mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

Москва в литографиях от Игоря Задеры

Ещё города в живописи

Художник-литограф Задера: «Гравюра – это рафинированный вид искусства»
Гравюры московского художника-литографа Игоря Задеры / «Московский альбом»

Гравюра пришла в Россию в XVIII веке из Европы. Не являясь массовым, этот вид графического изобразительного искусства быстро завоевал симпатии не только знати, но и отдельных горожан. ©

Ещё у Задеры: ПМВ, а также по теме: Ревель в литографиях, 1880 || Петербург в фотографиях XIX века || Японская ксилография Рэя Моримуры || Музей Пожалостина в Солотче


___
Художник-литограф Игорь Александрович Задера (в центре) вручает свою работу ректору Московской консерватории Александру Сергеевичу Соколову / В рамках мероприятий, организуемых и проводимых в Российской Федерации в 2012 году, официально объявленным «Годом Российской истории», 26 декабря 2012 года в Рахманиновском зале Московской государственной Консерватории имени П. И. Чайковского состоялась торжественная церемония награждения выдающихся российских деятелей науки, культуры и искусства Высочайшей Благодарностью Главы Российского Императорского Дома

Русская гравюра имеет сложную, но интересную историю и продолжает существовать в нашей стране благодаря ценителям искусства, одним из которых является художник Игорь Задера, который работает в данной технике.
Корреспонденты портала «Россия для всех» узнали у литографа, как гравюра помогла ему заново посмотреть на Москву, в каких сферах сегодняшней жизни работают и представлены мастера литографии; Игорь Задера также выразил свое мнение по поводу того, стоит ли считать авторскую фотографию искусством.

- Игорь, многие свои работы вы посвятили столице нашей страны. Откуда этот интерес к московской тематике?

- Москва - интересный город, к тому же мы здесь живем. В этом городе много необычных мест; и когда я прохожу мимо какого-то необычного дома, задаюсь вопросом, что это была за постройка. Начинаю изучать, в результате чего узнаю, что когда-то это здание было очень красивым и имеет не менее красивую историю...


2.
«Вид на Москву-реку»

- Почему таких историй мы слышим крайне мало?

- Некоторые чиновники раньше жили в коммунальных квартирах, поэтому едва ли они могут оценить красоты архитектуры царской России. В дореволюционное время вопросам градостроительства и сохранения архитектурных сооружений уделяли особое внимание. Вспомним, к примеру, что после пожара 1812 года был разработан известный план реконструкции Москвы, благодаря которому город приобрел законченный облик и свое лицо. Во времена Российской империи и империи советской существовала архитектурная школа. Сегодня мы практически утратили эту школу, потому что вопросами сохранения старинных зданий на должном уровне никто не занимается, соответственно, о них никто ничего не говорит, а население ничего о них не знает.


3.
«Вид на Иверские ворота». Серия «Неизвестные виды Кремля» / На гравюре изображено здание аптекарского дома, на месте которого сейчас расположен Государственный Исторический музей

- В процессе работы над своими гравюрами о неизвестной Москве вы разочаровались в истории города или, напротив, она вас вдохновила?

- Москва и ее история вдохновляют. Здесь некая аура, которая, агонизируя из-под подворотен, все равно питает меня. Если бы она меня не питала, невозможно было бы тратить на создание гравюр и литографий о Москве годы усидчивого труда. Тем более все эти проекты не имеют каких-либо коммерческих, рентабельных обязательств партнеров - это сугубо индивидуальный труд, проделанный в соответствии с европейскими традициями гравюры XIX века. Это некий показатель качества продукта, благодаря чему работа приобретает статус и реноме художественного произведения, ведь выполнена она в духе европейских традиций изготовления гравюры.

Гравюра - это оттиски на бумаге, которые предполагают более изысканный вкус, чем даже живопись. Поэтому гравюра - рафинированный вид искусства. Сейчас нам пытаются навязать современную фотографию, она все заполонила собой. Но я не считаю ее искусством, просто кто-то хочет выхолостить наш вкус до поп-артовского всеядства. Есть, конечно, шедевры авторской фотографии в творчестве отдельных мастеров, но говорить о том, что современная массовая фотография является уникальным хенд-мейдом, нельзя.


4.
«Вид на колокольню "Иван Великий"». Серия «Неизвестные виды Кремля» / Чудова монастыря и Малого Николаевского дворца нет, сейчас на этом месте стоят Спасские ворота

- Есть ли какая-то характерная черта русской гравюры?

- Есть термин «русская гравюра», и если говорить о ее национальных корнях, то это лубок. Но лубок - это народное творчество, хотя отдельные его образцы могут сравниться с европейскими шедеврами гравюры.

Исконной русской гравюры нет, она имеет европейское происхождение и сравнительно недавно попала в Россию. Однако мы можем назвать некоторых талантливых мастеров прошлого и современности.

- Например?

- В период классицизма гравюры на стали Алексея Зубова были признаны настоящими шедеврами мирового искусства, пополнив копилку именно русского искусства.


5.
«Вид на старый царский дворец». Серия «Неизвестные виды Кремля» / Теремной дворец (старый царский дворец) ныне является резиденцией Президента Российской Федерации

- Что происходило с гравюрой в советские годы?

- Литография существовала за счет издательств, где также печатались художники. Расцвет литографии пришелся где-то на период 1940-х годов, который назвали периодом фронтового плаката. Тогда появились знаменитые работы, которые по справедливости можно назвать шедеврами печатной литографии, активно выпускались киноплакаты.


6.
«Вид на Боярскую площадь». Серия «Неизвестные виды Кремля» / Боярской площади (в старину ее называли «Сорок сороков») давно не существует

- Как гравюре обучаются современные молодые люди?

- Сейчас студентов учат азам гравюрного искусства. Им преподают технические методики и виды гравюры без глубокого погружения в предмет технологий, и в результате печатает гравюру только мастер. Студенты успешно сдают экзамены, получают дипломы, но по специальности не работают.


7.
«Вид на Архангельский и Благовещенский соборы». Серия «Неизвестные виды Кремля»

- Почему, на ваш взгляд?

- Это трудоемкий и затратный процесс. Да и время сейчас другое, скажем так. Гравюра интересна узкому кругу людей.

- Сколько времени в среднем занимает создание гравюры?

- Около месяца-двух может занимать только одна гравировка на материале в зависимости от выбранного формата и сложности сюжета.


8.
«Видъ на церковь Владимирской богоматери, что у Никольскихъ воротъ въ Китае-городе». Серия «Неизвестные виды Кремля»

- Назовите, пожалуйста, среднюю стоимость работы.

- Гравюра - недешевый вид искусства, средняя цена на отечественном рынке произведения известного мастера может составлять порядка 1 тыс. долларов. Если брать в качестве примера нашу с вами ситуацию, то это могут себе позволить лишь коммерческие структуры или отдельные собиратели. Музеи и библиотеки пока не в состоянии приобретать гравюры за такие деньги и пополнять свои собрания.


9.
«Видъ на колокольню "Иван Великий", Николаевский дворецъ и Чудовъ монастырь, что у Спасских воротъ въ Кремле». Серия «Неизвестные виды Кремля»

- Где может реализовать себя мастер литографии сегодня?

- Он может реализовать себя в книге, занимаясь, допустим, иллюстрированием художественных произведений. Некоторым удается реализовать себя в области авторской книги, в так называемой книге художника. Этот вид работы не предполагает стороннего вмешательства: здесь художник проектирует все - начиная с макета и заканчивая выбором автора. В результате порой получается довольно неожиданный симбиоз.


10.
«Видъ на церковь Николы "Большой крестъ", что у Ильинскихъ воротъ въ Китае-городе». Серия «Неизвестные виды Кремля»

- Мы живем в век компьютерных технологий. Повлияли ли они на литографию?

- Да, и весьма положительно. К примеру, в США уже давно созданы новый станок и пластинки наподобие офсетных для печати; эти пластинки обрабатываются до определенной формы, приобретая фактуру поверхности литографского камня. На таких больших пластинках можно рисовать, используя такую же технику, создавать подобного рода фактуру. И сопряжением этих пластин друг с другом добиваться неимоверного в нашем понимании формата. Произведения художника Роберта Раушенберга - явный тому пример...


11.
Литография

- Каковы перспективы русской гравюры в обозримом будущем?

- Этот вопрос можно отнести к любому виду изобразительного искусства. Да, мастеров практически не осталось, сейчас литографией занимаются лишь те, кто творил еще в советские времена. Но художники могут лишь создать сюжет, а его еще надо отпечатать. Рисовать старое поколение может, но ему некуда представить законченное произведение, потому что отсутствует система социального заказа со стороны государства...


12.
Литография

- В Европе существовали цеховые мастерские. В формате цехового производства сложились отношения мастера и подмастерья. Благодаря этой преемственности поколений отчасти и создавались традиции европейского искусства. Была ли эта преемственность у наших мастеров гравюры?

- Это действительно характерно для Европы, но не для России. Причина: у нас, к сожалению, нет базы, необходимой для создания мастерской. Кроме того, в России искусство было строго социально ориентированным и постоянно сменялись установочные принципы.


13.
Литография

- Лично вы учили кого-нибудь? Есть ли у вас подмастерье?

- Нет, потому что мне некогда этим заниматься. И потом я не позиционирую себя в качестве мэтра, я скромный художник. Да и не встретил пока горящие глаза молодого человека, который бы жаждал знаний в этой области. Кстати, отвечая на ваш вопрос о профессиональной реализации студентов: молодые люди сейчас уходят в множительную копировальную технику. И это не случайно.


14.
Литография

- Как вы свое искусство вносите в массы?

- Не так активно, как хотелось бы: для этого нам нужна государственная поддержка. Раньше мы регулярно ездили в дома творчества, на творческие дачи, общались, организовывали выставки, проводили, выражаясь современным языком, мастер-классы. Сейчас если и проводятся подобные мероприятия, то крайне редко и не в таком объеме, как хотелось бы. Я провожу собственные мастер-классы за счет грантов ЕС в Европе, формирую музейные и библиотечные коллекции гравюры у нас в стране и за рубежом. В частности, за последний период я создал триптих, посвященный Бородинскому сражению, и он пополнил собой собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГИМ, Музея Вооруженных сил в Москве, Музея артиллерии и войск связи в Санкт-Петербурге, Военно-исторического архива...


15.
Литография

- Над чем вы работаете сейчас?

- Сейчас я работаю над серией произведений, посвященных фронтовой тематике, а именно Первой мировой войне. Хочу создать проект, в котором найдут свое место все страны - участницы боевых действий тех лет.


16.
Литография

Литография. Справка
Исторический экскурс

Литография – плоская химическая печать с камня, или «камнетиснение» - графическая техника, изобретенная в 1796-1797 гг. в городе Мюнхене (Бавария) тамошним немцем Алоизом (Алоизием) Зенефельдером. Само слово « литография» произошло от сочетания греческих слов «литос» - камень и « графо» - пишу, изображаю.


17.
Литография

Художник делает рисунок на литографском камне (особом виде известняка) специальным химическим жиросодержащим литографским карандашом или пером и кистью (литографской тушью). Изображение в дальнейшем обрабатывают (протравливают) специальной кислотой на основе сока ливанского кедра – гуммиарабика. Кислота не действует на «зарисованные» места (зажиренные) на камне, и они, в процессе печати прекрасно впитывают в себя краску.

И, наоборот, места не покрытые рисунком, лишаются после травления способности впитывать в себя краску. Для того, чтобы рисовать на камне литографским карандашом, поверхность камня должна быть обязательно сделана зернистой, шероховатой, а чтобы рисовать пером или кистью, она должна быть отполирована.

Карандашная литография на камне – классический прием литографии – излюбленная техника наших старых мастеров-литографов: Кипренского, Боровиковского, Венецианова, Орловского и др.


18.
Литография

В России первые литографские мастерские возникли в 1816 году, хотя сам способ литографирования был известен гораздо раньше (с 1803 года). Художественный язык литографии оказался ярким и выразительным. Художники увидели, что жирный литографский карандаш обладает богатейшей гаммой оттенков, что черный цвет в литографии звучит подчас с непревзойденной силой, что оттенки серого исключительно разнообразны, что, наконец, дополнительные приемы обработки камня, такие как работа скребком ( иглой, шабером) или применение условного желтого тона для того, чтобы интенсифицировать белый цвет, также приводят к значительным художественным результатам.

Развитию русской литографии во многом способствовало возникшее в 1820 году в Петербурге « Общество поощрения художеств». Одним из первых его изданий явилось « собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей», в котором приняли участие выдающиеся художники: Александр и Карл Брюлловы, Беггров, Галактионов, Тон, Шифляр и др.


19.
Литография

В 1843 году в Петербурге вышли « Очерки русских нравов» Булгарина, где иллюстрации « рисовал на камне» гениальный Тимм, много сделавший для развития литографии в России. В своем самом значительном художественном труде – литографском альманахе « Русский художественный листок « выходившем в свет в 1851-1862 гг. он представлял также произведения Боголюбова, Зичи, Шарлеманя, Петрова и др.

В 1867 году в Москве вышел в свет « Альбом видов и сцен из русской жизни. Автографы русских художников» в котором приняли участие художники Саврасов, Перов, В.Маковский, Шмельков, Башилов и др. А в 1869 - 1870 гг. уже в Петербурге группа питерских художников в лице Репина, Крамского, Сурикова, Чистякова, Савицкого, Максимова, Куинджи, Шишкина и других выпустила свой альбом – « Художественный автограф».


20.
Литография

Большая часть литографий того времени выполнялась в один цвет, а потом раскрашивалась от руки. Но были и цветные литографии, т.н. «хромолитографии». Например, тот же Тимм печатал свои сюжеты в 2-3 цвета, а порой и в 5 красок! Наиболее же часто печатались литографии в 2 цвета: тогда один - черный – был основным, рисующим цветом, а второй – большей частью серый или охристый – только слегка подсвечивал рисунок, ложась на всю площадь композиции, и лишь в самых светлых местах рисунка (в бликах) бумага оставалась белой.


21.
Литография

В 1900 году был выпущен альбом « 15-ти литографий русских художников», изданный журналом « Мир Искусства», где были помещены литографии Бакста, Бенуа, Лансере, Малявина и Серова.

Уже в начале 1920-х годов к литографии обратились те из художников старшего поколения, творчество которых было отмечено реалистическими традициями - Юон, Кустодиев, Остроумова-Лебелева, В. Соколов, и др. Огромное применение нашла литография в политическом плакате 1930-1950 гг. в сюжетах и образах Моора, Тоидзе, Верейского, Пахомова, Кибрика, Ватагина, Родионова, Конашевича, Лебедева, Кузнецова, Рудакова, Чарушина, Бойма и др.


22.
Игорь Задера

Сегодня кадры художников, владеющих искусством литографии непрерывно пополняют ведущие художественные институты страны: Академия Художеств им. Репина в Петербурге, а также художественный институт им. Сурикова и Академия печати в Москве. Признанными мастерами жанра являются художники Кокорин, Коровин, Ливанов, Обросов, Пророков, Большакова, Калиничева, Судакова, Щеглов и др.

© «Россия для всех», 1 апреля 2013
Tags: биографии и личности, города и сёла, живопись, интервью и репортаж, интересно, искусство, история, кремли и дворцы, культура, мастер, москва, мужчины, музеи и выставки, памятники и достопримечательности, россия, современность, техника и технологии, традиции, фото и картинки, художники
Subscribe

promo yarodom september 20, 2012 20:29 14
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments