?

Log in

No account? Create an account

Мы родом ...

Летопись: Люди, места, события, свидетельства


Previous Entry Share Next Entry
Краткие истории. Река Прегóля (Прегель)
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё о Калининграде

Река Прегóля (Прегель)
Основная водная артерия Калининграда, также протекает через городки и поселки Черняховск, Знаменск, Гвардейск

Длина - 123 км || Площадь бассейна - 15,5 тыс.кв.км || Глубина - 2-16 м || Ширина - до 80 м. ©

Другие краткие истории


На реке Преголя / Фото: Игорь Стомахин

История

Нынешнее название Прегóля, как и многие другие калининградские топонимы, конкурирует со старым немецким — Прегель. Прежде чем получить это имя, река носила несколько других, в частности Скара — «изог­нутая».

В прошлом река неоднократно устраивала жителям окрестных населенных пунктов наводнения с катастрофическими последст­виями. В наше время они случаются реже, хотя небольшие стихийные бедствия бывали и в 2000-х годах. Река стала более спокойной и предсказуемой в н­ачале XX века, когда был вырыт канал, соединяющий ее с Балтийским морем. Сейчас значения для судоходства она практически не имеет — с тех пор как на территории области появилась гораздо более удобная для перевозок железная дорога. Индустриализация прилегающих земель, естественно, имела и отрицательные стороны: река сильно загрязнена, что в центре Калининграда можно наблюдать невооруженным глазом.

После Второй мировой войны было неизвестно, останется ли город во владении СССР. Поэтому все, что можно было разобрать и вывезти, оперативно разбиралось и вывозилось. Дома вдоль реки пошли под снос в первую очередь: их кирпич отправляли баржами на восстановление Ленинграда. Это одна из причин, по которым исторический облик города сохранился лишь фрагментарно.


На реке пятнадцать мостов

В черте областного центра на Преголе находятся остров Канта с городским кафедральным собором и туристический новодел «Рыбная деревня» — стилизованный под старину квартал кафе и магазинов.

Легенда

Краеведческие предания гласят, что однажды на реке проходил конькобежный марафон. Один из участников упал в прорубь, да так неудачно, что кромкой льда ему отрезало голову. Мимо проходила компания студентов. Они вытащили бедолагу, приставили голову на место (так как был сильный мороз, она тут же примерзла) и потащили тело в полицейский участок. По дороге они зашли в трактир, чтобы согреться и отойти от происшествия, выпив по рюмочке. Труп прислонили в сенях. В тепле лед начал таять, и голова снова отвалилась от туловища. В этот момент мимо проходила беременная служанка. От испуга у нее н­ачались преждевременные роды. Ребенок вырос умст­венно о­тсталым, и всю жизнь в городе его называли Конькобежец.


Леонард Эйлер

На реке пятнадцать мостов. С теми из них, которые находятся в черте города, связана старинная математическая задача: можно ли пройти по семи мостам Кенигсберга, не побывав ни на одном дважды?

На ее основе математик Леонард Эйлер создал так называемую теорию графов, которая используется в логистике, химии и информационных технологиях.

Юлия Никитина
«Русский репортер», №15 (293), 17 апреля 2013

promo nemihail 15:03, вчера 177
Buy for 20 tokens
Вчера многие СМИ проводили опрос и, что характерно, большинство людей до сих пор считают себя жертвами перестройки Михаила Сергеевича Горбачёва. А что в действительности принесла нам Перестройка? Давайте разберемся. Вот вам лично мой опыт жизни в СССР Я родился в 1980 году и уже с 2,5 лет…

  • 1
Странно! Как это преголь не имеет значения для судоходства?! А в Калининград как с моря иначе попадешь? Только по Преголи и идти достаточно долго.

Не сказано ж, что судоходной не стало, сказано, что перестала быть основной транспортной артерией региона.

"Сейчас значения для судоходства она практически не имеет"
Т.е. выражение можно назвать глупым, честно говоря. Т.к. Калининград является на Балтике нашим единственным незамерзающим портом и его значение не то что для региона, но и для РФ с Белоруссией огромно.
Просто тут скорее скомпилированный с вики текст. Наверняка имелось ввиду Преголь как речная артерия по которой из внутренних районов и во внутренние перевозились нхг.
Кстати огромный минус новых времен. Реки всегда на Руси были наиважнейшими коммуникациями.

Незамерзающий какой порт вы имеете в виду - морской или речной? Вы хотите сказать, что река не замерзает?

В Вики как раз чётко даётся пониманиме, что нынче река, после введения ж/д, стала вторстепенной транспортной связью для региона, а река используется лишь для коммерческих рейсов, т.е. для бизнеса, как я понимаю, а не для нужд области и страны как дорога.

По рекам согласен, что запустили их как транспорт. Щас бы не мучались с дальнобойщиками хотя бы с теми же насыпными (основными в %) перевозками ((

Вот видите. Я даже в вики не смотрел, просто из контекста стало понятно. Там по Преголи от устья часа 2-3 хода, если память не изменяет. По крайней мере несколько городов проходишь. Балтийск в самом устье, и Янтарные, Светлые и пр. точнее не вспомню.
И да, Преголь практически не замерзает и если есть лед то не крепкий и его корабли сами ломают или буксиры. То бишь без ледоколов обходятся.

Ещё раз, не понимаю, с чем вы не согласны? Преголя - не основная транспортная дорога Калининграда и области, потому и не рассматривается лишь как судоходная и ставка на неё как судоходную не делается. Я так понимаю. С чем не согласны вы, я не понимаю.

Да что ж тут непонятного. Калининград стоит на Преголи. И является одним из самых крупных российских портов. Если Преголь не судоходна, как по ней будут ходить суда в Калининград? Там и защитные стенки и работы земснарядов круглогодичные, лишь бы Преголь была судоходной и чтобы работали порты Калининграда. Торговые, Рыбные, военные. Чтобы суда, которые строятся и ремонтируются в Калининграде смогли свободно ходить по Преголи.
Преголь по определению не может быть несудоходной. Если она не судоходна, то Калининград - Ташкент.

Как же вам объяснить-то...Да, Преголя - судоходна, это не отвергается, но перевозится по неё меньше, чем по суше (ж/д). Кто вам сказал, что Преголя несудоходна?

  • 1