«Весь центр Казани соединяется подземными ходами»
Где в столице Татарстана искать новые бесценные клады / Клады Казани
В начале июня 2015 года во время ремонта школы-интерната Лаишевского района рабочие нашли клад. В маленьком сундучке лежали монеты царских времен и старинные женские украшения. ©
По теме: Легенды края. Казань || Кто прячет российские клады?
Казанский кремль / Фото: Сергей Фадеичев
Одни историки оценивают находку не меньше, чем в 15 млн рублей, другие уверены, что по крайней мере часть монет — грубая подделка.
Между тем в Казани и раньше находили клады. «Русская планета» поговорила с казанским историком, краеведом Анатолием Елдашевым о том, какие ценности таит казанская земля и где их нужно искать.
— Анатолий Михайлович, в Казани могут быть тайники и клады?
— Из-за того, что Казань не бомбили (те 34 дня 1918 года, что она находилась под властью белых, не в счет, во время Великой Отечественной войны здесь не было боев), несомненно, в разные периоды сюда привозились ценные вещи, и хозяева домов что-то прятали. Клады находили в погребах, фундаментах, печках, межпотолочных перекрытиях. В 1990-х годах, когда в Казани сносили одно- и двухэтажные деревянные дома, находок было множество. Естественно, о том, чтобы сдать это в музеи, никто и не думал, все уходило в антикварные магазины Москвы. Московские деньги и казанские — большая разница, поэтому именно туда ушло много интересного.
— А о каких находках все-таки доподлинно известно?
— Угол Карла Маркса и Жуковского, четырехэтажное здание. В конце 1937 года поступил на работу новый хозяйственник. Ему в руки попала старая дореволюционная схема здания, и он обратил внимание на подвалы. Сравнивает: одного помещения нет, а в плане оно есть. Спустился, посмотрел — штукатурка. Постучал и понял, что это заштукатуренная дверь. Ее вскрыли, нашли столовое серебро, утварь, картины, одежду бывших хозяев, которые в сентябре 1918 года покинули Казань в надежде вернуться. Это все сдали в Национальный музей. От музейных работников я знаю, что коллекция до сих пор не разобрана, не описана. Судить о том, насколько ценные вещи там были, мы можем только по информации, которая вышла в газете «Красная Татария» в тот период.
Еще одна история — про ризницу Благовещенского собора Казанского кремля. Со времен Гурия (святитель Гурий — первый архиепископ Казанский и Свияжский, основал в 1552 году церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. — РП) церковное облачение, книги одежда, посуда, драгоценности — все собиралось в Благовещенском соборе. Последний ключарь Андрей Поликарпович Яблоков и другие архипастыри в сентябре 1918 года покидают Казань вместе с белыми. Где ризница? Никто не знает.
Большевики начали простукивать стены — безрезультатно. Стали замерять здание изнутри и снаружи и выявили несоответствие. Отодвинули книжные стеллажи, а там железная дверь на сейфовом замке. Решили взрывать, но потом передумали: храм, вроде как неудобно... Взяли трех домушников из острога на Япеева, те несколько часов поковырялись и открыли. А там — ба, чего только нет! Было принято решение переплавить, но профессура университета быстро вышла на наркома просвещения Луначарского. Пришла бумага: «Все собрать и сдать в губернский музей».
Я поставил задачу сравнить, что было найдено и что есть сейчас в музее. Так вот, три четверти оказалось разворовано еще тогда. Представьте — ценности набрасывали в телегу, и пока возчик едет, он в один карман, в другой кинет. Евангелие, книги, правда, остались, кому они тогда нужны были…
История, более близкая к нашему времени. 1996 год, угол улиц Щапова и Толстого, трехэтажный особняк. Раньше межпотолочные перекрытия, чтобы предохранить здание от пожара, пересыпали 30-сантиметровым слоем земли. Когда рабочие стали эти перекрытия убирать, ткнулись в эту землю и обнаружили схрон горячего и холодного оружия: раритетные клинки, винтовки, шашки середины XIX века. Это, несомненно, представляло интерес, но ни до правоохранительных органов, ни до музеев эта находка не дошла, все расползлось по рукам.
— А сейчас в Казани что-то можно найти или все давно найдено?
— Можно найти. Весь центр Казани соединяется подземными ходами. Казань подземная — это неразработанная тематика. Все дома на улице Баумана соединяются подвалами, мои ровесники там лазали. Точно знаю, был на реконструкции: Александровский пассаж подземным ходом соединялся с домом Пчелина, который стоит напротив, через угол Мусы Джалиля и Кремлевской уходил вниз через Малую Проломную (сейчас Профсоюзная улица. — РП). Там двухэтажные подвалы, сводчатые высокие коридоры, чтобы телега могла проехать. Когда реставрировали здание геологического факультета университета, нашли трехметровые подвалы. Чтобы укрепить здание, их засыпали. Все они тянутся в сторону кремля и под кремлем тоже есть.
Согласно русской православной традиции, прежде чем построить церковь, место освящали, а под один из углов ставили«закладное блюдо»: его наполняли червонцами, это происходило даже с участием императора. Кто знает об этом, ищет такиеблюда — норы, дыры я видел во многих храмах.
— Кто эти современные охотники за сокровищами?
— Черные копатели. Они изучают старые карты, ходят с металлоискателями. Их можно встретить на старых дорогах,заросших травой, которыми мы сейчас не пользуемся, на Сибирском тракте, например. Ребята занимаются не только дорогами — зимой сидят в тиши библиотек, архивов. Изучают жизнь какого-нибудь помещика, скажем, Молостова. Оказывается, у него была хорошая нумизматическая коллекция, были в ней квадратные четыре копейки — это крайне редкая и чрезвычайно дорогая монета времен Екатерины I. Выписку сделали и думают: где это может находиться? Может, в городской усадьбе? Усадьба заброшена, законсервирована, они проникли, поискали — ничего нет. Ладно, городская усадьба отпадает, тогда остается загородная, где проводили лето.
И вот один из этих молодых людей за несколько сезонов нашел четырехугольную монету, продал ее и купил вполне приличную трехкомнатную квартиру в Казани. Точно, когда это было, не скажу, но в последние десять лет.
— Самые знаменитые сокровища Казани, ханские из озера Кабан, существуют?
— Скорее всего, всю ханскую казну Сююмбике с собой увезла. Это легенда и чушь полная, что ее спрятали в озере Кабан. Потому что, если ты что-то хочешь спрятать, то должен иметь к спрятанному доступ. А туда доступа нет. Глубина 18 м, на уровне 2–3 м начинается слой ила. Другое дело, что казну могли спрятать внутри крепости или в пещере. В процессе жизнедеятельности человека ландшафт местности меняется, и вполне возможно, что эта пещера оказалась под водой. Если сравнивать рельефы, то житель XVI века, очутись он в нашем времени, вообще не понял бы, где оказался, даже крепости (кремля. — РП) не нашел бы.
— Во время археологических раскопок в Болгаре, Билярске находили что-то ценное?
— Об этом никому не известно, вы первые, кому я рассказываю. 1967 год, Билярск, татарская археологическая экспедиция под руководством профессора Халикова. Заходит к нам в палатку человек и спрашивает: «Кто начальник?» — «А что у вас?» — интересуемся. Он достает газетку, там завернуто татарское женское украшение, подвеска из электра — сплава золота и серебра в виде виноградной грозди. «Шел по полю, пас скотину, вижу, блеснуло что-то. Показал деревенским — никому не надо, ну и забросил на чердак. Тут увидел, что археологи приехали, принес», — рассказывает он нам.
Последняя экспедиция до нас была в 1928 году, представляете, сколько лет не пахано? «Сколько вы хотите? Пять рублей устроит?» — спрашиваем. А он, видно, пьющий, в уме просчитал, что водка 2,87 и еще 2,13 на закуску останется. Сошлись на 5 рублях. Сколько это в наши дни? Тогда я жил на рубль в день, обед стоил 50 копеек, сейчас такой обед рублей 200. Это получается 2 тысячи на современные деньги. А ведь такие находки цены не имеют.
В основном ведь археологи что находят? Кости, фрагменты посуды, оружие ржавеет, все остальное превращается в культурный слой.
1968 год. Болгар. Находим скелеты. Обычно не поймешь — мужчина или женщина, булгары все были ростом 145–165 см. А тут четко: в сводчатом склепе мужчина-воин, рост 180, на поясе у него ремешок и скифский меч акинак, по всей видимости, это был вождь. Рядом женщина — жена, и главное — единственный случай, нигде в описаниях я больше такого не видел —на известном месте у нее лежали косточки и черепок неродившегося ребеночка. Отошла она беременной — это на меня, 18-летнего, произвело большое впечатление.
Кладбище копать — одно удовольствие, особенно девчонки это любили делать. Все понятно — как человек лежит, как у него руки. Сейчас не принято об этом напоминать, но суждение, что Волжская Булгария была мусульманским государством, в корне неверно. Это как раз определяется по принципу захоронения. Там мощная русская партия была: купцы, греческая, армянская колонии. Армяне, кстати, отстроили Булгар. «Верхушка» в 922 году приняла ислам суннитского толка, но все остальные были язычниками.
— Вы сами клады ищете, что-то коллекционируете?
— Я до начала 80-х занимался плотно, но потом понял: это страсть, которая может ударить по карману, по семейному бюджету. Для большинства коллекционирование закачивается трагически. Коллекционеры не в состоянии оторваться от своего богатства, кому-то что-то подарить. Я, слава богу, от этого отошел.
Любовь Денисова
«Русская планета», Казань, 18 июля 2015
«Русская планета», Казань, 18 июля 2015
Community Info