mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Художники Мордовии. Валерий Гурвич

Ещё о живописи Поволжья

Мир деталей. Жизнь и эмиграция саранского художника Валерия Гурвича
Спецпроект «Столицы С»: май-галерея Сергея Суворова

…Моя знакомая проходила преддипломную практику в Германии. В городе Веймаре познакомилась с русским музыкантом. Он представился Никитой и сказал, что родом из Саранска. Когда ему было 13 лет, семья эмигрировала. Дома у Никиты сохранились картины его отца — Валерия Гурвича. ©

Ещё в проекте


Валерий Гурвич уехал в Германию в 1994 году…

Вот такая получилась цепочка. И значит, пришло время рассказать о непростой судьбе еще одного малоизвестного художника… Таков закон жизни — одним достается слава, а другим…
Валерий Викторович Шелимов родился 30 июля 1950 года в Саранске. Позже он взял фамилию жены — Ольги Юрьевны Гурвич. В 1967-м окончил школу, затем — Казанское художественное училище. Получил профессию художника-декоратора. В 1981—1987 годах учился на факультете иностранных языков Мордовского госуниверситета…

«В детстве мы оба посещали музыкальную школу, я училась играть на фортепиано, Валера — на скрипке, — рассказывает сестра Наталья Викторовна. — До сих пор помню, как брат разучивал «Как пошли наши подружки…» и терции звучали очень грязно. Валера постоянно канифолил смычок — мол, в нем вся причина. Отлынивал как мог. Думаю, уже тогда в его детской душе зрело желание создавать свои произведения, а не просто исполнять чужие. Все родственники сильно огорчились, когда Валера бросил заниматься скрипкой и пошел в художественную школу. У нас в семье все были музыкантами…»

Он с большой радостью окунулся в мир живописи. Рисовал все и всех: сестру, родителей, бабушку, дедушку, виды из окон, натюрморты… Его учителем был известный мастер Валентин Попков, который воспитывал зорких, тонких, глубоких художников… В это же время дома у Валерия появилось много книг об искусстве. Он читал запоем. В том числе художественную литературу, журналы… Ко времени окончания Казанского художественного училища превратился из наивного мальчика во всесторонне развитую личность! Родных поражали глубина и широта его знаний…

Валерий Шелимов долгое время трудился в республиканском драмтеатре декоратором и сценографом. «Возможно, там были и сложности, и конфликты, но папа всегда рассказывал об этой работе только хорошее, — рассказывает Никита Гурвич. — Он подружился с замечательным режиссером Владимиром Бородиным, который поддерживал самые оригинальные идеи. Папа был мастером деталей. В его работах много загадок, цитат… Например, вместе с Бородиным они ставили «Снежную королеву». Декорации и костюмы к спектаклю были незабываемы. Все проработано до мелочей. И это многообразие собиралось в одну целую форму. Папа также принимал участие в постановке в качестве статиста — изображал разбойника. Очень волновался, когда выходил на сцену…»

Потом Валерий Викторович работал в детской художественной школе, которую когда-то окончил, в интернате для глухонемых детей. Устраивал выставки своих учеников. «Иногда у отца не хватало терпения и он дорисовал некоторые работы», — вспоминает Никита Гурвич. Также Валерий Шелимов работал реставратором в Макаровском монастыре, что тоже очень сильно повлияло на его творчество…


2. Marylin Monroe, 25×36 cм


3. «Перуанские войны», 140х60 cм


4. «Дом», 100×85 cм


5. «Бельведер. Осень», 40×60 cм


6. F6, das Spiegelei mit der Pfauenfeder oder die Reise nach Costa Brava, 40×40 см


7. «Запах миндаля», 200х105 см


8. «Жизнь куриного окорочка», 50×50 см


9. «Из тени в свет перелетая…», 60×40 см

«Когда родился Никита, брат одной рукой его укачивал, а другой готовил курсовые и диплом, — говорит Наталья Викторовна. — И был счастлив! Заочно окончил университет. А потом настали тяжелые времена, когда приходилось работать сутками напролет. Валерий оформлял витрины магазинов, а по ночам подрабатывал грузчиком…» В начале 1990-х Шелимов, как и многие другие художники, ездил в Москву, где продавал картины иностранным туристам. Тогда в стране царила атмосфера какой-то безысходности. Люди искусства не имели возможности творить так, как просила душа… Именно это и стало главной причиной, по которой Валерий Викторович в 1994 году вместе с семьей эмигрировал в Германию. Первые годы за границей были наполнены надеждами. Появилась возможность спокойно работать. Не было больше постоянной борьбы за выживание. Валерий Гурвич (Шелимов) верил, что им обязательно заинтересуются галереи и что в Европе талантливый художник непременно будет успешным…

Однажды, гуляя с сестрой по улицам Веймара, он спросил: «Видишь ли ты какую-либо разницу между природой Германии и России?» Она покачала головой. Те же деревья, дворы, поля, городские окраины… Никаких особых отличий. Наталья Викторовна говорит, что брат никогда не испытывал ностальгии. А может, просто не говорил об этом. Единственное, чего ему не хватало, — русской речи. Но боль и обида за Родину видна в его картинах того периода…

«Валера был добрым и свободолюбивым человеком, каким и должен быть настоящий художник, — рассказывает бывшая жена Ольга Юрьевна. — «Я человек мира!» — часто повторял он. Но, без всяких сомнений, Валера любил Родину, был частью ее. Посмотрите «Рыбу» или «Сказание о граде Китеже». Там в мерцании стразов и позолоты, сиянии куполов церквей — восхищение и гордость, мечта о счастье и благоденствии Русского Человека…» «Помню, как Валера еще в Саранске рисовал эскиз рамы к «Рыбе», а потом беспокоился: сможет ли резчик сделать ее так, как задумано, — добавляет сестра. — Но рама получилась на славу! Валера работал над этой картиной бесконечно — что-то дополнял, дорисовывал…»

Еще одна ключевая работа Гурвича, отражающая его мироощущение, называется «Дом». Она посвящена Владимиру Высоцкому и его одноименной песне. Галерист из Нью-Йорка высоко оценил уникальность картины. Она делится на три уровня. Нижний — это страшное темное подземелье, в среднем живем все мы, а верхний — небесный, духовный. Но все в этом доме искажено. Художник изобразил «святую троицу», которая проигралась в карты и потеряла духовный облик. У всех «коридорное видение». Из водки «Тройка» выезжает тройка лошадей, справа от них находится муза, но она уже не девственна, она обрюхачена. А между музой и «троицей» Гурвич нарисовал гитару Высоцкого. На нижнем уровне Андрей Тарковский в луже — вода всегда присутствовала в фильмах этого гениального режиссер. Еще один важный символ-цитата — зажженная свеча, отсылающая нас к кинокартине «Ностальгия». Между потолком и стеной спрятаны запрещенные в советское время книги. И через всю картину скачет красный пульс, который затем становится белым и прямым — еще один отсыл к Владимиру Высоцкому, у которого остановилось сердце. Над всей многофигурной композицией развешен транспарант с цитатой: «Да здравствует международная солидарность сумасшедших — единственная возможная из солидарностей!». Действительно, чтобы не сойти с ума в нашем мире — нужно самому стать сумасшедшим. А наверху ангелы. У них в руках кресты — как палочки для марионеток. С их помощью ангелы управляют жизнью людей. От крестов идут ниточки к каждому из персонажей. И не вырваться уже из этой паутины. Страшную картину мира рисует Художник…

В Германии появлялись новые интересные идеи. Но поисками связей, раскруткой Гурвич не занимался. У него, к сожалению, как говорит Никита, была вера в то, что найдется человек, который займется его продвижением. Художник был полностью погружен в творчество. Занимался тем, что было для него по-настоящему важно. Создавал, творил, мыслил… К сожалению, в Европе никто и никогда не заинтересуется хорошим музыкантом или художником, если он не будет продвигать себя самостоятельно. У Гурвича было несколько выставок в Германии. Им восхищались, называли его работы уникальными, но этим все заканчивалось. Выставки были не на том уровне, не для тех людей, которые могли бы всерьез заинтересоваться художником…


10. «Рыба», 83х68 cм

В 2000 году Валерий Гурвич развелся с женой. «Я остался жить с папой и видел, как сильно он переживал, — говорит Никита. — Стал замкнутым. Состояние усугублялось творческими мучениями. Папа понимал, что не сможет себя раскрутить, а больше этим заниматься никто не будет. «Вот вырастешь и станешь моим менеджером», — горько шутил он…» А потом художник тяжело заболел. Он умер в Москве 23 декабря 2004 года…

«Когда во второй раз я приехала в Германию, брат с досадой в голосе сказал, что все забывается, — вспоминает Наталья Викторовна. — Было понятно, что Валера имел в виду. Он грустил, не хотел мириться с болезнью и неизбежностью своего ухода. Чем больше проходит времени, тем острее и глубже ощущается отсутствие брата. Мне так не хватает его мудрости, глубины и доброты — выстраданной, осмысленной. И все очевиднее окружающая нас пустота, в которой так мало одаренных и порядочных людей, каким был мой брат. Сейчас так много «художников», умеющих выгодно себя продвигать, но их работы не оставляют следа в душе…»

Сын Никита с детства общался со взрослыми интересными людьми, отец постоянно развивал его кругозор, прививал любовь к хорошей литературе, музыке, повсюду брал с собой. Благодаря правильному воспитанию он сформировался как гармоничная личность. Когда Валерий Гурвич заболел, то вместе с сыном ездил в клинику, где проходил химиотерапию. «Однажды папа пошел на процедуру, а я остался в коридоре. Там на стене висели рисунки, и вдруг один из них просто поразил меня. Я почувствовал что-то до боли знакомое, родное! Отец выходит из кабинета, и я говорю: «Смотри — как будто это ты нарисовал!» Он помолчал немного и сказал: «Знаешь, это моя работа! Я сделал ее, когда лежал в клинике…»

Конечно, у каждого свой жизненный путь и ни у кого он не легче и не проще. Некоторым художникам достается слава, а другие… плывут подобно большой золотистой рыбе параллельно потоку, в авангарде и несмотря ни на что…

Сергей Суворов
«Столица С», Саранск, 15 мая 2015
Tags: 90-е, биографии и личности, воспоминания, германия, европа, живопись, жизнь и люди, искусство, культура, мастер, миграция и беженцы, мордовия, мужчины, наследие, нравы и мораль, поволжье, поколения, развал страны, регионы, россия, семья, современность, ссср, творчество и промыслы, художники
Subscribe

promo yarodom september 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments