mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Женщины-имамы: как Китай реформирует ислам

Китай стал первой страной в мире, где в мечетях служат женщины-имамы. Этой традиции уже около 100 лет, и коммунистические власти делают всё возможное, чтобы реформировать ислам в стране и дальше. Так, женщинам-имамам выплачивают зарплату за счёт государства, а реформистский ислам проникает в китайские общины в других странах.


Считается, что мусульмане живут в Китае с VIII века. В средневековье мусульманские чиновники занимали высшие посты в государстве, и императоры использовали их в системе «сдержек и противовесов» – чтобы не «зарывались» местные чиновники-конфуцианцы. Именно тогда ислам стал частью управленческой системы Китая и во многом потерял классические черты, бытовавшие в остальном мусульманском мире.

Уже в XVII веке в Китае при мечетях были открыты школы для девочек, а со свержением Манчжурской династии и приходом к власти гражданских правителей (то есть после 1912 года) мусульманство стало цивилизоваться усиленными темпами – главным мотивом властей было создание провластного образованного меньшинства, на которое они могли положиться при реформах в стране. Именно тогда, сто лет назад в среде китайских мусульман появились женщины-имамы. Этим шагом, в том числе, власти пытались снизить градус шовинизма в исламе, и показать, что они рассматривают ислам скорее как этическое, а не религиозное течение.

После 1979 года, «открытия Китая миру», эти реформы продолжились. Первоначально женщины-имамы были только в среде т.н. «группы Хуэй» (она в Китае относится к одной из 56 официально зарегистрированных народностей), мусульманской общности, проживающей в восточных и центральных областях страны. Но сегодня реформы ислама начинаются и в среде более ортодоксальных уйгуров, живущих на западе Китая в Синцзян-Уйгурском районе (СУР). Недавнее восстание в СУР, в ходе которого погибли несколько сотен уйгуров, было вызвано в том числе и этими реформами.


«Группа Хуэй» насчитывает 21 млн. человек, и на них приходится около 3600 мечетей. Значительная часть из них управляется женщинами-имамами. Только один пример: в городе Кайфэй расположены 16 мечетей, и лишь 5 из них являются «чисто мужскими». До недавних пор были женские и мужские мечети (первые выкрашены в розовый цвет). Однако за последние 5-6 лет среди «группы Хуэй» появились и «смешанные» мечети, где проповеди мужчинам читают женщины. Женщины в таких мечетях никак не отделены от мужчин (в традиционных мечетях они сидят за перегородками или в отдельном помещении). Единственное пока «теологическое» ограничение для женщин-имамов: они не могут совершать похоронный обряд.

Но и над этой «проблемой» работают китайские мусульмане-теологи, чья работа оплачивается за государственный счёт. Они выискивают в Коране и работах теологов «лазейки», с помощью которых оправдывают те или иные реформы в исламе. В частности, возможность женщинам служить в мечетях основывалась на работах средневекового теолога Мухаммада ибн Джарира аль-Тараби.

Всего в центральном и восточном Китае насчитывается около 80 женщин-имамов, а также около 6000 т.н. «ахонг» – женщин-служителей более низкого ранга (как правило, они управляют небольшими мечетями в сельской местности).


Средняя зарплата имама в бедных центральных областях Китая – около 40 долларов в месяц. Но местные коммунистические власти доплачивают к этой сумме ещё пособие в 100-120 долларов – но только женщинам-имамам (женщинам-«ахонг» доплата составляет 30-40 долларов). Таким экономическим способом китайские коммунисты стимулируют приток женщин-управленцев в ислам.

В начале 1980-х ряд ортодоксальных китайских мусульман – в основном с запада страны – протестовали против реформ в местном исламе. Но китайские коммунисты быстро разобрались с бунтовщиками – около 10 человек были расстреляны (с формулировкой «за попытку государственного переворота»), ещё несколько десятков ортодоксов были приговорены к длительным тюремным срокам. Из страны также были высланы теологи из Саудовской Аравии, которых подозревали в «подрывной деятельности».

Сегодня китайские власти финансируют реформы в исламе среди китайской диаспоры Юго-Восточной Азии. В частности, идут переговоры с властями Малайзии и Индонезии об открытии мечетей с женщинами-имамами в этих странах.


Пример Китая показывает, что ислам можно сделать «религией мира и добра». Но для этого нужен мощный репрессивный аппарат. Одной «доброй воли» для этого мало. Показательно, что такие же реформы в исламе с большим скрипом идут даже в США. Так, первая женщина-имам в Америке – Амина Вадуд около 10 лет боролась за создание мечети, где на молитве могли бы присутствовать и женщины, и мужчины без всяких перегородок и ограничений. Несколько раз перед самым открытием такой мечети ей поступали угрозы исламских ортодоксов о предстоящем взрыве, и Вадуд не решалась идти дальше. Сегодня в США существуют лишь 3 мечети с женщинами-имамами.


Женская мечеть в китайской провинции Ганьсу

Толкователь

Tags: женщины, ислам, китай, религии
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments