mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Легенды Трёхсвятки / Архитектурные жемчужины Поволжья

Ещё из исторического Поволжья

Уникальный храм в Саранске
«Трехсвятская церковь была духовным центром квартала ремесленников, пахотных солдат и работных людей»

Лично Владимир Путин распорядился вернуть Саранской и Мордовской епархии уникальную Трехсвятскую церковь, в которой более 75 лет располагается Республиканский краеведческий музей. ©


Так выгляделаТрехсвятская церковь в XIX веке

Так лидер России отреагировал на письменную просьбу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла...
Историю одного из самых ярких православных архитектурных сооружений Мордовии рассказал Ольге Ворониной известный краевед, кандидат культурологии Сергей Бахмустов.

Святыня

«Трехсвятская церковь была духовным центром квартала ремесленников, пахотных солдат и работных людей, — рассказывает Сергей Бахмустов. — Здесь они венчались, крестили детей, отпевали умерших, очищались от грехов. Они ходили в храм не по принуждению, как их потомки на партсобрания, не ради сделки с Богом — я тебе, Господи, свечку, а ты мне овечку, но по зову души. Тогдашние прихожане четко понимали каждое действо литургии и были ее непосредственными участниками вместе со священником. Это было действительно намоленное и святое место. И то, что храм должен вернуться в лоно епархии, ни у кого не вызывает сомнений. Разговоры о переезде краеведческого музея в другое место шли уже давно. В начале 1990-х Президент России Борис Ельцин издал указ, согласно которому все отнятое в советские времена церковное имущество следовало вернуть православной церкви. Но существовало одно условие: если в бывшем храме находится объект культуры, ему необходимо предоставить другое здание. Поэтому городские власти все эти годы не могли найти подходящий вариант. Хотя, на мой взгляд, музейщикам нужно было уцепиться за ельцинский указ и уже давно выбить себе новое помещение. Ведь в небольшой Трехсвятской церкви всегда существовала острая проблема хранения фондов. К сожалению, в СССР к музеям всегда относились по остаточному принципу, как правило, их заселяли в бывшие церкви и помещичьи усадьбы. В 2008 году, отмечая 90-летний юбилей краеведческого музея, представители власти заявили о выделении серьезных средств на проектирование и строительство нового здания. Думаю, что после ходатайства Патриарха, поддержанного главой Правительства РФ, вопрос будет решен уже до 2012 года…»


То, что от нее оставили большевики…

Жемчужина

«Исторически сложилось, что самые интересные архитектурные сооружения Мордовии — это храмы, — продолжает Сергей Бахмустов. — Большинство из них возведены во время строительного бума во второй половине XIX века. Тогда церкви возводили преимущественно разбогатевшие крестьяне и купцы. В отличие от современных нуворишей, они прекрасно понимали, что праведных сверхприбылей не бывает, и в знак покаяния жертвовали большие деньги на строительство православных святынь. Тогда господствовал так называемый новорусский архитектурный стиль — дань памяти Древней Руси. А храмы, выполненные в манерах барокко и классицизма, становились редкостью, и практически все они погибли в годы большевизма.

Трехсвятская церковь — одно из очень немногих сохранившихся в наших краях сооружений зрелого барокко. Остались нетронутыми даже родные стены основания колокольни — сегодня в этом месте расположены вход в музей, касса и гардероб. Без всякого сомнения, церковь является уникальной архитектурной жемчужиной республики, значение которой трудно переоценить. Конечно, она сохранилась только благодаря музею, который внес свои «коррективы». К примеру, не осталось никаких свидетельств и документов, рассказывающих о внутренней отделке. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, какие росписи были на стенах и кто их выполнил. Как правило, провинциальные храмы расписывали либо наемные профессиональные художники, либо мастера-самоучки, которых в народе называли богомазами. Сегодня для специалистов представляет интерес именно любительская живопись. Приглашенные профессионалы просто выполняли очередную рутинную работу, а богомазы делали это с Божьей помощью — много молились и постились… Поэтому ангелы и святые, изображенные ими, выглядят более живыми, чем у академических коллег.

К примеру, местные богомазы расписывали главный храм Макаровского монастыря. Некоторые священники говорят, что выполненные ими изображения нужно переписать, так как многие сюжеты не отвечают канонам православной церкви. Но эта настенная живопись является уникальным явлением мордовской художественной культуры рубежа XVII—XVIII веков, уничтожать ее — значит заведомо согрешить против культуры. Так как стиль росписи Трехсвятской церкви неизвестен, то при реставрации она будет выполнена в современной академической манере. К слову сказать, план реконструкции храма был готов уже несколько лет назад. Он выполнялся под руководством известного специалиста Тамары Михайловны Семеновой в Ульяновском филиале института «Спецпроектреставрация». Согласно проекту все постройки, появившиеся у здания за время существования музея, будут оставлены, хотя первоначально их планировалось убрать. Я согласен с окончательным вариантом, так как эти помещения советского периода пригодятся действующей церкви, к тому же их старались стилизовать под барокко». По словам Бахмустова, ульяновский проект учитывает все особенности православной святыни XVIII века, но каким храм получится в итоге, зависит от объема финансирования. «Реставрацию церквей следует проводить за счет государства, — говорит краевед. — Не РПЦ и верующие рушили свои церкви, а власть, она же и должна их восстанавливать. Долги всегда нужно отдавать, особенно Богу. К тому же за счет средств церкви и народа полностью реконструировать старинные здания просто невозможно».


Еще один уникальный снимок Трехсвятской церкви

Пугачев

Из всех легенд, которые ходят вокруг Трехсвятской церкви, самая достоверная рассказывает об ее посещении Емельяном Пугачевым. Согласно истории, записанной в 1880 году писателем, ученым, просветителем и священником Троицкой церкви Алексеем Масловским, в субботу 26 июля 1774 года к Саранску подошел предводитель крестьянского бунта со своим войском. В воскресенье жители должны были торжественно встретить у ворот своего «государя». Каждый начал готовиться к исторической встрече по-своему. Богатые люди и помещики прятали свои сокровища в погребах, подвалах или просто зарывали в землю, переодевались нищими и пастухами. Некоторые, не надеясь на пощаду, бежали из города. Саранск покинуло все его тогдашнее руководство, включая воеводу Протасьева. Оставшегося в городе игумена Казанско-Богородицкого монастыря архимандрита Александра народ упросил торжественно встретить Емельяна Пугачева. Тот встретился с бунтарем и попросил не вводить войска в город, так как это означало бы его полное разграбление. «Государь» дал свое милостивое согласие и расположил «бойцов» за городской чертой, на том месте, где сегодня стоит его памятник. Затем игумен пригласил Пугачева к себе «вкусить скудной монастырской еды» и отдохнуть после долгой дороги. Под влиянием хмельного архимандрит начал говорить Пугачеву дерзости, заявив, что тот вовсе не император, а простой казак и встречать его с иконами было вовсе необязательно. Народ сильно удивлялся, почему Пугачев не повесил дерзкого игумена… По утверждению поэта Александра Пушкина, который в свое время занимался историей знаменитого бунта, крестьянский вождь казнил в Саранске как минимум 300 человек.

По легенде, которую приводит Алексей Масловский, среди жертв была и вдова одного из саранских воевод Авдотья Каменицкая, которая от имени «благородных людей города» также пригласила Пугачева вкусить хлеб-соль. Ее усадьба граничила с территорией Трехсвятской церкви, которую, по всей видимости, и посетил «государь». Дом бывшего воеводы так понравился Пугачеву, что он решил сделать его своим штабом. Там было много дворни, псарня, содержался хор со знаменитыми басами и тенорами, домашняя церковь, в которой «государю» пели «многие лета». А в каменной палатке, которая сохранилась до наших дней, бунтарь держал награбленные ценности, которые строго охранялись. На обширный воеводский двор народ стал приводить помещиков и чиновных дворян. Суд был короткий — «приговоренных» тут же вешали, для чего во дворе заранее поставили виселицы. На одной из них оборвалась жизнь Авдотьи Каменицкой, на жестокость которой пожаловалась ее дворовая девка. «Государь» пробыл в Саранске всего три дня, на четвертый отправился брать Пензу.


Сергей Бахмустов считает, что реставрацию церквей следует проводить за счет государства

«Обед Пугачева у Каменицкой — исторический факт, — говорит Сергей Бахмустов. — Но лично у меня возникают сомнения, что так называемая пугачевская палатка имеет какое-либо отношение к тем кровавым событиям. Дело в том, что на подробной карте Саранска начала XIX века четко указано, что все дома в районе Трехсвятской церкви были деревянными, каменные постройки имел только сам храм. Поэтому вряд ли палатка находилась во дворе особняка Каменицкой и в ней три дня хранились награбленные ценности. Так же маловероятно, что «российский государь» осквернил территорию православного храма виселицами. Но само каменное сооружение не теряет от этого своей ценности, так как оно также выполнено в стиле зрелого барокко, причем не храмового, а светского. Таких строений в гражданской архитектуре Мордовии больше нет».

Некоторые исследователи утверждают, что во времена установления советской власти на территории Трехсвятской церкви расстреливали «врагов». Но Сергей Бахмустов такие факты отрицает: «Людей казнили в совершенно других местах. К примеру, на болотах, где теперь расположен стадион «Старт», или рядом с дореволюционным кладбищем, которое находилось на нынешнем перекрестке улиц Титова и Советской… Мой совет — не ищите сенсаций там, где их нет. Главная сенсация заключается в том, что в эпоху тотального уничтожения православных святынь уцелела архитектурная жемчужина — Трехсвятская церковь. Это и есть настоящее чудо!»


По легенде, в этой пугачевской палатке главарь разбойников хранил свои сокровища

Досье «С»

— Трехсвятская церковь была построена на улице Московской в 1765 году в честь трех святителей — Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова по проекту столичных зодчих. Советская власть закрыла ее намного позже других городских церквей — в 1935 году. После того как большевики снесли главный купол и колокольню, здание передали музею, который переехал туда из приговоренной к уничтожению Владимирской церкви Петропавловского монастыря.

— Некоторые письменные источники сообщают, что возле церкви долгое время сохранялся дом воеводы Каменицкого, в котором после взятия Саранска пировал «народный вождь» Емельян Пугачев. Само здание разобрали еще в конце XIX века, но от него якобы сохранилась каменная кладовая, которую легенда и связала с именем казацкого бунтаря. Это сооружение до сих пор называют в народе Пугачевской палаткой…

Ольга Воронина
«Столица С», Мордовия, 16 августа 2015
Tags: архитектура и дизайн, биографии и личности, идеология и власть, известные люди, история, культура, мнения и аналитика, мордовия, музеи и выставки, наследие, общество и население, поволжье, правители, православие, протесты и бунты, регионы, религии, российская империя, россия, святыни, современность, ссср, фото и картинки, храмы и монастыри, христианство, эпохи
Subscribe

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments