есть 0,5, 0,2 и др.
Лиственница, woman.ru
-------

— Очень легко пьется, приятный на вкус. Похмелье, если выпить лишку, отсутствует. Замечено, что помогает от больного горла и насморка. И за такую цену! Чем-то напоминает по вкусу Jagermeister, но без аниса. Пейте на здоровье. «Татспиртпром» всегда славился хорошим качеством продукции и оригинальностью, но бальзам Бугульма, я скажу, их очередной шедевр. Это отличный напиток!
Stanislav Viktorovich, irecommend.ru
-------

— Самый главный сувенир, привозимый из Казани — великолепное настроение и добрые воспоминания об этом красивом городе, о его улыбчивых доброжелательных людях. Хотя если кому-то понравится тюбетейка или ичиги, берите и носите на здоровье. А вот с бугульминским бальзамом нужно соблюдать меру. Он целебный, но много и часто пить его не советую.
Рафаєль В. Макаров, врач-реаниматолог

Наталия Фёдорова, Нелли Шестопалова,
Рафаєль В. Макаров, Мария Шантиева

SmartNews, 9 марта 2014
Tags: видео, города и сёла, ислам, культура, музеи и выставки, мусульмане, народы, нравы и мораль, памятники и достопримечательности, поволжье, регионы, религии, россия, символы, современность, творчество и промыслы, традиции, фольклор
Subscribe

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments