mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Турецкий поход #1

Ещё путешествия по Бл.Востоку и Кавказу
Оригинал - здесь и здесь - взят у leesider
Турецкий анабасис - благополучно завершён. Итоги
Современная Турция

Здравствуйте, друзья! Несколько дней завершилась наша поездка в Турцию, спонтанно спланированная менее чем за месяц. К слову, всё получилось отлично и просто замечательно.

Далее в Турецком походе: #2 / #3 / #4 / #5 / #6 / #7

image.jpg

Поездка удалась на все 100 процентов, за исключением некоторых мелких деталей, совершенно не омрачавших путешествие. Это, скорее, такие локальные турецкие особенности, как понимаю.
И , конечно, пришло осознание, что обязательно надо ехать в Стамбул дней на семь и внимательно вникать в жизнь этого интереснейшего и самобытного гигаполиса. А в целом маршрут был следующий. Прилетев в Анкару, на следующий день мы уехали в Карс поездом (25 часов в пути). Два дня в Карсе были посвящены непосредственно самому городу, средневековому Ани, ездили и деревню, где ранее жили русские молокане и даже случилось мини-путешествие в Грузию. Далее был Эрзурум, главный город Восточной Анатолии, и Стамбул - всего на один день. В этом посте о кратких итогах и впечатлениях.

Приложу карту поездки, пусть и весьма топорную и примитивную. Но в последующих постах, рассказывая о Карсе, я, пожалуй, также буду предлагать карту с некоторыми важными объектами.

image.jpg
2.

А началось путешествие в Анкаре, где мы остановились в старой части города, неподалеку от крепости. Крепость в Анкаре очень странная и запущенная, хотя вроде бы столичный град. Это удивило. Посетили также технологический музей Рахми Коча, вернее - его анкарский филиал, расположенный в старинном караван-сарае. Затем пару часов погуляли по городу, отобедали и отбыли в Карс.

image.jpg
3.

В музее Рахми Коч. Из коллекции железнодорожных игрушек.

image.jpg
4.

На поезде "Восточный Экспресс". Спальный вагон TCDD (железные дороги Турции) в целом хороший. На твёрдую "четвёрку". В купе для двоих очень просторно, умывальник с жидким мылом и полотенцами, розетка, холодильник (там была вода, печенье, шоколад - включено в стоимость), широкий выдвигающийся столик, удобно - можно расположиться с едой, если надо. Два комфортных кресла для сидения, трансформируемых в нижнюю полку. Бельё уже застелено. В вагоне есть душ, если требуется - нужная вещь в жару. Из минусов - нет расписания движения на стене в проходе. Ну и туалеты чистые, но не совсем свежие. Не критично в общем, учитывая возраст вагона (20 лет). Будет подробнейший отчет. Собственно и планирование поездки началось именно с покупки билетов на поезд, а затем докупались остальные билеты.

image.jpg
5.

Большая часть маршрута поезда пролегала по Малоазиатскому нагорью. Красивые и необычные места с множеством тоннелей.

image.jpg
6.

Станция Эрзурум. Автомобиль такси приехал за пассажирами прямо на платформу, к вагону.

image.jpg
7.

Карс, интереснейший город, побывавший в составе Российской империи с 1878 по 1918 годы и имеющий пока еще впечатляющую русскую часть в виде широких прямых улиц, особняков и зданий. Но русский Карс неуловимо исчезает, во многих местах вместо старых домов уже пустыри. И если мощные здания из черного туфа облюбованы госучреждениями и крупными фирмами, то более скромные дома зачастую идут под снос и вместо них появляются современные коробки.

image.jpg
8.

Прогулка по русским кварталам Карса.

image.jpg
9.

В Карсе, взяв машину на пару дней, мы первым делом поехали в Ани - средневековый армянский город. Впечатляющее место - здесь река Ахурян разделяет два государства, между которыми нет дипломатических отношений с 1993 года. Окружающая природа великолепна, но суровая безжизненность этого места больше наводит на грустные мысли.

image.jpg
10.

Армянский кафедральный собор, полуразрушенный и с турецкими надписями на стенах - доминанта Ани.

image.jpg
11.

Еще одно, не самое радостное место, которое мы посетили - старое кладбище русских молокан, охотно заселявших эти места до революции. Молокане - это особая этнографическая группа русских христиан, и ввиду некоторых особенностей своих убеждений им было комфортнее в Закавказье, в том числе и в Карсе, где они жили вплоть до 1960-ых, когда оставшиеся неотуречившиеся реэмигрировали в СССР. Впрочем, некоторые всё же остались, приняли ислам и женились на турецких женщинах.

image.jpg
12.

На следующий день мы неожиданно съездили в Грузию, благо недалеко, всего 150 км по весьма приличной дороге. Нельзя было упускать такую возможность. В итоге поездка получилась просто отличной. Красивые места были на пути - горы, серпантины, заброшенные деревни, турецкая глухомань в общем. Жаль, пришлось машину оставить на границе, так как турки сказали "Йок". Было бы удобнее, да и мобильность значительно выше с четырьмя колесами. Ну нельзя так нельзя, пришлось воспользоваться попутным транспортом и такси. В итоге хорошо погуляли по городку Ахалцихе, пообедали, попили кофе (ибо турецкий кофе очень швах, они по чаю мастера), купили магнит и уехали обратно в Карс, на базу.

image.jpg
13.

Недалеко от турецкого-грузинского пограничного КПП "Пософ-Вале".

image.jpg
14.

Затем мы направились в Эрзурум, региональный центр Восточной Анатолии. Туда уже поехали на автобусе, и некоторые наблюдения о турецкой автобусной сущности позволяют сделать даже небольшой пост по этому поводу. Ну а Эрзурум в принципе город на полдня. Есть там, правда, некоторые любопытные моменты, о которых расскажу позже. И вот такое наблюдение - старую часть города (армянскую, предполагаю) реально сносят под корень, освобождая территорию под различные городские проекты - общественные скверы, парки и т.п.

image.jpg
15.

Эрзурум, центр. Площадь у одной из исторических мечетей города.

image.jpg
16.

После Эрзурума был полуторачасовой перелет в Стамбул с целью первичного, шапочного знакомства с городом. Один день всего мы там были, но успели немало. Погуляли, пересекали Босфор на пароме и даже сходили на футбольный матч турецкой лиги. Как раз в этот день очень кстати случился матч "Фенербахче". Ну а паромы реально впечатляют. Вспоминаю гонконгский известный "Стар ферри", так вот они как-то стоят скромно в сторонке в плане общего впечатления и воздействия на хрупкую туристическую психику.

image.jpg
17.

На футболе. Вот и проверил, действительно ли в Стамбуле стадион - это бурлящий котел, а фанаты яростно и неистово поддерживают свою команду. А в этом матче было все - любовь, страсть, ненависть, свист и улюлюканье в адрес своей команды. Турецкие фаны страшны в своем гневе. Скажу, что был в некоторых местах на футбольных матчах, но этот по своей болельщицкой ауре однозначно пока впереди.

image.jpg
18.

Раннее утро, недействующий ныне стамбульский вокзал Хайдарпаша, куда я очень хотел попасть перед отъездом, но охрана была категорична. Вокзал открывается лишь в 8 часов утра, так что даже по платформам погулять не получилось. Жаль... Сегодня в помещениях Хайдарпаши выставочные залы и картинная галерея, и скорее всего вряд ли этот известный стамбульский исторический вокзал будет выполнять свои прямые функции.

image.jpg
19.

Пожалуй, это на сегодня всё по кратким результатам путешествия, и, конечно же, в самое ближайшее время появятся несколько рассказов, уже более подробных и с разными деталями)

Автобус из Карса в Эрзурум. Наблюдения

Совсем короткий пост об автобусах междугороднего сообщения в Турции. Не о маршрутках-долмушах, которые развозят народ по ближайшим деревням и пригородам, а именно об автобусе дальнего сообщения. Ехали из Карса в Эрзурум (200 км), а сам маршрут был до города Эрзинджан (ещё +230 км). В принципе, в Турции автобусное сообщение развито великолепно, есть несколько крупных компаний и десятки мелких перевозчиков. В городах замечал офисы по продаже билетов, причём в немалом количестве - в том же Карсе, в центре. Причём некоторые автобусники предлагают шаттлы из центра до автостанций, которые, как правило, расположеные за пределами городов. Это не касается Стамбула или Анкары, а, скажем, областных центров. Скажем, в Карсе и Эрзуруме - отогары находятся на отшибе, то есть может возникнуть небольшая проблемка, как добираться - городской автобус, долмуш или такси, если в спешке надо доехать.

Так вот, я купил и распечатал билеты (25 лир или 7 евро, далее - цены будут в евро) онлайн на рейс компании METRO, у них самое удобное время выезда было - в 9.00. Очень простой процесс, у всех крупных перевозчиков имеется английская версия сайта. В принципе утром имелся и поезд до Эрзурума (3 евро - сидячий вагон поезда в Анкару), но гораздо раньше - в 7.30, поэтому и эксперимента ради решил попробовать турецкий автобус.

image.jpg
20.

При покупке билета выяснилось, что этa самая METRO шатл не предлагает из центра города. Ну да ладно, в итоге ловко договорились с дядькой из автопроката, что он довезёт на автовокзал к автобусу после сдачи машины. Так и случилось, оказались мы там минут за 30 до отправления. На автовокзале Карса, который довольно запущен и мрачноват, с обилием бездомных псов, в отличии от его собрата в Эрзуруме, где построен современный терминал в 10 километрах от города. Однако это всё мелкие провинциальные реалии, мы были здесь, чтобы уехать, а не "шашечки" разглядывать. Да и автобус появился вовремя.

image.jpg
21.

В общем, отправились и ехали мы 200 километов до Эрзурума аж 4 часа. В этом минус турецких автобусов - медленные они. Очень много остановок, нудновато получается, да и автобус на дальние расстояния не самое лучшее дело. Зато был великолепный бонус - мы ехали через Сарыкамыш ( 50 км от Карса), он чуть в стороне от главной трассы. После русско-турецкой войны 1877 – 1878 г.г. Сарыкамыш стал частью Российской империи, а из окна автобуса хорошо было видно военный городок и бараки, построенные для российский солдат. Место реально очень интересное, но вряд ли может идти речь о прогулках с фотоаппаратом в том районе ввиду - там расквартированны части турецкой армии. А лихорадочно щёлкать через окно движущегося автобуса тоже не дело.

За 30 километров до Эрзурума случилась большая остановка, где все пассажиры автобуса (человек 25) дружно ринулись пить чай и поглощать пиде с донерами. Я, ксати, ожидал, что тот же чай будут предлагать непосредственно в автобусе - так этот вид транспорта многие нахваливают. Ан нет, можно было взять водички и печенье, по желанию. Wi-fi тоже имелся. Некоторые наблюдения по экипажу - 3 человека их там было. Водитель рулил и постоянно разговаривал по телефону, другой человек сидел в конце салона и тоже что-то там занимался со своим телефоном, ещё один, самый молодой (стюард, видимо) дремал в багажном отделении, периодически выглядывая в салон.

Видите, кто-то из автобусной команды заглядывает в специальную каморку. Там они и отдыхают.

image.jpg
22.

Место отдыха с подушками и матрасами.

image.jpg
23.

Салон автобуса при посадке в Карсе. В принципе, достаточно чисто. Но уже на маршруте, в салоне может возникнуть лёгкое специфическое амбре сельской Турции. Автобус - это демократичный вид транспорта и народ там попадается разный, от манагеров до представителей крестьянства, особенно что касается восточной Турции.

image.jpg
24.

Ещё в спинки сидений были встроены телевизоры, которые совершенно не работали. Хотя при покупке билетов METRO указывалось на такую опцию. Смотреть ТВ я, конечно, не собирался, это так, больше наблюдение.

image.jpg
25.

А в пункт назначения, в Эрзурум прибыли ровно в 13:00. Как я уже говорил, отогар далеко от города, искать общественный транспорт как-то не хотелось, дабы не тратить ценное световое время. Такси до центра обошлось в 11 евро - билет на городской автобус стоит 1 евро, для сравнения. Это, наверно, второй существенный минус турецких автобусов, а именно - дополнительные расходы (или увеличенное время в пути) для попадания непосредственно из центра в центр. В этом отношении поезд гораздо удобнее, но сеть турецких железных дорог не очень развита. Можно и внутри Турции самолётами летать - при покупке билета сильно заранее цены хорошие, но на 200 км самолёты, естественно, не летают. Ну и прокат машин тоже никто не отменял. Поэтому автобус на этом маршруте был для меня больше как исследование и личный опыт. По пятибальной шкале оценю на тройку с плюсом ввиду медлительности, удалённости автовокзалов и некоторой лени персонала. Но - ехать можно, если недолго, максимум часа 3-4.
Tags: автомотовело, азия, армения, бл_восток и магриб, города и сёла, дороги и транспорт, европа, жизнь и люди, кавказ, культура, мнения и аналитика, музеи и выставки, общество и население, памятники и достопримечательности, путешествия и туризм, современность, страны и столицы, традиции, турция и византия, фото и картинки
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments