?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Тагильский подносный промысел
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё из народных промыслов, а также Музей эмали на УралеТагильский поднос
Народные промыслы и ремёсла России

Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала, является родиной русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 40-е годы XVIII столетия и активно развивается и сейчас.

photo IMG_4202.jpg

Промысел этот возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Расписывались металлические изделия - подносы, сундуки, шкатулки. В 19 веке существовало несколько семейных артелей художников. Сейчас, насколько мне известно, в Нижнем Тагиле всего 4 небольших предприятия, занимающихся этим старинным промыслом. Про одно из них и поговорим.
Найти это предприятие оказалось не самым простым делом - находится почти на выезде из города и представляется собой пару комнат, где расписываются и обжигаются подносы. Небольшую экскурсию по нему нам провела Наталья Зарубина, художник по декоративной лаковой росписи, которая пишет больше 10 лет, а точнее с 1993 года.

Почему же именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, которые сейчас принято называть "горнозаводской цивилизацией", Так сейчас принято именовать уральский образ жизни, сложившийся в XVIII-XIX веках. Формирование его проходила обособленно от России, тут была индустриальная "империя", управляемая заводчиками, в которой сложилась своя форма крепостного права, свои система управления, мифология. Есть свои особенности и в формировании населения, большая часть которого была перемещена сюда из других губерний России насильственно на протяжении XVIII века.

Отсчет истории его идет от условной даты - 1746 год, к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Тут следует вспомнить, что тогда еще не было листопрокатного производства, и металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков, все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках. Не исключено, что заводовладельцы прекрасно понимая их рекламные возможности, всячески поощряли мастеров.

 photo IMG_4165.jpg
2.

Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самую сложную и причудливую форму.

Пресс для изготовления форм заменил ручную работу кузнеца, в условиях жесткой конкуренции встает вопрос, чтобы отделка подноса производилась все быстрее и была дешевле. В это время все большое распространение получает "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья.

Как я уже сказал, сейчас это небольшие предприятия, которые производят все выпускаемые в России тагильские подносы, но с каждым годом спроси на них растет. Способствует этому и постоянные выставки изделий, созданный музей тагильского подноса.

Заготовки для подносов.

 photo IMG_4207.jpg
3.

Металлическая заготовка обезжиривается, покрывается грунтом и эмалью.

photo IMG_4167.jpg
4.

photo IMG_4168.jpg
5.

После этого художник расписывает поднос.

photo IMG_4166.jpg
6.

photo IMG_4170.jpg
7.

Дальше поднос дважды покрывается лаком, что придает росписи - объем, глубину, и защиту.

 photo IMG_4171.jpg
8.

 photo IMG_4172.jpg
9.

Полируется.

 photo IMG_4173.jpg
10.

Узоры и цельные рисунки сначала создаются на бумаге.

 photo IMG_4180.jpg
11.

Только потом переносятся с эскизов на подносы.

 photo IMG_4182.jpg
12.

 photo IMG_4175.jpg
13.

А вот то самое "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья. Особенностью тагильской росписи является "двойной мазок", когда на кисть набирается сразу две краски, что придаёт особый объём цветочному лепестку или листку. В нашем случае оранжевый и желтый.

photo IMG_4190.jpg
14.

photo IMG_4195.jpg
15.

Цикл изготовления тагильского подноса может занимать от 11 до 20 дней в зависимости от сложности лаковой росписи и формы подноса.

photo IMG_4176.jpg
16.

Готовые подносы. Стоимость из начинается от 400-500 рублей и может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

 photo IMG_4199.jpg
17.

А вот и музей тагильского подноса, расположившийся в срубе из гигантских лиственниц, толщина бревен которой не поддается описанию.

 photo IMG_4158.jpg
18.

Внутри представлены лучшие образы этого промысла.

photo IMG_4151.jpg
19.

photo IMG_4152-Edit.jpg
20.

photo IMG_4153.jpg
21.

photo IMG_4154-Edit.jpg
22.

photo IMG_4155-Edit.jpg
23.

photo IMG_4156-Edit.jpg
24.

photo IMG_4157-Edit.jpg
25.

photo IMG_4160.jpg
26.

photo IMG_4161.jpg
27.

Buy for 20 tokens
По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места. Даже, если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне. В cтиле забытого pетро Путешествие в обратно Я бы запретил, Я прошу тебя, как брата, Душу не мути.…

  • 1
Музей Худояровых. Впечатления яркие, как роспись.

У вас отлично получилось. И кратко и ярко и по сути.

Хоть и не у меня, но всё равно спасибо! ))

Не ключница делала!

  • 1