mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Чем свободнее и независимее становилась женщина, тем сдержанней и консервативней становился мужчина

Ещё из истории моды, в т.ч. мужской

История тройки
Появление главного мужского костюма и его всемирное историческое значение / Курс № 11 История дендизма

Составитель курса Ольга Вайнштейн составила курс, в котором рассказывает о том, как в XIX веке произошла революция в мире мужских костюмов и к чему это привело. ©

Ещё в курсе №11: Зачем нужны денди | Автомобильная мода | История моды в карикатурах | Кто такие Кардиган, Макинтош и Френч | Пять денди из России | Первый модный журнал в РИ


Английская карикатура на денди. 1825 год

Когда появился традиционный мужской костюм-тройка, какие предметы мужского гардероба были его предшественниками, каким важным переменам он сопутствовал и почему так долго просуществовал в практически неизменном виде.
Традиционный мужской костюм, состоящий из трех элементов, окончательно сложился к началу XIX века и включал в себя сюртук или фрак с обязательным жилетом и длинными панталонами. Вскоре на смену сюртуку и фраку пришел прямой пиджак, а на смену панталонам — классические брюки, в то время как жилет остался верен самому себе. Костюм-тройка, несмотря на серьезные изменения, произошедшие за последние десятилетия в мужском костюме, по-прежнему остается символом мужественности и делового духа.


До недавнего времени интерес мужчин к своему внешнему виду всячески порицался как немужское занятие и слабость и порождал домыслы относительно их сексуальности: считалось, что подверженность модным тенденциям сродни ветреной и капризной женской природе, в то время как рационально мыслящий мужчина не тратит время попусту. В результате на протяжении последних двух столетий мужской гардероб, в отличие от женского, оставался консервативным, сопротивляясь любым новациям.


___
Портрет Герарда Корнелиса ван Рибека. Картина Матеуса Верхейдена. Около 1755 года / В XVIII веке во Франции традиционный мужской костюм состоял из жюстокора (длинного кафтана), камзола (который уже фактически превратился в жилет) и кюлотов (штанов до колена)

Подобная аскеза в отношении собственной внешности далеко не всегда была свойственна мужчинам. Вплоть до XVIII века мужской костюм был не менее ярким, экспрессивным и богато украшенным, чем женский; мужчины пользовались пудрой и румянами и прибегали к разного рода ухищрениям вроде накладных икр для имитации мускулистых ног и мушек, которые зачастую призваны были скрыть проблемы с кожей. Как пишет историк моды Фред Дэвис, в ту эпоху «и мужчины и женщины равно выставляли напоказ кружева, дорогой бархат, тонкие шелка и вышивку, чрезвычайно нарядную обувь, прически, парики, шляпы с украшениями в духе рококо, обильно применяли пудру, румяна и прочую косметику» /Джон Харви. Люди в черном. М., 2010/.


___
Портрет сэра Джорджа Монтегю. Картина Томаса Бича. 1780–1790 годы / Около 1770-х годов появился фрак, прилегающий к бедрам. В Англии фраки были шерстяными, во Франции — шелковыми или полушелковыми. Под фрак надевали укороченный жилет, на ноги — кюлоты

Великая французская революция 1789 года привела не только к колоссальным политическим и социоэкономическим сдвигам, но и стала причиной серьезных перемен в одежде: на смену аристократическому дресс-коду с непременным камзолом, бриджами и чулками пришли брюки, которые до тех пор носили лишь представители неимущих слоев общества. Сторонников революционных перемен даже назвали по тому, как они одевались: санкюлоты (sans-culottes) в переводе с французского буквально означает тех, на ком не надеты кюлоты, то есть короткие застегивающиеся под коленом штаны, которые носили аристократы.


___
Франсуа Рене де Шатобриан размышляет на развалинах Рима. Картина Анн Луи Жироде-Триозона. После 1808 года / Мужской костюм эпохи романтизма состоит из рубашки со стоячим воротником или воротником на пуговицах, длинных светлых брюк, яркого или контрастного жилета и узкого фрака

Психолог Джон Карл Флюгель, описывавший революционный отказ от пышных одежд праздного класса в пользу более демократичного и сдержанного буржуазного делового дресс-кода, назвал этот момент в истории костюма «великим мужским отказом». Сдержанным в новом мужском костюме были и декор, и цвет: в XIX веке яркость и пестрота остаются женщинам, в мужской же одежде нормой становится черный цвет, который для женщин остается скорее исключением.

По всей видимости, темные цвета, демократичные и практичные одновременно, а также более свободный крой костюма начинают доминировать в мужском гардеробе в XIX веке во многом потому, что герой эпохи индустриализации нуждался в удобной повседневной униформе для перемещения по городу и работы в офисе.


___
Модник. Около 1895 года

Любопытно, что чем свободнее и независимее становилась женщина, тем сдержанней и консервативней становился мужчина. Так, с появлением в Европе и Америке в конце XIX века феномена «новой женщины», гораздо более независимой и целеустремленной, которую на карикатурах того времени чаще всего изображали с сигаретой в руках, нередко на велосипеде, а иногда и в брюках, к мужчине стали предъявлять гораздо более жесткие требования. Чтобы избежать насмешек со стороны окружающих и обвинений в женоподобии, мужчины с еще большим энтузиазмом стали держаться делового костюма.


___
Модели мужских костюмов. 1940-е годы

В таком аскетичном виде мужской костюм просуществовал вплоть до 1960-х годов XX века и первой «революции павлинов», которая была связана с эстетикой «свингующего Лондона», молодежной и сексуальной революцией и бумом субкультур. В результате молодые люди впервые за многие годы стали открыто интересоваться модой и потреблением и ходить в узких брюках и рубашках с яркими принтами.

Автор курса Ольга Вайнштейн — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований имени Е. М. Мелетинского РГГУ / Помимо семиотики одежды, истории повседневной жизни и истории и теории моды, занимается литературой и философией европейского романтизма, методологией гуманитарных наук ХХ века, а также гендерными исследованиями. Основатель и член редколлегии журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» и составитель его книжной серии; член редколлегий журналов Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture; International Journal Fashion Studies; Critical Studies in Men’s Fashion. Автор книг «Ароматы и запахи в культуре» и несколько раз переиздававшейся «Денди: мода, литература, стиль жизни».</span>

Автор Людмила Алябьева
«Arzamas», 15 апреля 2015
Tags: 18-19-ее века, 20-й век, европа, запад, интересно, история, культура, мода, мужчины, народ и элиты, наследие, нравы и мораль, общество и население, символы, слова и термины, современность, средневековье, страны и столицы, традиции, турция и византия, факты и свидетели, эпохи
Subscribe

  • ЗИМНЯЯ ПОЭЗИЯ ГОРОДА РАДУЖНЫЙ (ХМАО-ЮГРЫ)

    Зима - это самое удивительное время, когда вся природа вокруг погружается в сон до весны. Деревья, осенью скинув с себя листву, стоят абсолютно…

  • Эпоха домино

    – Ну что, забьем козла? – так говаривали когда-то советские мужики, усаживаясь во дворах за стол со столешницей из фанеры. Стол и лавки вокруг…

  • Александр Блок и его любимая

    28 ноября 2020г. -140 лет со дня рождения поэта В 1897 году, в возрасте 17 лет, Александр Блок на немецком курорте в Бад-Наухайнм пережил…

promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments