?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Художники Мордовии. Анатолий Герасимов
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё о живописи Мордовии и Поволжья

Восхождение. Художник Анатолий Герасимов показал нам дорогу к Высшему
Спецпроект «Столицы С»: май-галерея Сергея Суворова

«Хорошо, я готов, таков мой удел, я хотел видеть основу и подкладку всех вещей и вот стою перед высочайшей своей горой и перед самым долгим своим странствием», — слова из фильма «Зодиак», посвященного литовскому художнику и композитору начала 20 века Микалоюсу (Николаю) Чурленису. ©

Ещё в проекте


Анатолий Герасимов

Так же, наверное, думал Анатолий Герасимов, сидя перед открытым окном своей скромной кухоньки, при­карм­ливая голубей и рисуя одуванчики и ангелов. Неслучайно его называли мордовским Чурленисом…
Есть художники, которые ведут затворнический образ жизни, сводя к минимуму общение с внешним миром и полностью концентрируясь на своем творчестве. Анатолий прожил тихую жизнь в Саранске — сначала в частном доме на ул. Огарева, а потом с женой и сыном в маленькой однокомнатной квартире на Химмаше… На картонках от спичечных коробков он создавал шедевры, достойные мастеров эпохи Возрождения. Анатолий относился к своим работам с трепетом, вкладывая сакральный смысл в каждую миниатюру. При жизни не выставлялся и даже не разрешал издавать каталог своих работ.


2.

Вдова художника Надежда Васильевна вспоминает, что к мужу в свое время обращались из студии Тарковского с предложением о сотрудничестве, но он отказался, сказав, что никуда не уедет из Саранска. Он даже не стал показывать свое искусство министру культуры Мордовии. Общался Анатолий только с людьми, близкими по духу, для которых искусство было проводником в непостижимое, запредельное и непознанное. Для него творчество — это прежде всего работа над самим собой, в ходе которой происходит трансформация низших животных аспектов человека. На одной из картонок он сформулировал свое кредо: «Если мы не будем работать над низшим, то как сумеем сделать Высшее?»


3.


4.

Анатолий Герасимов родился 11 февраля 1949 года. Профессионального художественного образования не получил. После художественной школы им. Рябова поступал в Пензенское художественное училище, но провалил экзамены по истории. Он всю жизнь занимался самообразованием. Изучал гравюры Дюрера и Кора, технику малых голландцев — Мейндерта Хоббема, Яна ван Гойена, Саломона ван Рейсдала, которые поражали своим умением извлекать из приглушенного цвета тончайшие неуловимые оттенки. Не оставался равнодушным и к работам Эдварда Мунка. Анатолий также занимался мелкой пластикой и скульптурой, используя любой подручный материал. Интересовался и наскальной живописью.


5.


6.


7.


8.


9.

Имел тонкий слух и, как говорят, видел в каждом звуке форму, а в каждой форме ощущал мелодию. Таких людей еще называют синестетами. «Анатолий никогда не пользовался магазинными красками, все их делал самостоятельно, — делится секретом мастерства Надежда Васильевна. — Когда к нам приходил в гости Валентин Попков, то буквально хватался за сердце от увиденного. Картинки Анатолия его просто поражали!..» Художник Татьяна Николаевна Настева говорит, что для Герасимова демонстрация работ была сродни ритуалу посвящения в «свои». «Это происходило на кухне. Жена и сын уходили в комнату. Анатолий, не торопясь, доставал одну картину, ставил на стол… Мы замирали, любовались… Потом наступала очередь другой работы… Это не живопись, не гравюра, это что-то большее. В его миниатюрах чувствовались глубочайшие мысли… Анатолий был философом, который изобразительными средствами показывал мир красоты… Правильное понимание красоты спасет мир, но сейчас, к сожалению, все нарушено…»


10.


11.


12.


13.


14.

Такое искусство еще называют искусством аутсайдеров, «посторонних» — тех, кто находится вне общества и не любит «интервенций» — вмешательства в свой внутренний мир. Поэтому Надежда Васильевна оберегала спокойствие мужа. Вообще можно сказать, что с супругой у них отношения были уникальные. Это редкий случай, когда люди растворялись друг в друге не только в конфетно-букетный период, а на протяжении всей жизни. Они были большими друзьями и понимали друг друга без слов.


15.


16.


17.


18.


19.

Два раза, еще до женитьбы, Герасимов ездил в город Каунас, где находится Национальный художественный музей им. Чурлениса. «После просмотра картин Толя заночевал прямо на улице, потому что денег было мало, — рассказывает Надежда Васильевна. — Прилег на газоне и уснул. В сумке у него были колбаса и хлеб. Под утро сквозь сон услышал чье-то дыхание и открыл глаза — рядом сидела бродячая собака и пристально на него смотрела. Наверное, почуяла запах еды…»


20.


21.


22.


23.


24.

Анатолий любил одиночные пешие прогулки. Иногда проходил по 12 километров… А еще любил париться в бане. «После рабочего дня он с веником под мышкой заходил к нам в мастерские, — вспоминает художник Анатолий Воробьев. — Я тогда в худфонде работал, а он был сторожем на лодочной станции… Появившись на пороге, Толя произносил короткую, но емкую фразу: «Ну, что? Идем?» — и мы отправлялись в баню. Первым делом, еще не до конца раздевшись, он проходил через главный зал в парную, где на полную открывал все краны. Пар быстро заполнял помещение. Люди с испугом выбегали оттуда, а он, как ни в чем не бывало, мочил веник и начинал париться…»


25.


26.


27.


28.


29.

Но большую часть времени он сидел дома, смотрел в окно и рисовал. А в последние годы жизни сильно болел. Ему ампутировали ногу. Художник Панков пришел как-то в гости к Герасимову и сказал: «Ты бы хоть на улицу вышел, ведь и без ног люди гуляют, а ты дома сидишь…» Анатолий посмотрел на него отстраненным взглядом: «Мне хорошо и тут. Посмотри, какие белые облака. Или вот это дерево во дворе! Я за ними наблюдаю, а они — за мной…» Он был как будто уже не здесь, уже начинал свое главное восхождение…


30.


31.


32.


33.


34.

С Настевой виделись они редко — примерно два раза в год. А тут она бросила курить. Герасимов и говорит: «Ты в следующий раз мне сигарет принеси, если они у тебя дома остались…» Она пообещала, что в следующий раз захватит пачку. Но не случилось. Анатолий скоропостижно скончался 30 марта 2014 года. Обещанные сигареты Настева положила в гроб. А Панков принес нечетное число цветов. Родственники Герасимова посмотрели с недоумением и даже возмутились. Панков возразил: «Понимаете, для меня он живой! Поверьте, ему сейчас лучше, чем нам!»


35.


36.


37.


38.


39.

…Иногда на затушеванные шарообразные шапки белеющих цветков прилетали ангелы и засыпали. Это нужно было обязательно успеть запечатлеть, но так, чтобы не спугнуть небесных посланцев и передать их тонкую неземную печаль или радость. Ведь ангелы прилетали по разным причинам. Но сейчас они были спокойными и умиротворенными. Художник отложил карандаши и шагнул к ним — в это пушистое поле одуванчиков. И ангелы его закружили, поднимая все выше и выше…


40.


41.


42.


43.


44.

Кроме цветов, Анатолий Герасимов часто изображал деревья, которые своими ветвями-руками тянулись к солнцу… Дерево соединялось с человеком, стоявшим возле его корней. Они были единым целым. Так символически проявлялся круговорот жизни. Конкретики, реализма в его работах мало. Размытый фон. Размытые образы. Это скорее различные состояния художника, который был очень одухотворенным и тонко чувствующим. Такие люди, как Анатолий, — более высокого измерения, они приходят на Землю, чтобы показать нам истинное предназначение человека. Жизнь дается для того, чтобы мы выросли из низшего в Высшее! В его работах так же, как и в работах Чурлениса, чувствуется торжество гармонии, природы, глубокое понимание бесконечности мира… «Зажженный искусством разум не должен гореть, как свеча, а обязан светиться, как восходящее солнце…» Так жил Анатолий Герасимов…

Сергей Суворов
«Столица С», Саранск, 15 мая 2015

promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…