?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Flag Next Entry
Художники Мордовии. Вячеслав Ливанов
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё о живописи Поволжья

«Искусство для художника — это своего рода религия. Но стоит ли игра свеч?»
Беседа с известным художником-авангардистом Вячеславом Ливановым / Спецпроект «Столицы С»: июль-галерея Сергея Суворова

…В детстве я мог долго стоять возле картины художника Вячеслава Ливанова, выставленной в музее имени Эрьзи. На ней были изображены четыре худые человеческие фигуры и четыре жирные странные птицы, а между ними наклеена половинка ножниц на синем фоне. Что бы все это значило? ©

Ещё в проекте


Вячеслав Ливанов на фоне своей работы, которая находится в музее имени Эрьзи

Ответа я не находил. И вот недавно представился случай спросить об этом самого автора, который приехал из Москвы на открытие выставки своего брата Александра Ливанова.
«Вячеслав Григорьевич, скажите, о чем ваша работа?» — обратился я. «Это мое давнишнее увлечение простейшей формой искусства Греции и Междуречья», — серьезно ответил художник. И тут подошла молодая посетительница и задала такой же вопрос. Мне даже стало как-то неудобно. Вот, думаю, приехал знаменитый художник–авангардист, а мы на него накинулись, как дикари. Но Ливанов полушутливо и очень подробно пояснил: «Тогда шел 1992 год. Кризис. Пустые полки магазинов… Нам сказали, что наше предприятие закрывается, и мы должны искать себе другую работу. Я начал искать, но ничего не получалось… Я видел людей, бродивших по пыльным дорогам. Они были такие же, как я, полунищие и голодные. А птицы мне казались непропорционально жирными, по сравнению с ними. Птицы хорошо живут, а люди плохо. Вот такая аллегория…» — «А ножницы зачем?» – не унималась любительница современного искусства. «Сам не знаю… Просто для того чтобы подчеркнуть драму того времени…» Когда посетительница утолила любопытство, мы с Ливановым присели на мягкий диван в фойе — под окошечком охранника… Вообще перед встречей с художником я жутко нервничал. Все-таки известный мастер, выставки которого проходят в Германии, Швеции. Но Вячеслав Григорьевич оказался очень приятным и искренним в общении. Изредка в его добрых и немного печальных глазах вспыхивала какая-то искра…


2. Без названия


3. Без названия

— В 1980 году я закончил Ленинградское художественно-промышленное училище им. Мухиной и приехал в Саранск, — рассказывает Ливанов. — Работы в Художественном фонде было много. Но нами руководили консервативные люди и мои попытки «очень уж творить» не встречали понимания. Поэтому приходилось обращаться в Москву. Допустим, местный выставком не принимает работу или требует ее исправить, я еду на экспертный совет. Там все утверждают, значит, и здесь все нормализуется. Так я попал в черный список. Если Ливанов — значит проблемы всегда. Такое мнение было. Это сказывалось на оценке качества произведений. В общем, я примелькался в экспертных советах, и меня, как говорится, с глаз долой, стали посылать на творческие дачи — в Сенеж и т.д. Местная художественная среда постепенно выталкивала меня как не приживающегося… Испытывая апатию ко всему социалистическому и партийному, я решил найти выход, обратившись к корням. Мое творчество тогда базировались на древних мордовских архаичных образах. В 1990-х картины начали выставляться в Москве…


4. Без названия


5. Без названия


6. Без названия

— Именно тогда происходил подъем постсоветского авангарда. Вам даже с одной стороны повезло…

— Да! Перелом в искусстве происходил естественным путем. Ослабла жесткая хватка партийной диктатуры. Художники сразу это почувствовали и начали творить более свободно. Когда, образно говоря, сняли замок и отворили дверь, рванули на свободу как изголодавшиеся по свежей травке животные или как узники концлагеря. Начали с удовольствием заниматься серьезным искусством, а не этой манной кашей, которой нас питали во времена соцреализма… Примерно с 1993 года я в своем творчестве начал больше обращаться к Богу. Тяжелейшее время было. Закрыли художественные мастерские. Мы сидели без работы. Я даже пытался на рынке торговать, но без особого успеха. Семейная жизнь тоже нарушилась. Художников поглощала депрессия, пьянство. Многие умерли — Вечканов, Карасев. Я чувствовал, что погрязаю в этой трясине. Нужно было что-то предпринимать. Я услышал, что приехала американская семья. И пришел к этим людям…


7. Блаженны слышащие


8. Свиток


9. Дорога

— Они интересовались искусством?

— Нет, они приехали как миссионеры, свой церковный приход здесь организовали. И вот представьте — мы пьем чай, мило беседуем, а на улицах бандиты воюют, ларьки жгут. Я все больше и больше проникался доверием к их вере и, в конце концов, принял крещение. С этого момента жизнь начала меняться. Как будто кто-то взял под руки и потянул из трясины. Я стал успешно работать в найденном мной абстрактно-символическом стиле…


10. Инсталляция «Закрытые окна»


11. Инсталляция «Ковчег»


12. Камень

— Добрее стало ваше искусство?

— Поначалу картины были какие-то черные. Видимо, выходила из меня злость, накопленная за долгое время. Но потом пришел свет… Меня начали приглашать за границу. В Германию ездил каждый год. А в 2000-м перебрался в Москву, вступил в столичный Союз художников, получил мастерскую…


13. Крещение


14. Красное окно


15. Крещение-2

— Как вам удается находиться в поле официального искусства и одновременно заниматься актуальным искусством?

— Хороший вопрос. Союзы художников – это порождение советской системы, когда коммунистическая партия в обмен на материальные блага – заказы, мастерские и т.д. получала поддержку существующей идеологии. А если ты не в этой колее, то гуляешь сам по себе. Устраивайся дворником, вахтером, никому нет дела, как ты будешь выживать…


16. Молитва-1


17. Молитва-2


18. Молитва-3

— Сейчас такая же ситуация?

— Почти, хотя идеология ушла. Но ориентация на так называемое «правильное» искусство осталось. Во главе творческих союзов люди «старой школы». Актуальное искусство вообще в стороне, так как ориентируется на мировые тенденции и нередко идет вразрез с государственной политикой. А еще высшая власть в искусстве принадлежит кураторам крупных выставок. От них многое зависит…

В начале Дорога Инсталляция-Закрытые окна Инсталляция-Ковчег Инсталляция-Экспозиция-на выст.Ревизия материала в ГТГ в 2007г. Камень Красное окно Крещение (2) Крещение Лестница Иакова (выст.-Ангеларий в ММСИ в 2009г.)


19. Портрет бабушки


20. Распятие


21. Тотем

— Как в дальнейшем развивалось ваше творчество? Какие этапы запомнились?

— Могу вспомнить саранскую выставку 1998 года в кинотеатре «Октябрь». Там была представлена моя композиция «Четыре Евангелия» с библейскими словами: «Я есть путь и истинная жизнь». Я ее посвятил 50-летию Союза художников. Интересно было. У меня остались видео- и фотоматериалы… Я тогда полностью перешел на рельсы современного, но в моем понимании христианского искусства… Показательной также стала выставка 2007 года в Третьяковке под названием «Ревизия материала». Ее организовали 14 единомышленников пластического искусства, которые продолжали традиции начала 20 века. Мы чувствовали, что это направление отодвинуто на второй план различными инсталляциями, акциями, видео… А изобразительное искусство вообще стало считаться архаичным. К сожалению, у нас все западное поднимается на пьедестал почета, а остальное отбрасывается в сторону. Но критика из лагеря актуального искусства была негативная, в «Арт-Хронике» вышла разгромная статья. Но мы тогда выступили единой силой. Я для этой выставки сделал две инсталляции. Одна из них – без названия. Сквозь деревянные ящики просвечивают люминесцентные лампы. Этот свет символизирует проникновение духовного начала в наш заколоченный мир. А еще запомнил биеннале «Спальный район». Там каждому выдали по железной кровати. Я перевернул одну и наварил сверху сетки. Получился молящийся человек…»


22. В начале


23. Московская Биеннале. «Спальный район. Молитва»


24. Инсталляция. Экспозиция на выст. «Ревизия материала» в ГТГ в 2007г.

Дальше наша беседа коснулась религиозной темы. Приведу некоторые фразы Вячеслава Григорьевича, которые раскрывают мировоззрение художника: «Теперь Бог во мне… Я чувствую Его реального. Это живой Бог, Дух святой, а не просто иконка. Я всегда старался следовать внутреннему голосу, и не отступать от того, что диктует мое сердце. Бог хочет, чтобы мы не были фарисеями и религиозниками. Я понял, что всю жизнь был эгоистом, хотел покрасоваться перед другими, прославиться. На самом деле это очень мелко и по-ребячески. Помогать другим по-крупному – вот в чем настоящая сила, а вы можете это сделать лишь, когда Дух святой будет в вас, тогда из вас потекут реки воды живой. Слава Богу, что во второй половине жизни я обрел великую истину…»


25. Саров-4


26. Саров-5

Мы разошлись. Я пошел осматривать постоянную экспозицию музея в одном направлении, а Ливанов — в другом. У картины Николая Рожкова я задержался, созерцая умиротворяющую синеву природы. Приятно было просто углубиться в эту красоту. Это шедевр, о котором я обязательно расскажу в следующей статье. Неожиданно ко мне снова подошел Вячеслав Григорьевич. «Знаете, Сережа, я знал многих, чьи работы здесь выставлены… Искусство для художника — это своего рода религия. Мы создали из искусства культ, которому поклоняются миллионы. Художники жертвовали всем ради вот этого, — он обвел рукой зал, — семейным благополучием, родными, здоровьем, разумом… Но стоила ли игра свеч? Много ли из нас прикоснулись к истине или хотя бы пытались это сделать?»

P.S. Мнение интервьюируемого может не совпадать с мнением автора.


27. Лестница Иакова, выст. «Ангеларий» в ММСИ в 2009г.


28. Страх

Личное дело

Вячеслав Григорьевич Ливанов родился в 1948 году в Саранске. Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. Живет и работает в Москве.

Его картины находятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Республиканского музея изобразительных искусств имени Эрьзи, Саровского историко-краеведческого музея, московского «Манежа», галереи Jacobi-Kirche Kreuzberg и Ekkehard Streletzki (Берлин), у частных коллекционеров Германии, Франции, Бельгии, Люксембурга, Швеции, Швейцарии, США.

Сергей Суворов
«Столица С», Саранск, 20 июля 2015

promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…