mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Интервью с современником. Михаил Булгаков

Ещё о литературе, а также У Булгакова на Большой Садовой || У Булгакова в Киеве|| Наша жизнь в «Мастере и Маргарите» || Булгаков: между светом и тьмой

Михаил Булгаков: «Возможно, так мы были наказаны»
Интервью с классиком

2015-й год объявлен в России Годом литературы. «Русская планета» начинает новый проект «Интервью с классиком» — интервью со знаменитыми российскими писателями, творившими в разные времена. Ответами на вопросы будут цитаты из их произведений, писем и дневников. ©

Другие интервью с классиками


Михаил Булгаков. Репродукция: Алексей Антонов /Фотохроника ТАСС

Великий писатель — о войне, мире и смуте на Украине.
— Михаил Афанасьевич, вы помните, когда началась та — ваша война?

— Конечно, помню. Совершенно точно могу указать момент ее появления: это было в 10 часов утра 2 марта 1917 года, когда в Киев, где я в тот момент находился, пришла телеграмма, подписанная двумя загадочными словами — «Депутат Бубликов».

— Кто такой этот Бубликов?

— Никто в Киеве не знал. Но ручаюсь, именно эти 15 букв стали тем самым набатом истории к началу: именем этого депутата была подписана телеграмма Императора об отречении. 4 года в городе происходило такое, что никакому описанию не поддавалось. 1000 дней гремело и клокотало в самом Киеве и в окружности 20 верст точно.

— Сколько раз Киев переходил из рук в руки, считали?

— Лично я пережил 10 переворотов, всего же их было 14. Кого только в Киеве не было: и французы, и немцы, и Петлюра, и белые... Петлюру, кстати, аж 4 раза выгоняли. Под конец зачем-то приехали польские паны, месяца полтора гуляли. Под занавес, когда в город зашла советская конница, поляки зачем-то взорвали три моста. До них все «гости» уходили из города спокойно, разве что шестидюймовыми слегка со Святошино палили на прощание.


Немецкие офицеры в Киеве, 1918 год

— Чем вы занимались, как выживали?

— Работал врачом — тем, на кого и учился. Сперва работал при немцах. Потом был мобилизован уже Красной Армией.

— Вы говорили о том, что гражданская война началась с приходом той самой телеграммы. Какими глазами вы впервые увидели войну?

— Сперва я видел ее предвестников: все воочию — разрушенные и обгоревшие дома в Москве, тупые и зверские лица. Толпы, которые осаждали подъезды запертых банков, жалких офицеров и газетные листки, где только и писали об одном: о крови, которая лилась везде.

— А как война пришла в Киев, помните?

— Мы с женой вернулись в город из Вязьмы, через Москву. Было это в начале 1918 года, если быть точнее — с февраля. До этого, в марте 17-го, я возвращался лишь за дипломом, но потом уехал.

— То есть, при вас тогда в город вошли немцы?

— Да. Помню, с железными тазами на головах явились — с фельдмаршалом Эйхгорном и обозными фурами. Впрочем, крестьяне у них потом все отняли.

— Как раскопали ваши биографы, вы юнкером при гетмане Скоропадском служили?

— Я бы не хотел об этом говорить. Одно могу сказать: террора я там насмотрелся всякого. А к Скоропадскому, да и к УНР у меня отношение сугубо отрицательное. В мой Город вдруг пришли какие-то люди, без сапог, но в шароварах, и заявили, что этот город — их, украинский, а вовсе не русский. Да и в них что украинского было? Только название. Они либо по домам расходились, либо вообще воевать отказывались. Потом все украинские дивизии в два счета из Киева выгнали. Да и кто был этот Петлюра? Миф революции. Отстроят потом царственный город, а память о Петлюре да сгинет.

— Но он же пользовался поддержкой у населения? Народ шел за ним. И помнит до сих пор.

— Народ преследовал свои интересы — в основном они касались того, чего бы такое отнять у помещиков. Народ был озлоблен и плохо относился ко всем: и к белым, и к красным, и к немцам, да и к самому Петлюре отчасти. Оперетка это все.

— Как жила ваша семья в условиях войны?

— Жили, конечно, сложно. Было решено поселиться коммуной, всей гурьбой. Я врачебной практикой занимался, вел приемы.

— Оружие в руках держали или только скальпель?

— Был мобилизован — но в качестве врача. Потрясений было много: пришлось от петлюровцев убегать, не хотелось оказаться впоследствии в Галиции. Сбежал, потом болел долго. А потом началась кровавая чехарда в Киеве. Окончания ее я не видел: я в 1919 году, в сентябре, уехал. Как врач я представлял ценность для всех враждующих сторон.

— Куда уехали?

— На Кавказ. Там же впервые «нюхнул пороху»: был контужен. Был в Грозном. Брали Чечен-аул: я воевал в составе деникинской армии. Но я вам этого не говорил.

— Тяжело было проиграть?

— Возможно, так мы были наказаны. Перед нами стоит тяжкая задача — завоевать, отнять свою собственную землю, захватить свои же столицы. Платить за все это будем неимоверным трудом: за безумство дней мартовских и октябрьских, за самостийных изменников, за развращение рабочих — да за все. Возможно, я слишком много видел в этой войне: бессмысленную бойню, трагедию мирных жителей, разрушенные дома и террор из-за бумажки в сапоге.

Были использованы фельетон М. А. Булгакова «Киев-город», роман «Белая Гвардия» и дневник писателя «Под пятой»

Елена Горбачева
«Русская планета», 24 июня 2015
Tags: 20-й век, армия, афоризмы и цитаты, биографии и личности, воспоминания, гражданская война, идеология и власть, известные люди, интервью и репортаж, интересно, культура, литература, мнения и аналитика, мудрость и философия, наследие, нравы и мораль, общество и население, оккупация и интервенция, писатели и поэты, проекты, развал страны, революции и перевороты, родина и патриотизм, российская империя, россия, современность, украина
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • ОХ, ОПЯТЬ ЗИМА!

    Только подумала, что скоро уж тепло придёт, солнышко выглянет ... А тут снова хлопьями сыплет белый пух прямо на голову! Ох, опять…

  • ПРОГУЛКА В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ

    Сегодняшний день был особенным! Мы отправились на прогулку в лес, чтобы насладиться первыми признаками весны. Вокруг нас всё ещё лежал снег, но уже…

  • КОГДА ПРИРОДА ПОКАЗЫВАЕТ ХАРАКТЕР

    Сегодня город оказался во власти настоящей снежной бури! Ветер, словно взбешенный великан, гоняет снежные вихри по улицам, заставляя прохожих искать…

promo yarodom september 20, 2012 20:29 21
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment