?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Flag Next Entry
Художники Мордовии. Александр Жидков
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё о живописи Поволжья

Александр Жидков. Душевный художник…
Спецпроект «Столицы С»: июль-галерея Сергея Суворова

Первая и единственная персональная выставка Александра Жидкова состоялась в 1985 году. Ему тогда исполнилось 50 лет. ©

Ещё в проекте


Александр Жидков

В газете «Советская Мордовия» вышла статья, в которой рассказывалось о художнике, внешне напоминавшего былинного богатыря, и давалась искусствоведческая оценка его работ. Творчество Жидкова называлось «жизнеутверждающим, ставшим органичной необходимостью современного искусства Мордовии». Говорилось, что пройдена часть пути и это лишь первые итоги…
Прошли годы… Жидкову скоро 80, но выглядит он впечатляюще! Есть в нем, действительно, что-то сказочное. Богатыри стареют, но при этом остаются богатырями… Густая седая борода, басистый голос. Представляю, каким он был в самом расцвете сил… После беседы с живописцем выхожу на улицу. Идет теплый дождь. Цветет жасмин. С одной стороны, на душе радость от общения и увиденных картин, а с другой… нет, не разочарование… скорее, чувство какой-то несправедливости, неправильности нашей российской жизни… И хотелось прокричать: помогите самобытному талантливому художнику сделать выставку! Помогите сохранить картины, которые он, продав мастерскую в 1990-е, свернул в рулоны, перевез в деревню и спрятал в сарае!


2.

Александр Александрович сидит на диване в своей городской квартире, куда ежемесячно приезжает, чтобы получить пенсию. А в деревне его ждет супруга, которая три года назад осталась без ног. Жидков достал запылившиеся полотна: прислонил к креслам, положил на полу, разместил на книжных полках. Да и на стенах еще много работ. В основном, это яркие натюрморты, на которых изображены обыденные предметы. Но сколько же в них уюта и теплоты!.. Как жил советский человек? Где-то скромно, где-то с энтузиазмом, но радость-то была! Художнику удалось передать самое главное – атмосферу того времени. Сейчас предметы меняются с неудержимой скоростью, соревнуясь в технологичности, вычурности и стильности. А тогда было как-то проще. Другие времена. Другие ценности. Мне кажется, самая главная черта работ Александра Александровича — их душевность. А еще все предметы, да и не только, были в советское время какими-то закругленными. Например, старые автомобили: фары, бамперы и т.д. А сейчас все заостреннее. Дорогие читатели, обратите внимание на современный автопром!..


3.

Вот портрет сына Жидкова, написанный на фоне небольшого овального советского телевизора с выпуклым кинескопом, похожим на аквариум. «Сын не воспринимает такие картины! Убери, говорит, ты их с глаз долой! А мне нравится…» — улыбается художник. Современные люди не видят в этом чего-то поэтичного. Для них бытописание — вещь несерьезная… За окном барабанит по подоконнику теплый дождь. Принесли пенсию. «Посмотри альбом с фотографиями картин, пока я с почтальоном разберусь, — говорит Жидков. — Мне к 60-летию собирались сделать каталог. Все было подготовлено, макет создавал Александр Коровин, но… в типографии бумаги на тот момент не оказалось…» Альбом начинается с самых ранних работ. Можно проследить, как шел художественный поиск. Листаю…


4.

Фото монументальной картины «Весна» 1971 года, которая находится в постоянной экспозиции музея им. Эрьзя. Молодая семья на фоне нового бревенчатого дома: отец опирается на лопату, а мать держит цветастый куль, в котором лежит новорожденный. Объединяющим началом и композиционно, и по смыслу служит молодое деревце, видимо, посаженное этим здоровенным мужчиной, который удивительно похож на самого Жидкова в молодости. Серые высокие кирзовые сапоги контрастируют с желто-синим детским одеяльцем и красным женским нарядом. Кажется, в таких контрастах, удивительно точно подмеченных художником, проявляется вся наша жизнь, которая существует в сопричастности тяжелого физического труда и праздника. Все это не беспричинно. И труд наполнен смыслом, ибо он из настоящего прокладывает путь в будущее, символично проявляясь в молодых побегах, детях, любви, которая возникла и растет между супругами, заполняя дом, в котором они будут жить… В окне зацветала герань… А у нас за окнами дождь льет. Александр Александрович получил пенсию. «Мне в этой работе больше всего нравилась лопата, — показываю на фотографию. — Такая она, знаете, настоящая, суровая…» — «Да, меня искусствоведы относили к этому стилю…» — «Вы не пожалели, что стали художником?» — «Конечно, нет, — смеется мастер. — Хотя это вечное безденежье… Я на творчестве ничего не зарабатывал. Деньги, в основном, приносили оформительские работы, которые я выполнял вместе с Козловым, Мухиным, Мисюрой. У нас бригада была. Мухин проекты делал, а мы выполняли. Оформили интерьер Дворца пионеров, цеха на заводе «Сарансккабель», общественных зданий и городской площади… Вообще, Мисюра нас сломал — в хорошем смысле слова. Мы тогда вместе с Бедновым только окончили Пензенское училище. Мисюра посмотрел наши работы и говорит: «Что за х…, нужно писать по-другому!», и показал кое-какие приемы…»


5.

В начале 1960-х Жидков с Бедновым вместе начали заниматься живописью. Каждый день с этюдниками ходили в парк, лес, искали интересные места. Потом доехали на поезде до Нижнего Новгорода, сели на пароход и поплыли по матушке-Волге. А потом даже до Крыма добрались. «Наше путешествие длилось месяц. И все время мы рисовали-рисовали. Рассветы, закаты… Вернулись с таким ощущением, что мы уже что-то умеем и должны постоянно совершенствоваться! Никакого монументального образования мы не имели, но с Мисюрой делали мозаику. Выкладывали ее из цветной смальты. Под Куйбышев ездили за ней…» На стене висит портрет отца Жидкова, сидящего в валенках. «Это 1969 год. Тогда я обводку применял в живописи. Потом отошел от этого приема, стало получаться что-то свое. Во время войны отец трудился механиком на Марьяновском спиртзаводе. Тяжелое время было. Семья большая — попробуй прокорми. Нас было три брата и одна сестра…» — «А кто из художников произвел на вас самое сильное впечатление?» — «Аркадий Пластов. Помню, как первый раз попал в Третьяковскую галерею и увидел его картину «Фашист пролетел». Мальчишка-пастушок… У меня слезы на глазах наворачивались. И еще, помню, в Пушкинском музее не мог оторвать глаз от Ван Гога. Какая-то маленькая работа, пейзажик, это что-то волшебное в нем, словами не могу передать…» — «Значит, выставок персональных больше у вас не было?» — «Нет. Может, и сумею как-нибудь работы показать. Я просто не пробивной. Толкач нужен. Заслуженного мне не дали. Документы оформляли-оформляли, а перед этим я попал в вытрезвитель. Кто-то настучал, и все – сняли вопрос. А сейчас зачем мне пороги обивать? Да я не обижаюсь, жизнь прошла нормально… Жили, любили, радовались, веселились…» — «А что бы вы хотели сказать будущему поколению?» — «Ой… — вздыхает Жидков. – Даже не знаю… Не привык громкие речи говорить. Я и на собраниях-то никогда не выступал…» — «А какие работы у вас самые любимые?» — «Все! Правда, некоторые хочется исправить, но этого не надо делать…» Пауза. «Вы любите литературу?» — «До сих пор перечитываю Достоевского, Гоголя…» — «Откуда возникают сюжеты для картин?» — «Само собой получается. На натуре рождаются…» Из соседней комнаты слышен мужской голос. «Это сын, — поясняет художник. — Он по технической части выучился. Дочь в Питере живет. А вот внучка увлеклась живописью. В меня пошла! Прямо как отреченная — все забывает перед мольбертом…» — «Что ж мне написать о вас?» — спрашиваю у художника. «Не знаю, придумаешь что-нибудь…»


6.

Александр Александрович, видимо, устал от вопросов, да и в деревню нужно ему возвращаться. По подоконнику барабанит дождь, отстукивая время, и оно поворачивается вспять… Перед домом стоит молодая семья. Он — высокий былинный богатырь. Она — с младенцем, завернутым в пестрое лоскутное одеяльце… Расцвела герань. На стене висит только что законченный натюрморт, на котором изображен граммофон. Только что заходил Виктор Беднов, был в восторге от картины, назвал ее маленьким шедевром. Граммофон разливается романсом. На столе гостей ждет медный самовар-батюшка. И был на их улице праздник…


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.

Личное дело

Александр Александрович Жидков родился 27 ноября 1935 года в селе Марьяновка Большеберезниковского района МАССР.

В 1961-м окончил Пензенское художественное училище им. Савицкого. Работал на академической даче им. Репина, в домах творчества «Сенеж» и «Горячий ключ» ( 1979). Член союза художников СССР (1968). Участник республиканских и всероссийских выставок. Экспонент выставки «Большая Волга. Искусство республик Поволжья» (2004). Первую персональную выставку провел в Саранске в 1985 году. Его работы хранятся в Республиканского музее изобразительных искусств им. Эрьзи.

Сергей Суворов
«Столица С», Саранск, 11 июля 2015

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…