mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Кузбасс берестяной

Ещё о бересте и о народных промыслах
Указал взят у vas_pop
Берестяная сказка
Береста: авангард и эротика / То, что в газету не попало / Народные промыслы

vas_pop: — Пишут, что в Прокопьевске экспонируется выставка «Берестяная сказка». Это происходит в культурно-выставочном центре «Вернисаж». Береста - отзывчивый на ласку, тёплый материал. И техника не задрипанная. Короче завидую прокопчанам. Сам-то лишь берестяные туеса да ручки к ножам видал. Все экспонирующиеся работы имеют местное, кузбасское авторство: Прокопьевск, Кемерово, Берёзовский и, конечно, Мариинск - столица берестянщиков. Ниже — фоторепортаж с этой выставки от тамошнего журналиста Андрея Новашова.

Прокопчане погружаются в «Берестяную сказку». Так называется выставка, которая работает в прокопьевском культурно-выставочном центре «Вернисаж». Писал о ней в газету, но газетная публикация предполагает ограничения. По объёму и не только. Поэтому поделюсь некоторыми «неформатными» наблюдениями и размышлениями с читателями «Нового Кузбасса». В чём-то повторю свою газетную публикацию. Но, во-первых, не полностью. Во-вторых, не все же читали. Снимок для затравки.


Вот какая информация показалась редакции газеты (другой, не той, о которой писал в прошлом посте) то ли ненужной, то ли непонятной. Из текста её вычеркнули. Это не просто выставка, а областной смотр-конкурс. И организовали его не прокопьевские художники, а Департамент культуры и Кемеровский областной центр народного творчества. Областные смотры-конкурсы декоративно-прикладного искусства проводились и раньше, но смотр исключительно для берестянщиков в Кузбассе устроили впервые. В сентябре победителям вручат дипломы. Как говорят сотрудники «Вернисажа», и масштабных всекузбасских выставок берестяных дел мастеров не случалось давно.

Многие думают, что из бересты можно сделать только предметы сугубо утилитарные. По-моему, и большинство журналистов разделяет это заблуждение. На самом деле, береста – природный материал, который будоражит воображение художников. Вот, например, размышление в бересте прокопчанина Рашита Багаутдинова на вечную тему, которую Киплинг сформулировал так: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись». Эта «берестяная головоломка» так и называется «Восток и Запад».


2.

Двуликая перекладина, венчающая композицию, — это, видимо, Россия, где смотрящие в разные стороны Восток и Запад всё-таки объединяются.

Берестяная философия от кемеровчанина Юрия Лазарева. Работа называется «Хранитель».


3.

Предлагаю рассмотреть фрагмент поближе.


4.

В прошлом посте писал, что архаика и авангард смыкаются. Остаётся только повторить эту мысль применительно к выставке. Футуристический механизм — многослойная берестяная композиция кемеровчанки Анастасии Алексеевой «Взгляд из прошлого в будущее».


5.

Древний природный материал рифмуется не только со славянской мифологией. «Кельтский календарь года» прокопчанки Марии Золиной.


6.

«Ловец снов» прокопчанки Арины Им.


7.

У меня такие «грёзоуловители» ассоциируются в первую очередь с культурой индейцев. А знаки на фигурках вообще напоминают рунические письмена.

Настоящий «уголок язычника»: тотемные столбы с масками и шаманские бубны. Всё из бересты. Работы кемеровчанок Софьи Хлебниковой и Виктории Щегловой.


8.

Посмотрим поближе.

Маски на столбах.


9.

Бубны.


10.

Посетители очень любят в этом языческом уголке фотографироваться.


11.

Ещё шаманское. «Камлание» Юрия Лазарева.


12.

Иконы на бересте тоже пишут.


13.

Природа и сама создаёт на берёзовой коре изображения. Эти рисунки умеет видеть Любовь Чирятьева из села Сарбала Калтанского городского округа. Вставляет в рамы фрагменты коры, почти ничего не добавляя. Работа «Купание слонов».


14.

С другой работой этой художницы – «Вечерний дождь» — вышла забавная история. Придя в КВЦ «Вернисаж» в качестве журналиста, увидел её такой.


15.

А через несколько дней работу повернули.


16.

По-моему, и так и так хорошо.

Виктор Хворостинин из Берёзовского работает в смешанной технике – «береста, дерево, резьба, роспись». Его творчество перекликается с традициями лубка и живописью художников примитивистов. «Деревенский мотив».


17.

Простите за качество этого и других снимков. У меня цифровая «мыльница».

Наверное, есть какое-то нерасторжимое родство между птицами и берёзами. Во всяком случае, на выставке не меньше десяти скульптур, увековечивающих пташек. Работа прокопчанина Олега Комарова «Гриф». Береста + корнепластика.


18.

Смотрительница «Вернисажа» почему-то этого обаятельного грифа боится. Но по моей просьбе птичку достали из под стекла.


19.

Есть и скульптуры, полностью выполненные из бересты. Например, вот этот «Петушок с бубенцами» Рашита Багаутдинова.


20.

С Багаутдиновым много лет назад делал интервью. Он входит в творческое объединение «Прокопьевская береста», существующее уже 27 лет. «Прокопьевская береста» — бренд если не всемирный, то уж точно всероссийский. Четверть века назад профессиональные художники отправились в экспедицию по сибирским деревням, чтобы узнать секреты работы с природным материалом. Настоящие берестянщики, например, никогда не используют клей. Однако прокопьевские мастера не копируют народное творчество, а его переосмысливают. Багаутдинов, отвечая на мои вопросы, сказал примерно следующее: «Наверное, гениальнее берестяного туеса уже никто ничего не придумает. Но мы – люди, отягощённые знанием мировой художественной культуры. И загонять нас «в традицию» бессмысленно».

Примерно четверть работ, представленных на дейсвующей сейчас в Прокопьевске областной выставке, выполнены участниками ТО «Прокопьевская береста» и кемеровчанами, которые учились у первого руководителя этого творческого объединения, ныне перебравшегося в областной центр – Евгения Животова.

Мариинск — ещё один кузбасский город, где любят и умеют работать с берестой. И вот с этим вышла заминка. На выставке в Прокопьевске увидел только две работы мариинского мастера Александра Панова – «Улыбка» и композицию из трёх туесов «Берёзовики».


21.

Сотрудники «Вернисажа» говорят, что мариинские мастера сейчас больше работают с другими материалами.

Но некоторые читатели ещё помнят последнее слово в названии этого текста. Как в старом анекдоте: «Слайды давай!». Работа Евгения Животова называется «Пауза».


22.

Увековеченная в бересте посткоитальная истома. То ли эротический юмор, то ли юмористический эротизм. Любители слайдов, конечно, разочарованы. Но я же обещал эротику, а не порнографию.

Самым юным посетителям эту работу, конечно, никак не комментировали. Для них устроили мастер-класс. Учили делать из тряпочек и кусочков берёзовых веток куклы-обереги.


23.

Ваня, как и другие детсадовцы, упорно называл свою куклу Красной Шапочкой.


24.

А этот оберег-погремушка из бересты — экспонат выставки.


25.

Андрей Новашов
«Новый кузбасс», 3 августа 2015
Tags: города и сёла, детство, интервью и репортаж, кемерово, культура, музеи и выставки, наследие, образование и воспитание, общество и население, регионы, россия, сибирь, современность, творчество и промыслы, традиции, фольклор, фото и картинки, экскурсии
Subscribe

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments