mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Художники Мордовии. Светлана Нестерова

Ещё о живописи Мордовии и Поволжья

Светлана Нестерова: частное как продолжение общего
Спецпроект «Столицы С»: май-галерея Сергея Суворова

Когда она была совсем маленькой, видела, как папа смешивал краски и рисовал в старом сарайчике, оборудованном под мастерскую. Наверное, тогда у нее появилась мечта стать художницей… ©

Ещё в проекте


Светлана Нестерова

А еще у нее был любимый дедушка-фронтовик. Он не мог передвигаться из-за болезни, которая стала отголоском Великой Отечественной войны, и жил за большим шкафом. Возвращаясь из детсада, Света первым делом прибегала туда. Вместе с дедушкой сочиняла сказки и стишки, пела песенки. Думала, что вырастет, получит медицинские знания и вылечит его. Но не успела. Когда девочка пошла в первый класс, дедушки не стало…
Как таковых официальных учителей в искусстве у меня не было, но жизнь постепенно сводила с замечательными творческими людьми. Иногда представление об истинном масштабе художника появлялась уже после его смерти. Родственники или друзья передавали кисти, краски, холсты этого человека, но вместе с материальными вещами приходило что-то внутреннее, духовное… Видимо, все-таки существует космическое братство художников, которое независимо от течений и направлений в искусстве посылает от человека к человеку суть творчества, его назначение. Времена меняются, появляются новые технологии, трансформируется художественный дискурс, но эта связь остается неизменной…

Светлана Нестерова посещала художественную школу. «Там я просто тусовалась, — рассказывает она. — Ходила на занятия только из-за директора Геннадия Николаевича Котлова. Он был такой классный, приносил кассеты с поучительными фильмами. На последнем году обучения я выиграла конкурс и поступила в художественное училище имени Сычкова. Сдавала только общие предметы. А «композицию» поставили автоматом. Как-то мне легко все давалась…» По словам Нестеровой, атмосфера в училище была своеобразная. По полутемным коридорам ходили призраки. Чувствовался творческий дух. Старый, древний. В учительской все время стоял дрыбоган-дымоган от сигаретного дыма. Хоть топор вешай. Курили все, даже самые «ангельские» преподаватели. Только Коровин не имел такой привычки…


Конец лихих 1990-х. Пришли студенты на пленэр. Расставили этюдники вокруг болота, которое за училищем образовалось, начали натуру рисовать. И один из них решил палкой глубину воды померить и зацепил какую-то крутку, а под ней… труп. Вот такой был страшный случай…


Тоска


Дворик

В училище Светлана с подружкой Анжелой Романовой (теперь она — иконописец, мать двоих детей), всегда ходили вместе. Одна светленькая, другая черненькая. «Мы были как две обезь­янки-хулиганки, всех на уши ставили. Был такой серьезный преподаватель Митрофанов — вел занятия по шрифтам. Очень сложный предмет. И он часто возмущался нашим поведением… Да, наставники много труда и сил вложили в наше воспитание… Спасибо им за это. Рисунком мы занимались у Филатова, он был строгий, мог взять какую-то, с его точки зрения, халтурную работу и выбросить в окно. Живопись преподавал Арбузов. Тоже строгий. Не допускал панибратства и легкомыслия…» Но особенное влияние на Нестерову оказали Коровин и Настева. Она поняла, что живопись — это серьезный труд, который требует особой усидчивости. Вот тогда дело и пошло. Уже на третьем курсе Светлана организовала свою первую персональную выставку в кабинете завуча Зинаиды Петровы Аксеновой. Все училище ходило смотреть на работы молодой художницы. Через год лучших студентов отбирали на иногородние пленэры. Два этюда, которые Нестерова сделала в рязанском селе Константинове, вошли в коллекцию музея Есенина. А после окончания училища была первая персональная выставка в Музее им. Эрьзи. С этого момента Нестерова посмотрела на себя со стороны и поняла, что она нашла себя в профессии. Для творческого человека очень важно ощутить и понять свой, индивидуальный путь…




Когда наша героиня преподавала в училище культуры, то стала идейным вдохновителем и руководителем объединения «Сияж-Арт». Название придумал преподаватель Иван Козин. «Мы решили для проведения выставок объединить не только художников, но и музыкантов, певцов, танцоров», — говорит Светлана. Последовали выставки, мастер-классы… Участники «Сияж-Арта» выезжали в Финляндию и Венгрию. Нестерова провела в Будапеште персональную выставку, где был показан фильм Александра Зимина «История одного этюда». Изначально он создавался как портфолио Нестеровой, но в процессе работы преобразился в рассказ о церкви в ромодановском селе Пушкине. Это началось после того, как местные жители стали приносить Зимину памятные вещи, иконы, фотографии — все, что было связано с родными местами. В итоге получилась короткометражка о том, как художница пишет этюд старой церквушки, а вокруг люди, которые бережно хранят и возрождают память о намоленном месте… В Польше этот фильм выиграл Гран-при конкурса «Гонка Ящюров», в котором участвовали авторские ленты маститых режиссеров…




Живопись Нестеровой не по-женски размашистая, пастозная, многослойная, иногда даже грубоватая. Но это ей в плюс. Сразу чувствуется настроение и характер. Светлана любит цвет и живет цветом. В ее натюрмортах гармонично сочетаются контрастные пятна, которые характерны для южных мастеров. «Корни дают о себе знать, — улыбается художница. — Моя бабушка Тоня жила на Украине. В 14-летнем возрасте ее забрали в Чехию. Она работала в плену. Домой вернулась только в конце войны. А потом появился мой будущий дедушка и забрал ее в Мордовию…» Нестерова изобразила свою бабушку сидящей за вязанием. Мягкие, приглушенные и нежные тона… Эта студенческая работа сделана с большой любовью и уважением к предкам. Следует отметить, что на картинах Нестеровой часто фигурируют близкие ей люди. А еще там много старинных предметов. И за всем этим внутренняя история, глубинное содержание, личностный аспект. Художник словно говорит, что нет ничего отдельного и частного, что частное есть продолжение общего… Пожалуй, одним из самых запоминающихся произведений Нестеровой является портрет прабабушки. Морщинистая старческая рука упирается подбородок. Лицо покрыто тонкой сеткой складочек, каждая из них — как год жизни, прожитый в труде и заботе. Женщина находится в полусонном состоянии… Светлана рассказывала, что прабабушка долго не хотела позировать — дескать, такую древность нужно прятать от людей, а не выставлять напоказ. «Ты не понимаешь, это же целая философия!» — уговаривала ее правнучка…






Среди женщин не так много больших художников. Гончарова, Серебрякова… И Светлана Нестерова одна из них. Совсем недавно она стала мамой. Сына назвала в честь любимого дедушки, с которым сочиняла в детстве сказки…

Сергей Суворов
«Столица С», Саранск, 8 мая 2015
Tags: 90-е, биографии и личности, воспоминания, женщины, живопись, искусство, культура, мастер, мордовия, наследие, нравы и мораль, поволжье, поколения, регионы, россия, семья, современность, творчество и промыслы, художники
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 7
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments