?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Художники Мордовии. Евгений Звягинцев
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё о живописи Поволжья

Щемящая красота саранского художника Евгения Звягинцева
Спецпроект «Столицы С»: май-галерея Сергея Суворова

Евгений Свиридонович поседел рано, и супруга с дочерью решили его омолодить — покрасить волосы в каштановый цвет. Еле уговорили. Сделали все как положено. Стали ждать. ©

Ещё в проекте


Евгений Звягинцев

Каково же было удивление, когда голова художника вдруг вспыхнула ярким рыжим оттенком! Словно купол церкви на закате! А Евгению Свиридоновичу уже надо торопиться на работу в республиканский Художественный фонд. Где так быстро достанешь другую краску? Так и пошел. Для коллег это было шоком — они долго обсуждали «обновленный» вид Звягинцева, а потом два года в шутку называли Рыжим Гансом…
Детство Евгения прошло в селе Прелестное Прохоровского района Белгородской области. Мальчику было 5 лет, когда война постучалась в его дом. Отец ушел на фронт добровольцем и пропал без вести. Село оккупировали румынские фашисты, которые отличались особой жестокостью. Отлавливали детей и устраивали «стрельбу по зайцам». Так они называли эту «забаву».


2.

Маленького Женю и многих других детей спас немецкий офицер. Не все воины Третьего рейха были садистами. Сельский староста предупредил сельчан о готовящемся танковом сражении и посоветовал уходить малыми группами из деревни. Мать Евгения увела своих детей за 10 километров от дома в деревню Ржев, где они долго просидели в чужом погребе. На протяжении всей жизни Звягинцев вел дневник. Вот как он описывает страшное военное лихолетье: «Я был тогда ребенком, но отчетливо помню горящие избы, разрывы снарядов и лязг гусениц танков. Тогда мне было безразлично, чьи орудия стреляют, мне было просто страшно. Помню наших 30-летних матерей, вынесших всю тяжесть этой бойни на своих плечах. Я преклоняюсь перед этими женщинами и благодарю их за все…»


3.


4.

После войны они вернулись в родное село, а точнее, на пепелище. Голодали… Строки из дневника: «Война вошла в меня своей звериной сутью. Может быть, я до сих пор болею этой болью…» Детство Жени Звягинцева осталось там — на выжженном «танковом» поле, где прошло одно из самых жестоких сражений Великой Отечественной войны. Вместо игрушек — остатки искореженной техники. Кстати, в этих местах до 1980-х годов гибли люди, подрываясь на снарядах и минах.


5.


6.


7.

После окончания школы Евгений год проработал слесарем на Харьковском авиационном заводе. Потом его призвали в армию. Несмотря на высокий рост, попал в танковые войска. Вот такая ирония судьбы. Их часть дислоцировалась в Германии — в бывших казармах Абвера. Однажды во время увольнения пошли русские солдаты в зоопарк и там увидели большую гориллу! Начали дразнить ее с помощью палки и довели до гневного состояния. Обезьяна ревела, как танк «Тигр»! Клетка ходуном ходила! Сбежалась администрация зоопарка. Насилу успокоили животное…


8.


9.

Демобилизовавшись, Евгений приехал в Саранск, где обзавелся семьей. В жизни наступил переломный момент. Он взял в руки кисти и краски. В 29 лет окончил художественную школу. Наставниками были замечательные художники Петр Рябов и Валентин Попков. Из дневника нашего героя видно, как трепетно он относился к занятиям живописью: «Не хочу быть похожим ни на кого. Хочу быть самим собою, вот и весь сказ. Пусть будет коряво, пусть не так, как у кого-то, но по-своему! Надо работать: рисовать, писать, сочинять пейзажи… Хотя тяжек этот крест и всюду встречаю непонимание…»


10.


11.



12. Мартовский день

Непонимания было предостаточно, особенно со стороны профессиональных художников, которые прохладно относились к «позднему выскочке». Звягинцев окончил с отличием Московский университет искусств, но такое образование в «элитарной» художественной среде особо не котировалось. На него смотрели свысока. Но истинное обаяние и волшебство живописи нельзя укладывать в общепризнанные стандарты. Более того, такой подход губит искусство, делает его сухим и формальным. Евгений Свиридонович тонко чувствовал «душу живописи» и шел своим скромным путем. При этом оставался очень добрым и порядочным человеком. Его внук Денис Канев отмечает: «Дед часто повторял очень важную фразу: «Если человек умеет рисовать и видит красоту жизни, то эту красоту он будет проецировать на все, что его окружает…»


13.


14.


15.

Евгений Свиридонович восхищался мордовским краем. На его родной Белгородчине холмистая местность и мало лесных массивов, а здесь просто сказочное дремучее царство! Художник гулял часами на природе, искал сюжеты для этюдов, которые любовно называл «видики». Свои впечатления фиксировал не только на полотнах, но и в дневнике: «Первый гром и теплый дождь прогнали меня с опушки леса, где я писал торчащие из земли лиственницы на фоне дуба. Все распустилось, зазеленело, зашумело. Птицы поют, молодые сороки шумят и стрекочут, шныряют над головой. Соловей выводит свои трели, а я мучаюсь с краской и от нехватки времени рвусь на части. Очевидно, такая у меня неспокойная душа. Надо собраться, сосредоточиться и писать, писать изо всех сил…»


16.


17.

До самой пенсии Звягинцев проработал художником-оформителем в Художественном фонде. Веселые парни тиражировали коммунистические плакаты, лозунги и Ленина в самых разных видах! Но главным для нашего героя оставалась живопись… Лето художник проводил в Крыму. Выдержка из письма Михаила Евстафьева, адресованного Звягинцеву: «Ты хнычешь, что не умеешь писать южные «видики». Я бы тебе дал несколько советов. Но ты, окромя охры, сажи и белил, красок других не знаешь… Есть такая краска, называется «цвет морской волны». У меня в Куйбышеве штаны были такого цвета. Жаль, что ты их не видел, а то бы легче тебе было написать набежавшую волну…» И все в том же юморном дружеском духе…


18.


19.


20.

Заметим, что среднерусская природа была ближе Звягинцеву, чем южная. В 1967 году он написал, пожалуй, одну из своих лучших картин — «Мартовский день». Художнику удалось передать весеннее настроение. Звонкое небо. Женщина развешивает белье. Ребенок остановился у крыльца. Покосившиеся сараи. Обыкновенная жизнь. Казалось бы, что тут особенного? Но смотришь — что-то отзывается внутри, щемит, вот оно — настоящее, родное…


21.


22.


23.

Евгений Свиридонович был очень жизнерадостным. Желание жить и дышать полной грудью, не теряя время попусту, наверное, оттуда, из детства, с того «танкового» поля, где каждое мгновение могло быть последним. В своем дневнике он благодарил каждый прожитый день, каждое время года. Он чувствовал глубокий смысл и неповторимость жизни… «Радует глаз этот первый снег… Самая изощренная фантазия художника никогда не создаст той очаровательной сказки, какую преподносит волей Божьей мать-природа…» Еще цитата из дневника: «Сбегал в любимый лес, полюбовался зимней сказкой! Все искрится, играет всеми цветами радуги, и ранее неприметные кусты, пни и упавшие стволы деревьев под снежным покрывалом создают очень ощутимый рельеф. Из-под земли топорщатся ветви и травы. Орешник накрывает дугами тропки… Прошумит в заснеженных верхушках сосен ветер, вспорхнет неожиданно птица, полетит с ветвей рой снежинок и… воцарится над лесом кратковременная тишина…» Следующий отрывок: «Что-то лезут в голову воспоминания о детстве. Помню, с каким трепетом воспринимал снежные зимы в милой и такой уютной хатке, утепленной на зиму соломой, травой и картофельной ботвой. Ветер шумит за стеной, и крыша гудит под напором непогоды, а на чердаке у печной трубы орут коты противными голосами, да совы занудно кричат на чердаке школы, что совсем рядом с нашим домом. С наступающим годом, люди! Я люблю вас и люблю жизнь со всеми ее осложнениями!»


24.


25.


26.


27.

Вот таким был Евгений Звягинцев — с широкой русской душой и необыкновенным чувством прекрасного! Один из его коллег по Художественному фонду Анатолий Воробьев очень верно сформулировал миссию художника: «Как это ни парадоксально, но картины — это не главная цель, гораздо важнее — найти себя и понять собственное место в жизни…» Евгений Свиридонович смог это сделать. Он достойно сказал свое негромкое слово в живописи!

Сергей Суворов
«Столица С», Саранск, 6 июня 2015

promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…