mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Первые фото мордвы / Фотоводство

Ещё исторические фото народов и фотомастера РИ

Светопись Вильяма Каррика / «Русские типы»
Великий фотоводец XIX века: первые снимки мордвы сделал шотландец Вильям Каррик, путешествуя по Суре / Симбирская губерния 70-х годов XIX века

Обнаружены первые фотоснимки мордвы! В 1871 году известный петербургский фотограф Вильям Каррик увековечил на своих фотографиях эрзянских крестьян из Большеберезниковского района. ©


Вильям Каррик выхватил образ мордвы из тьмы XIX века

До сих пор этот факт не известен местным ученым, и работы Каррика, как и он сам не упоминаются в местной литературе. Белые пятна в истории мордовского народа восполнил известный саранский публицист, замминистра печати РМ Анатолий Столяров.
Подробности – в материале Ольги Ворониной.

Каррик

На уникальные фотоснимки мордвы, Анатолий Столяров наткнулся во время изучения родословной Дмитрия Гирева – покорителя Антарктиды. Исследователь был сильно удивлен – вот уже несколько лет фотографии выложены в интернет, а имя автора – Вильяма Каррика не известно местным ученым. Нет его ни в мордовской энциклопедии, ни в какой-либо другой специальной литературе. А все самые ранние фото мордовского народа принадлежат Макару Евсевьеву, который сделал их в начале ХХ века.


2. Анатолий Столяров выступил и проявителем и закрепителем творчества Каррика в истории Мордовии

Анатолий Столяров выяснил, что Вильям Каррик (в русском миру Василий Андреевич) родился в столице Шотландии Эдинбург в семье торговца лесом Эндрю Каррика 23 декабря 1827 года. Отец и дед будущего фотографа занимались лесоторговлей, имели свой бизнес в Петербурге и Кронштадте. Когда Вильяму было несколько недель, семья Каррик переехала жить в Кронштадт. В 16 лет юный Каррик нарушил традиции семьи, и вместо деловой карьеры избрал искусство – поступил в Академию художеств, где изучал архитектуру под руководством Александра Брюллова. Окончив академию с отличием и, получив звание «неклассного художника с правом производить строения», Вильям занялся… фотографией.


3. Бродяга

В то время в Петербурге проходили жаркие дискуссии по поводу очередного торжества человеческого разума, воплощенного в технику светописи. Пока лучшие питерские умы поражались неведомому для России делу – фотографии, в Лондоне успешно работали свыше ста фотографов. Вильям настолько загорелся новым увлечением, что летом 1857 года отправился в Англию, и Шотландию, для изучения всех тонкостей фотодела. В Эдинбурге он подружился с Джоном Макгрегором — опытным фототехником, и уговорил его перебраться в Россию, где еще никто профессионально не занимался фотоделом. Так в 1859 году в Петербурге открылось первое в стране фотоателье. Правда, историки не всегда упоминают Вильяма Каррика как первооткрывателя отечественной фотографии, видимо потому, что тот официально являлся британским подданным,.


4. Женщины-бурлаки тянут плоты по Суре


5. Избушка лубяная

Каррик быстро распознал возможности фотографии в репродуцировании графики и живописи. Он «заразил» этой идеей своих многочисленных друзей-художников и первым в России начал делать художественные репродукции. Сын Вильяма Валерий Каррик писал в дневнике: «Вся плеяда тогдашних крупных живописцев – Крамской, Ге, Шишкин, Коровин, Савицкий – были в той или иной степени близки к отцу. Немало пользовались они снимками отца для вдохновения каким-нибудь пейзажным мотивом или для изображения движений». Многие его фотографии с натуры вошли целиком в произведения художников. В 1869 была проведена первая выставка работ Каррика в Москве. Молодому фотографу покровительствовал Председатель Государственного совета, великий князь Константин Николаевич Романов, подаривший ему кольцо с бриллиантом. Химик Дмитрий Менделеев, сам увлекавшийся фотографией, высоко ценил мастерство Каррика, и часто заказывал у него фоторепродукции полотен художников-передвижников и даже задумал вместе с ним создать общество пропаганды в народной среде произведений искусства средствами фотографии. Работы Каррика великий ученый помещал в самодельные альбомы.


6. Крестьяне/ Жених в грешневике

Вскоре Вильям Каррик нашел свою «изюминку», благодаря которой остался в истории не только как первый владелец фотоателье – британский подданный стал первым в России, кто начал фотографировать простой люд. Его серия «Русские типы» — это первые снимки русских баб и мужиков. Люди, которых Вильям и Макгрегор собирали у себя в студии или фотографировали прямо на улицах, были разносчиками и коробейниками, чистильщиками улиц, трубочистами, почтальонами, молочницами… Английский прозаик Уильям Ралстон, писавший в основном о России, рассказывал, что «каждый раз, когда какой-нибудь живописный русский проходил мимо их окон, Каррик и МакГрегори немедленно выскакивали на улицу, и делали его портрет, чтобы добавить в свою галерею». Мать Каррика переживала, что ее любимый сын так непрактичен: вместо того, чтобы делать портреты состоятельных людей, он снимает весь этот бедный русский народ. Но Вильяма интересовала именно эта работа. Запечатлевая повседневную жизнь страны и став первым в России этнографом-фотографом, Каррик быстро приобрел международную известность.


7. Крестьянин Космачев


8. Мастер (Торговец инструментом)

Мордовский край

Съемки типажных русских лиц так завлекли Каррика, что в 1871 году вместе с Макгрегором он отправился в путешествие по Волге до Симбирска. В этой экспедиции им удалось сделать серию необыкновенных фотографий крестьян — на ярмарках, деревенских праздниках, во время пахоты, сбора урожая, рубки леса или просто позирующих перед камерой.


9. Мужик с картошкой

Как выяснил Анатолий Столяров, в 1871 и в 1875 годах Вильям Каррик совершил две экспедиции по Волге от Нижнего Новгорода до Симбирска. В первой экспедиции его сопровождал Мак-Грегор. В Симбирской губернии этнографы провели более месяца, обосновавшись в имении местного помещика, ярого демократа Николая Соковнина. По воспоминаниям помещика, шотландцы работали с солнечного восхода до заката, без отдыха часто производя до 25 негативов в день. За время первой экспедиции Каррик сделал более 200 (!) фотографий крестьян. Это бы действительно тяжкий труд, так как светочувствительность фотопластинок была очень слабой, выдержка составляла несколько минут, а работать можно было только при ярком дневном свете. Да и крестьяне, впервые видевшие фотоаппарат не всегда понимали, чего от них хотят. Каррику приходилось выступать в роли режиссера, часами добиваться нужных мизансцен. Он просил своих героев надевать национальные костюмы, разыгрывать сцены из народного быта.


10. Мордовские крестьяне Симбирской губернии


11. Мужики на Суре

Зачастую он подписывало свои фото, а так же национальность крестьян. На его фотографиях запечатлены представители народов Поволжья – русские, татары, чуваши, мордва. Много интересных снимков было сделано на реках Волга и Сура. «Мордовские женщины на фото Каррика одеты в эрзянские костюмы, — говорит Анатолий Столяров. – На сурских берегах эрзя проживает в Большеберезниковском районе, и, судя по маршруту, первые экспедиции шотландцев проходили через Починки, Большие Березники, Сабаево, Судосево, Корсун, Сенгелей». Это было очень интересное путешествие для Каррика. Столько потрясающих типажей! Так в книге о Каррике французская писательница Мишель Коллет так описывает фотографию «Мужик»: «изображенный персонаж выглядит как мясник, и несколько пугает, напоминая образ Феджина из диккенсовского «Оливера Твиста». В действительности же этот человек был мордвином, членом одной из двух субэтнических групп на территории Среднего Поволжья России». Даже бывший учитель Вильяма Каррика, профессор архитектуры Брюллов восхищался этнографическими работами своего ученика. «Он даже надел две пары очков и время от времени отдыхал, — писал Каррик сестер, — ведь это не шутка просмотреть, как знатоку, 200 карточек кабинетного размера!»


12. Мужики спорят

На международной выставке 1876 года в Лондоне работы фотографа-этнографа произвели настоящую сенсацию. В газетах и специальных журналах о работах Каррика отзывались как о замечательных произведениях. Всего его «Русская галерея» насчитывала более 1000 снимков. Вильям Каррик скончался 11 ноября 1878 года от воспаления легких. Из его переписки известно, что он собирался совершить третью поездку в Симбирскую губернию летом 1879 года.


13. Старик


14. Стирка

Благодаря работам шотландца историки, этнографы, писатели, художники, кинематографисты имеют возможность точно восстановить облик русского народа XIX века. Его фотографии не раз использовались в телефильмах, демонстрировались на фотовыставках в Москве, Эдинбурге, музеях мира. Самая большая коллекция его работ — около 200 фотографий, находится сегодня в Русском архиве английского города Лидса. В России более 70 работ Вильяма Каррика хранятся в отделе эстампов Государственной Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Петербурге. Его полная коллекция негативов была распродана в России сыном — художником-карикатуристом Валерием Карриком. «Мне бы очень хотелось, чтобы имя первого фотографа мордвы Вильяма Каррика стало известно в республике, — говорит Анатолий Столяров. – Выставка его работ в Саранске произвела бы настоящую сенсацию! К сожалению, уникальные фотографии Каррика еще не вписаны в историю Мордовии, хотя в соседнем Ульяновске они выставлены во всех крупных музеях. Но думаю, теперь у нас есть все шансы восполнить эти пробелы».


15. Торговля молоком с саней


Симбирская губерния 70-х годов XIX века в фотографиях Вильяма Каррика
Дописточник. ОТВЕТЪ-ГАЗЕТА / Другой Ульяновск

Летом 1875 года Каррик вновь поехал в Симбирскую губернию, но уже без Мак-Грегора (партнер Каррика умер в 1872 году). Остановился Каррик там же, на хуторе Нагорный у Николая Михайловича Соковнина. Сохранилось письмо Вильяма к матери, датированное августом 1875 года: «Прошли по тем местам, которыми мы с Мак-Грегором любовались летом 1871 года, душа полна воспоминаниями... Вчера... отправились в соседнюю деревню, где я снял 12 удачных снимков. Домой вернулись к полудню и до обеда успели сделать ещё шесть негативов. Снимали крестьян на жнивье...» ©
Известно, что Каррик собирался совершить ещё одну поездку в Симбирскую губернию летом 1879 года. Однако не смог. Фотограф заболел воспалением легких и скончался 11 ноября 1878 года.


16. Семья Вильяма Каррика


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.


37.


38. Точильщик ножей


39. Торговец рыбой


40.


41. Торговец в Петербурге, 1860-е

За двадцать лет, с 1858 по 1878 , Каррик создал большую серию портретов знаменитых русских учёных, литераторов, общественных деятелей, в том числе последнюю фотографию умирающего Некрасова.


35.

Ольга Воронина
«Столица С», Саранск, 27 июня 2015
Tags: 18-19-ее века, биографии и личности, искусство, история, культура, мастер, мордовия, народы, наследие, поволжье, путешествия и туризм, регионы, реки и водоёмы, российская империя, россия, русские и славяне, современность, творчество и промыслы, фольклор, фото и картинки, эпохи
Subscribe

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments