Мы родом ...

Велокавказ #3 Гостеприимство
Я витрина
mamlas wrote in yarodom
Ещё путешествия по Кавказу и Сев.КавказуВелоэкспедиция по Кавказу. Часть 3. Гостеприимство Кавказа
Природа Кавказа / Фотографии для души и ума

Путешествие только начинается, а впечатлений уже хоть отбавляй. А впереди минеральные источники, ночевка в гостях у пастуха и заброшенные рудники Тырныауза.

Ещё в велокавказе

В 6 утра мы уже едем по идеальной новой асфальтовой дороге в сторону Эльбруса. Вот только снова начался подъем. Но нам несказанно повезло, мимо на работу проезжал экскаваторщик и он решил нас подвезти. Велосипеды в ковш, а мы в кабину. Ну как в кабину, Илюха поместился, а я сел снаружи – с ветерком.

Фото Ильи Степанова

Так за час мы добрались до самого лагеря. Здесь много машин и палаток. Все с огромными палатками и видно, что стоят подолгу. Мы же поскорей поставили палатку, ведь пошёл дождь.

Но дождь был недолгий и после мы отправились на разведку – найти что-нибудь перекусить и набрать нарзан из источника. У источника кафе – перекусили шурпой и пловом. Тут же рядом магазинчик, запаслись сладостями и крупой в дорогу. Около источника стоит табличка – на ней расписание: с 10 до 13 - женщины, с 13 до 17 – общее время. Я не сразу понял, что за расписание. Оказывается источник представляет собой ванну 2*3 метра и в ней по очереди как селедки в бочке сидят люди. Вроде как нарзан полезен как внутрь, так и в наружном применении. Мы не рискнули искупаться, пока только внутрь. Настоящая минералка! Решили прогуляться по тропе выше. В получасе ходьбы от источника находится поляна Эммануэля. Отсюда генерал Эммануэль с местными проводниками впервые поднялся на Эльбрус в 1829 году. Сейчас тут пасутся коровы, стоит кошара и через ручей альплагерь. На 400 метров вверх немецкий аэродром (здесь во время войны садились военные самолеты) и каменные «грибы». Еще выше находится Северный приют, откуда альпинисты начинают восхождение на Эльбрус. Вечер близко, мы выше подняться не успеем. Встретили альпинистов из Швеции – они тренируются перед восхождением. Вообще очень много альпинистов и иностранцев. На обратном пути на поляне собрали чабрец для чая. Теперь помимо мяты – мелиссы, у нас есть и чабрец.</span>

Вечером в гости позвали наши соседи – 3 черкеса. Они здесь собираются жить больше месяца – лечатся нарзаном, говорят, помогает. Уже в возрасте. Накормили нас шурпой, сыром, напоили чаем. Разговаривали об истории и местной культуре, языке черкесов. Но ночь глядя прогулялись ещё раз к нарзанной ванне. А воды там нет. В ванной стоят люди и смотрят в дыру. Мы долго не могли понять, в чём дело, может ритуал какой. Уже утром наши соседи открыли секрет – оказывается, так они принимали воздушные ванны, дышали парами нарзана, оказывается тоже лечебная процедура.

День 7. От кошары к кошаре

Надо двигаться дальше. Начинаем подъем на перевал. Все время путь наш будет лежать по ущелью. На нашем пути первая кошара. Пастух пригласил нас внутрь. Накормил сыром, хлебом, айраном. Всё своё – очень вкусное. Большое стадо овец ушло на выпас.

Далее на нашем пути множество нарзанных источников. У всех разный вкус, минерализация и насыщенность цвета. Считается, что чем краснее вода, тем полезнее источник. Хотя бывают и белые нарзаны.

Фото Ильи Степанова

Около перевала ещё одна кошара, пастухи снова нас позвали в гости и накормили. Вот и вершина перевала, здесь туман и небольшое озеро. Стоят палатки – сюда приехали астрономы с телескопами из Саратова. Ждут погоды.

А мы начинаем спуск. Круто вниз по камням. Всё время туман и даже накрапывает дождик. Коровы и лошади пасутся где-то в тумане, мы только слышим блеяние. Долго гонялись за лошадьми в тумане в поисках хорошего кадра, но они все выше и выше забирались на холм. </span>

Дождь усиливается. Встретили пастуха на лошади, он нам предложил переночевать у его кошары, переждать дождь. Мы согласились, в такую погоду нет желания идти по дороге. Пастух сделал нам чай, предложил вяленое мясо, сыр, хлеб. А сам пошёл за коровами. Мы поставили палатку около кошары. Вечером сын пастуха пригнал овец. Живут они тут вдвоем, смена по 15 дней. Интересно, что сын закончил университет – учился на юриста, но ему нравится быть пастухом. На ужин попробовали только что испекшийся хлеб.

К этому времени у меня сели все аккумуляторы к фотоаппарату, так что пришлось снимать на телефон.

День 8. Через рудники Тырныауза

Проснулись в 6 утра, выглянули из палатки, ни о каком тумане и речи нет. Солнце светит, наконец, мы увидели красоту долины. Жизнь кипит, пастухи уже доят коров, сразу же молоко идёт на сыр – молоко кипятят и добавляют закваску. Сыворотка – на корм собакам (кстати, собаки живут практически на одной сыворотке). Безотходное производство. Позавтракали бараньим шашлыком, приготовленным в казане, попрощались с гостеприимными пастухами и отправились в путь.

Небольшой подъем вверх, а затем начинается резкий спуск в Баксанское ущелье. Спускаемся по склону горы, тут раньше добывали редкоземельные металлы (молибден, вольфрам и т.д.), вся гора в шахтах и разработках. Шахты заброшены или завалены. Мы нашли всё же одну, куда можно зайти, но внутри ничего интересного – бесконечная шахта, до конца мы не рискнули идти, тем более что началась вода. Чуть ниже целый шахтерский городок, заброшенный конечно. Более того городок почти разобран до основания, железобетонные плиты разбирают и сдают металл по 7 руб. за кг, так сказали нам местные ребята, которые приехали сюда поживиться и тоже набрать металла. Грустное зрелище. Когда-то сюда вела даже канатная дорога. Спустились в Тырныауз. Город тоже в плачевном состоянии, завод разрушен, работы нет, люди уезжают отсюда.

Фото Ильи Степанова

Уже после заката добрались в Нейтрино (да-да, здесь расположена знаменитая шахта, где ловят нейтрино) – здесь поживём несколько дней на квартире у моего друга. Вот такой должен быть вид из окна девятиэтажки.

Продолжение следует...

Маршрут экспедиции:

Карта экспедиции

promo yarodom сентябрь 20, 2012 20:29 5
У каждого из нас есть малая Родина и Родина большая. Кто-то живет и работает на чужбине. Многих из нас раскидало по странам и весям. У каждого из нас найдутся различные истории о своих местах и далекой стороне, своей жизни или жизни других. О том, что было, есть и будет с нами. ​*** В…