?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Художники Мордовии. Николай Рожков
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё о живописи Поволжья

Берендеево царство художника Николая Рожкова
Спецпроект «Столицы С»: июль-галерея Сергея Суворова

Картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели» 1871 года можно смело назвать живописным символом всей России. А для Мордовии, пожалуй, такое значение имеет «Яблоня цветет», которую Николай Рожков написал через 100 лет — в 1971-м. ©

Ещё в проекте


Николай Рожков

И это не случайно. Взгляните на природу Мордовии. Какая она? Широкая, женственная — с наливными лугами и холмами, извилистыми реками, очертания которых повторяют женские прелести, соснами, липами и, конечно же, нежными березками. Все это цветет, благоухает, кружит голову и взывает к любви. Человек, тонко чувствующий природу, без сомнения, станет либо поэтом, либо живописцем…
Николай Петрович Рожков родился в Ичалках в эрзянской семье. Детство прошло на берегах двух рек — Алатыря и Калышки. Берендеево царство – так он называл свою малую родину. Бабушка Николая удивительно правдоподобно рассказывала русские и мордовские сказки, в которых из поколения в поколение передавалась неразрывная связь человека и природы. Она оживала в красивых женских образах Макоши, Ведявы, Верявы… Это накладывало отпечаток на формирование личности будущего художника… Прадед и дед были плотниками. Отец тоже занимался этим ремеслом, а еще был великолепным балалаечником. Собственноручно смастерил инструмент и научил играть на нем сына…


2.


3.

Николай за два года окончил полный курс детской художественной школы, где преподавателями были Петр Рябов и Виктор Хрымов. Потом поступил в Чебоксарское художественное училище. «Я сразу обратила внимание на этих мордовских ребят – Коля Рожков, Гена Чудаев, Коля Иванов! – вспоминает однокурсница Валентина Козлова. – Они говорили, что приехали сюда после «рябовской академии». Большими шутниками были… «Девчонки, не расстраивайтесь! Берите кисточки побольше — садитесь подальше!» – смеялся Коля Иванов. Мы учились весело, дружно. Вместе ходили на танцы в клуб «Электрик», располагавшийся на другом конце Чебоксар. Жили на квартирах по 3-5 человек… Однажды сидим в аудитории, рисуем. Тишина. Вдруг кто-то из ребят говорит: «Так-так… А огурцы-то кончились!» Мы с подружкой начинаем громко смеяться, а многие не понимают, в чем дело. Хозяйка квартиры, в которой жили ребята, подкармливала их солеными огурцами. Оставалось несколько дней до стипендии, продуктов нет, денег тоже… А последние огурцы из банки съедены еще в четверг… Вот так… Кстати, мой муж дружил с Рожковым. Все праздники они отмечали вместе…»


4.


5.


6.


7.


8.

В Чебоксарах Николай познакомился с будущей женой Любой. Зашел однажды с ребятами в общежитие. Позвали одну девушку, вышла другая и сказала, что подруга ушла. Попросили ее проводить до соседней улицы – дескать, не местные, плохо ориентируемся… По дороге познакомились. Потом Николай начал с Любой встречаться. После Чебоксар была небольшая разлука, а потом он приехал за ней и увез в Мордовию уже в качестве супруги… После окончания училища по наставлению Петра Рябова Рожков открывает в Ичалках первую в Советском Союзе сельскую детскую художественную школу и становится ее директором. Николай успешно сочетает организаторскую и преподавательскую деятельность. И уже через некоторое время его ученики получают грамоты на всероссийских выставках. Но занятие живописью требовало больше свободного времени, поэтому Рожков переезжает в Саранск. С 1965 года он становится постоянным участником республиканских и зональных выставок. В 1976-м Николая Петровича приняли в Союз художников СССР… Окончательно его творческое мировоззрение сформировалось под влиянием признанных мастеров – Владимира Илюхина, Виктора Беднова, Валентина Попкова, Валентина Сидорова, Игоря Попова, поездок на Академическую дачу имени Репина.


9.


10.


11.


12.


13.

…Его работы непосредственны и эмоциональны. Например, «Портрет мокшанки» (1965) и «Женька из Судосева» (1967). Подкупают своей искренностью натюрморты с полевыми цветами — они проникнуты нежностью и трепетом перед мимолетной красотой лета. Наиболее ярко этот мотив получает свое развитие в картине «Яблоня цветет», достигает в ней философского осмысления и становится архитепичным. Это полотно дышит жизнью и светом. Ветви, словно девичьи тела, расцветают нежными белыми шапками и склоняются над деревянным садовым столиком, разрезая его сине-фиолетовыми тенями. Вниз спадает полотенце, на котором в корзинке лежат незабудки, а рядом на скамейке – букеты сирени в стакане и банке. «Яблоня показана здесь символом вечности, так называемым деревом мира… – говорит искусствовед Елена Голышенкова, специализирующаяся на творчестве Николая Рожкова. — Цветы на ее фоне — символы ярко вспыхивающих в мироздании мгновений человеческой жизни. Вся картина в целом — жизнеутверждающий гимн. Все опять повторится сначала!»


14.


15.


16.


17.


18.

«Дедушка заменил мне отца – буквально как кутенка в зубах носил, — с любовью вспоминает о Николае Рожкове Екатерина Баринова. — На этюды брал с собой много раз. Поедем, например, на речку, он местечко хорошее выберет и говорит: «Катя, сейчас не отвлекай, я пишу…» У дедушки во всем была золотая середина. С ним все считались. Умел и пошутить, и всех построить по струнке… Но главным, конечно, для него было искусство. С детских лет он им занимался. У нас даже сохранился альбом с его самыми ранними рисунками…»


19.


20.


21.


22.


23.

Для Рожкова природа — это живое существо, причем очень женственная и ранимая. Она предстает то юной красавицей («Верба зацвела», 1986), то зрелой дамой с золочеными кудрями («Бабье лето», 1986), то матушкой-родиной («Золотая осень», 1995). Источниками вдохновения для художника становятся родные Ичалки и село Калыши. Здесь он круглый год находит мотивы для своих картин. В мастерской Рожкова есть небольшой этюд «Льют дожди» 1964 года. На нем изображена старенькая полуоткрытая калитка, дом и омытая дождем улица. Через штакетник на лавку падают две полоски белого света. Все кажется немного прозрачным, гладким. На первый взгляд, ничего особенного. Но калитка оставляет в душе теплые, отеческие чувства — как воспоминание о наших дедушках и бабушках. Она по-прежнему встречает нас родным скрипом. Сколько людей отворяло ее и заходило в дом! Сколько людей навсегда ушли отсюда! Она всех помнит. И только льют дожди, смывая горечь утрат и радость встреч. Когда художник, сидя на крылечке, писал этот этюд, наверное, думал о том же… А вот тот же самый дом, но уже в другом настроении. «Цветущий палисадник» пышно расцвел желтыми высокими цветами. Рядом яблоньки наливаются соками жизни. Бежит время. Все стремительно меняется. Уже нет самого Николая Петровича. Да и где тот отчий дом? Зарос бурьяном или был снесен? Внучка Екатерина ездила в Ичалки, чтобы найти дедушкино «берендеево царство», но там все поменялось… Не отыскала… А, может быть, старый домик, как и прежде, на своем месте? Вот придет маленький Коленька с мороза, снимет варежки, бабушка разотрет раскрасневшиеся щеки, отец затопит печь… А вот он в полном расцвете сил стоит в замерзшем саду с этюдником и пишет, как сквозь голые ветки деревьев виднеются заснеженные крыши изб. И только сизый дым вьется на фоне оранжевого заката…


24.


25.


26.


27.


28.

Устав от современности, кажущегося прогресса, цинизма, лжи, от бесконечной тусовочной массы, забыв все умные и красивые фразы, которыми обычно выражаются искусствоведы, я стоял у картины Рожкова «Яблоневый сад. Малахитовый день» и молчал. И не было вокруг ничего, кроме цветущей зелени и как на микроскопических весах выверенной гармонии…


29.


30.


31.


32.


33.

Елена Голышенкова вспоминает, как зрители на одном дыхании восприняли выставку этюдов Николая Петровича. Находясь в приподнятом настроении, художник пригласил ее с супругом на природу: «Я вам сейчас вам такое шикарное место покажу!» Поехали на «уазике» Рожкова. Долго тряслись по бездорожью — ямам, ухабам. Только успевай держаться за сиденья! Наконец, оказались на просторной поляне. Рожков затормозил. Вышел из машины и побежал вперед. И вдруг неожиданно замер. Поляна резко обрывалась, и там внизу трамплином в небо раскрылась широкая панорама! «Посмотрите, какая красота!» — сказал Рожков и раскрыл руки, словно хотел взлететь. Золотистые непослушные волосы развевались на ветру, а синие глаза налились еще большей синевой. Художник впитывал вдохновение, как могучее дерево впитывает корнями и листвой живительную влагу. И все соки стекались к нему, чтобы снова и снова он мог писать! А потом, приходя на вернисажи, встречаться со своими всегда молодыми друзьями и зажигать, как от большой свечи, наши сердца весенней «Яблонькой» и «Малахитовым днем». Чтобы жизнь повторялась снова и снова…

Сергей Суворов
«Столица С», Саранск, 25 июля 2015

promo yarodom september 20, 2012 20:29 5
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…