mamlas (mamlas) wrote in yarodom,
mamlas
mamlas
yarodom

Category:

КПЦ

Ещё о Православии в странах мира

Китайский лик православия
История православия в Китае / Восстание боксеров, босой «святой» Иоанн Шанхайский и культурная революция — как развивалось православие в Китае

В Китае впервые за полвека рукоположат в сан китайского православного священника. Еще двое студентов из КНР будут учиться в духовных академиях России с перспективой их возможного рукоположения. ©

По теме: ЯПЦ | Албазинская осада


___

Об этом агентству ТАСС сообщил [в мае 2015 года] митрополит Волоколамский Иларион по итогам своего визита в Китай.
«Русская планета» вспоминает, как развивалось и чем живет православие в стране, где еще 40 лет назад жгли храмы и замазывали дегтем лики святых.

Православный мандарин

Одна из первых встреч Китая с православием произошла в 1685 году. Тогда в Пекине оказалось около сотни казаков. Казаки обороняли от китайцев Албазинский Острог на Амуре, сдались и были уведены в плен. Вместе с пленными в Китай ушел и местный священник Максим Леонтьев, по преданию, успевший забрать из храма в остроге икону святого Николая Чудотворца.

Леонтьев торжественно поставил икону на новое место: под отправление религиозных нужд казакам отдали буддийскую кумирню — отец Максим вынес из храма статую Будды и вместо нее поставил икону с ликом святого.

Вера в казаках истощалась. Холостые женились на местных девушках, и уже в ближайшем потомстве «явилось открытое равнодушие к вере отцев», писал в XIX веке иеромонах Николай (Адоратский), историограф китайского православия. Эта ситуация вызвала обеспокоенность Петра I. В 1713 году власти России и Китая договорились об открытии в Пекине духовной миссии.

Для окормления русской паствы была выслана группа священников во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). Архимандрит, придя на место, устроил богослужение «правильное и стройное», благодаря чему в православие стали обращаться первые этнические китайцы. Официально русских миссионеров зачислили как чиновников на императорскую службу, например архимандрит Иларион получил звание «мандарина».

До второй половины XIX века Китай шел курсом изоляционизма и ограждал себя от иностранных культурных влияний. Все это время участники миссии были одновременно и дипломатами, и свидетелями исторических событий, и бытописателями — один из них, архимандрит Иакинф (Бичурин), возглавлявший миссию в начале XIX века, оставил после себя труды по китайскому языку, географии и литературе, а также детальное описание достопримечательностей и нравов Пекина.

К 1864 году в Китае насчитывалось не более 200 православных вместе с местными жителями, в это число входили и потомки казаков-албазинцев. Для примера, количество католиков исчислялось десятками тысяч, так как в Поднебесной империи активно действовали иезуиты.

Святитель Митрофан Китайский

В 1898 году в Китае вспыхнуло восстание «ихэтуаней» — так называли себя группы местных жителей, боровшиеся против западного влияния (в истории этот мятеж известен еще как «восстание боксеров», многие из восставших занимались единоборствами). «Ихэтуани» видели христианство своим главным врагом, виня его в бедах страны.

В июне 1900 года восставшие сожгли здания православной миссии в Пекине. В ночь с 10 на 11 июня они ворвались в дом, где скрывались православные китайцы во главе с первым рукоположенным китайским священником, им был иерей Митрофан Цзи Чунь. Всего в доме и около него было 222 человека. Все они приняли мученическую кончину от рук восставших и открыли собой список китайских новомучеников, прославленных в ранге святых.

Известно, что Митрофан Цзи Чунь долгое время отказывался принимать священный сан. Он воспитывался при миссии, помогал переводить богослужебные книги на китайский язык. Рукоположил его, после долгих увещеваний со стороны миссии, архиепископ Николай (Касаткин), основатель Православной церкви в Японии, впоследствии канонизированный.


Митрофан Цзи Чунь

Сотрудники Пекинской миссии отмечали незлобивый характер первого китайского священника, он был прост душой, почти юродив, его доверием пользовались и друзья, и враги. Мятежников, ворвавшихся в его дом, он, по преданию, встретил первым, сидя у финикового дерева, возможно, таким образом он хотел остановить «ихэтуаней», не дать им пройти в комнаты, где были женщины и дети.

Отца Митрофана искололи копьями, нанеся по меньшей мере два десятка ударов. Его жене, получившей при крещении имя Татьяна, удалось скрыться из дома, но на следующий день восставшие схватили ее и обезглавили.

По церковному календарю память китайских новомучеников совершается 24 июня.

Босой священник

Революция 1917 года оказала прямое влияние на распространение православия в Китае. В эту страну, спасаясь от преследования большевиков, устремились тысячи беженцев из России, центрами православия стали города Шанхай и Харбин. К 1949 году, когда в Китае пришли к власти коммунисты, в стране насчитывалось более 100 православных храмов (во время восстания «ихэтуаней» их было всего около десятка).

Важной фигурой этого периода стал епископ Иоанн (Максимович), получивший по месту своей епископии прозвище «Шанхайский». Он прибыл в Китай в 1934 году и сразу же развернул бурную деятельность — начал строительство Свято-Николаевского Собора в честь убитого царя, возобновил стройку кафедрального собора, организовал приют для бездомных детей, выступал с лекциями и проповедями.

«Владыка Иоанн вездесущий», — так писали про него современники. Его можно было встретить в самых разных местах Шанхая: в госпиталях, где он исповедовал умирающих, на улицах, раздающим хлеб, на собраниях дворянской эмиграции. При этом про себя владыка Иоанн не помнил вовсе. Ходил он, по описаниям очевидцев, в одежде простой и изношенной, на ногах носил легкие сандалии, да и те задерживались у него ненадолго — владыка мог отдать обувь нищему на улице и продолжал передвигаться по городу босым.

Зимой температура в Шанхае опускается ниже нуля. Местные жители не могли поверить, что этот невысокий босой человек в черных одеяниях и есть глава православной церкви на их земле. Привлеченные примером аскезы и нестяжательства, китайцы приходили в храмы, принимали крещение.


Иоанн Шанхайский (в центре - по прибытии в Шанхай, ноябрь 1934)

После революции православие в Китае входило в юрисдикцию Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), которую возглавлял эмигрировавший из России епископат. В 1945 году православные архиереи попросили о воссоединении с Московским патриархатом, поскольку связь с Зарубежным Синодом прервалась из-за войны. Владыка Иоанн, возведенный к тому времени в сан архиепископа, выступал за то, чтобы оставаться в юрисдикции РПЦЗ.

1949 год стал годом основания Китайской Народной Республики. Смена правительства привела к исходу православных верующих из Китая. Вместе со своей паствой покинул страну и «босой» архиепископ Иоанн. В 2008 году церковь прославит его в лике святых.

Коммунизм и современность

Коммунистический Китай взял курс на независимость от иностранных религиозных организаций. Это привело к тому, что Священный Синод РПЦ даровал Православной церкви в КНР автономию. В 1957 году в Москве хиротонисали в епископа китайского монаха Василия (Шуана), который должен был возглавить автономную церковь, но вскоре скончался.

Церковь осталась без предстоятеля, а в стране тем временем развернули «культурную революцию» — кампанию по борьбе с инакомыслием и укреплению лидерства Мао Цзэдуна, которая продлилась 10 лет. Богослужебная жизнь фактически остановилась: храмы закрывали и жгли, иконы замазывали дегтем, священников отправляли в тюрьмы — предварительно выставляя перед народом как врагов.

Первый проблеск возвращения к легальному статусу произошел в 1986 году, когда в Харбине открыли для богослужения Покровский храм. По оценкам Синодального отдела внешних церковных связей РПЦ, сегодня в КНР около 15 тыс. православных верующих, которые в основном проживают в Пекине, Шанхае и автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия. В связи с тем, что церковь до сих пор не имеет своего предстоятеля, каноническое попечение о ее пастве осуществляет Патриарх Московский и всея Руси.

Последние китайские священники были рукоположены более 50 лет назад. На сегодняшний день их двое, и каждому из них глубоко за восемьдесят. На помощь им в совершении богослужений приходят священники Русской православной церкви. С 1994 года в стране действует закон, позволяющий иностранным священнослужителям совершать богослужения, но для этого им нужно получить приглашение китайских религиозных организаций и согласие Управления по делам религии при Госсовете КНР.

Михаил Боков
«Русская планета», 19 мая 2015
Tags: 18-19-ее века, 20-й век, азия, биографии и личности, восток, дальний восток, заграница, идеология и власть, история, казаки, китай, культура, мракобесие, народы, нравы и мораль, общество и население, православие, революции и перевороты, регионы, религии, репрессии и цензура, российская империя, святые, священники, смерти и жертвы, современность, социализм и коммунизм, средневековье, страны и столицы, турция и византия, фото и картинки, христианство, цивилизации, эпохи
Subscribe
promo yarodom september 20, 2012 20:29 8
Buy for 10 tokens
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments