mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Categories:

Читаем о фольклоре #2

Ещё книги для самообразования

5 книг о народных верованиях
Рекомендации по народной мудрости

Что читать о суевериях и предрассудках русского народа, рекомендует кандидат филологических наук Варвара Добровольская. ©

Ещё с Добровольской: Образ женщины в русских сказках | 5 мифов о фантастических существах | Святочные гадания


«Ковер-самолет», В. Васнецов, 1880

В рекомендованной подборке книг можно узнать, где найти анализ русского народного фольклора с точки зрения здравого смысла, что почитать о суевериях русского дворянства и о том, как христианская доктрина повлияла на трансформацию народных верований.
Варвара Добровольская — кандидат филологических наук, заведующая фольклорно-этнографическим отделом Центра русского фольклора, докторант Институт мировой литературы им. А.М. Горького, ученый секретарь Государственного республиканского Центра русского фольклора.

1. П. Пузино «Взгляд на суеверия и предрассудки Поликарпа Пузины» СПб., Типография Императорской Российской Академии. 1834 г.

Эта книга не просто свод всевозможных суеверных представлений русских людей, но и попытка объяснить многие из них с точки зрения здравого смысла. Она появилась не случайно, поскольку именно начало XIX века стало временем, когда приметы и поверья, снотолкования и гаданиям распространены во всех слоях общества привлекли внимание исследователей. Отрицательное отношение к суевериям, которое было характерно для дворянского просветительства XVIII века, в начале XIX столетия сменилось их оправданием, что связано, прежде всего, с внимание романтизма к жизни «простого человека». Ю.М. Лотман писал о том, что именно эпоха романтизма обратившись к специфике народного сознания «реабилитировала народные «суеверия», увидев в них поэзию и выражение народной души».

Вопрос о взаимоотношении «истинной веры» и «суеверия» во времена П.Пузино был весьма актуален. В жизни людей суеверия органично сосуществовали вместе с религиозными догматами. Автор этой книги будучи врачом подошел к анализу суеверий со свойственным медикам скептицизмом и показал, как мифологические представления трансформируются в современном ему мире, становятся в определенной мере элементами моды.

2. В.И. Даль «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа. Сочинение В. Даля» СПб., М., 1880.

Книга еще одного врача, который прославился как автор словаря и сборника пословиц и поговорок. Обратившись к народным верованиям Даль, прежде всего, отметил, что это значительная часть народной жизни. Но будучи реалистом Владимир Иванович рассматривал суеверия как оковы, которые человек одел на себя и в которых он должен жить и умереть, вместо того чтобы стряхнуть их и быть свободным. Однако такое отношение к народным верованиям не помешало автору представить обширную подборку материалов, посвященную народной демонологии, гаданиям, заговорам. Он рассматривает поверья как остаток язычества, который сохраняется потому что русскому народу свойственно с большим сопротивлением относиться к смене старого обычая на новый. Эта книга дает возможность увидеть мир русского простолюдина глазами очень компетентного и крайне доброжелательного и заинтересованного наблюдателя, способного оценить красоту и определенное изящество народных представлений о мире.

3. Е.В. Лаврентьева Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. М.: Молодая Гвардия. 2006.

Нам свойственно считать, что суеверия и предрассудки были уделом простолюдинов, но автору этой книги удалось собрать обширный материал по суеверным представлениям, бытовавшим в среде русского дворянства начала XIX века. Особое внимание Елена Владимировна уделила проблеме переплетения суеверных и религиозных представлений. Ей собран обширный материал, показывающий многообразие суеверных «сюжетов», бытовавших в среде дворянства. Помимо широко известных суеверных представлений автор приводит и весьма редкие, зачастую зафиксированные в единичных вариантах, приметы. Особый интерес в данной книге представляет то, что автор показывает двойственное отношение русского общества к суевериям. Если для одних суеверия были неким забавным явлением, некой светской игрой или причудой стариков, то другие представители высшего света истово верили и соблюдали правила, регламентируемые поверьями. Эта книга интересна еще и тем, что многие исторические лица предстают в новом неожиданном ракурсе – носителей народного мировоззрения, хранителей и блюстителей традиций.

4. Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М.: Академический Проект; Гаудеамус. 2004.

Эта книга результат многолетних исследований ведущего специалиста в области фольклорной прозы Неонилы Артемовны Криничной. Любая работа данного автора может читаться как захватывающий роман, и данная книга не является исключением. Автору удалось представить персонажей нечистой силы не как демонологические, а как мифологические образы. Неонила Артемовна сосредоточила свое внимание в этой работе на истоках и полисемантизме мифологических образов, рассмотрела персонажей в их семантическом единстве. Образы духов-хозяев пространства (домовой, леший, водяной и др.) и людей, обладающих магическими способностями (мельник, знахарь, колдун, плотник и др.) анализируются автором книги на материалах не только фольклорной прозы, но и на примерах других жанров и разновидностей фольклора, декоративно-прикладного искусства и т.д. Исследовательнице удалось показать как христианская доктрина повлияла на трансформацию народных верований, выработку нравственно-эстетических идеалов и религиозно-философских взглядов на мир. Эту книгу могут читать люди самого разного возраста и уровня образования. Она будет интересна всем, кого волнуют проблемы славянской мифологии и русской фольклорной традиции.

5. О.В. Белова «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды. М.: Индрик. 2004.

В данной книге собраны фольклорные пересказы Священного писания. Помимо народных легенд на темы Ветхого и Нового Завета, Ольга Владиславовна включила в данное собрание поверья и приметы, связанные с фольклорными нарративами на библейские темы.

На примере вошедших в книгу текстов наглядно показано, что народное христианство представляет собой соединение канонических и апокрифических сюжетов, архаических верований и этнокультурных стереотипов. Автор отвечает не только на вопрос о том, для чего рассказываются этиологические легенды, но и показывает, что акт рассказывания конкретного сюжета обусловлен «этнографическим контекстом», что тексты легенд служат определенным комментарием к обрядовым действиям.

О.В. Белова подробно разбирает морализаторский аспект текстов библейской тематики. Она показывает, что различные сюжеты, разнесенные в Библии по времени в народном православии объединяются в единый нарратив. И хотя это сугубо научное издание, оно будет безусловно интересно всем, кто интересуется народным мировоззрением и традиционной культурой.

© «ПостНаука», 30 августа 2013
Tags: книги и библиотеки, культура, литература, мистика и оккультизм, мифы и мистификации, мудрость и философия, народ и элиты, наследие, наука, образование и воспитание, писатели и поэты, рейтинги, русские и славяне, сказки и эпос, современность, традиции, фольклор
Subscribe
promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments